Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Дело об учреждении женской общины в местности Керес-бок Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.

1. О женских общинах

После монастырской реформы 1764 года стали возникать обители нового типа – женские общины. Женские общины по внешнему и внутреннему устройству представляли тот же монастырь, но женщины, вступившие в общину, не постригались в монашество. Однако жили они по тем же правилам, что и послушницы в монастырях.

Женские общины, так же, как монастыри, принимали участие в деле народного образования (школах при общинах), так же, как монастыри, проявляли христианское милосердие (приюты, богадельни, больницы, странноприимные дома при общинах). Общины создавались по инициативе женщин, но утверждались Святейшим Синодом. Большинство общин со временем были обращены в женские монастыри.

2. О судьбе тех, чьи прошения, рапорты и резолюции имеются в деле

Перпетуя Тюрнина, 1871 года рождения, по национальности коми.

В апреле 1907 года 9 зырянок отправили в Правительственный Синод прошение об открытии женской общины в местности Керес-бок Усть-Сысольского уезда.

Возглавляла группу просительниц крестьянка Перпетуя Тюрнина, жительница села Усть-Кулом.

6 октября 1931 года Перпетуя арестована, ей предъявлено обвинение по статье 58-10 УК РСФСР. 10 октября 1931 года дело по обвинению Тюрниной Перпетуи Михайловны прекращено.

Священник Усть-Куломской Петропавловской церкви Иоанн Попов, 1872 года рождения, по национальности коми.

Сын заштатного псаломщика-диакона. Окончил Вологодскую Духовную семинарию. В 1893 году – псаломщик в Спасской Жешартской церкви Яренского уезда. В 1896 году рукоположен, служил в Преображенской Аныбской церкви Усть-Сысольского уезда. С 1903 года – помощник благочинного 5-го округа. В 1906 году перемещен в Петро-Павловскую Усть-Куломскую церковь. С 1912 года – благочинный 5-го округа. Преподавал закон Божий в Усть-Куломском, Носимском и Кебыд-Помском училищах. В семействе у него жена Анна Петровна. Детей не было.

Священник Иоанн Попов также арестован 6 октября 1931 года. Ему предъявлено обвинение по статье 58-10 УК РСФСР. 10 октября дело по обвинению Попова Ивана Николаевича, жителя села Усть-Кулом, прекращено. В 1936 году он арестован вновь. Приговор – 10 лет ИТЛ, в 1938 году расстрелян.

Благочинный 5-го округа Усть-Сысольского уезда священник Христорождественской Деревянской церкви Дмитрий Попов, 1863 года рождения, по национальности коми.

Сын священника. Учился в Вологодской Духовной семинарии. В 1884 году - псаломщик в Деревянской церкви, в 1886 году – диакон, в 1888 году – священник. С 1895 года – помощник благочинного, с 1903 года до 1912 года - благочинный 5-го округа.

В 1898 году Священный Синод назначил Дмитрия Попова цензором зырянских переводов. Он и сам писал стихи на языке коми. Депутат на епархиальные и окружные съезды. Заведующий и законоучитель в церковно-приходской и второклассной школах. Создал первую в уезде богадельню в Деревянске.

В семействе у него жена Анна Александровна и 6 детей: Александра 1891 г.р., Мария 1892 г.р., Сергей 1895 г.р., Надежда 1899 г.р., Феодосий 1902 г.р., Борис 1907 г.р.

Священник Дмитрий Попов поверил революции 1917 года, он участвовал в работе 1-го съезда Советов депутатов Усть-Сысольского уезда и был избран заместителем председателя уездисполкома. В 1918 году Дмитрий Попов избран комиссаром народного хозяйства, он разработал программу по созданию и развитию автономной республики Коми.

В этом же году бывший благочинный лишен сана. Паства и коллеги отвернулись от попа-расстриги. Когда тонул его сын Феодосий, никто из крестьян не пришел на помощь. Не захотели, потому что это был его сын.

В 1919 году Попов Дмитрий Яковлевич переведен в Устюг в губисполком. «Товарищи» не доверяли бывшему священнику. Чужой всем через два года он умер в одиночестве в своем доме в Деревянске.

Архиепископ Никон.

В миру - Николай Иванович Рождественский. Церковный деятель и духовный писатель.

Родился в 1851 году, сын сельского дьячка. Окончил Московскую духовную семинарию. В 1880 году постригся в монашество в Троице-Сергиевой лавре. С 1882 года - иеромонах, с 1892 года - архимандрит, с 1893 года – казначей лавры.

В 1904 году Никон рукоположен в сан епископа. С 1906 года – епископ Вологодский и Тотемский, в 1912 году уволен по болезни от управления епархией.

С 1913 года – архиепископ, председатель издательского совета при Синоде.

В 1916 году по прошению уволен на покой и вернулся в Троице-Сергиеву лавру. Революцию 1917 года воспринял как гибель России. Умер в 1918 году.

3. Краткое изложение документов, подшитых в деле № 18584

Цветом выделены:

Зеленый цвет - крестьянские прошения.

Красный цвет - документы церковной власти.

Синий цвет – документы светской власти.

В апреле 1907 года в Святейший Правительственный Синод от крестьянских девиц Вологодской губернии Усть-Сысольского уезда Усть-Куломской волости и села Усть-Кулом подано прошение.

В 3-х верстах от Усть-Кулома на казенной даче Вычегодского лесничества находится местность Керес-бок. Она никем не занята и находится в распоряжении казны. В ней несколько десятин удобной для пахоты и сенокошения земли, и много дровяного и строевого леса. По нашим сновидениям выходит, что промыслу Божию угодно эту местность населить иночествующими. Женские монастыри от нас далеко, самый ближний в 300 верстах. Все монастыри находятся в русских местах. Из нас, желающих монастырской жизни, многие не имеют достаточных средств для поступления в монастыри, и нам будет трудно в русском монастыре по причине незнания русского языка. Просим разрешения составить женскую общину в пределах нашего уезда. Здесь пока ещё нет пристанища, куда пошли бы многие зырянки в поисках тишины от житейских бурь и для спасения души.

Просим отвести нам землю бесплатно. Эта местность в стороне от дороги и от Вычегды реки в одной версте. Место уединенное и прекрасное.

На первое время у нас есть свои средства, в будущем надеемся на промысел Божий и свои труды.

Присовокупляем, что есть из нас грамотные, умеющие хорошо читать книги, но писать мало кто может. Несколько лет мы читаем псалтирь. Мы любим иноческую жизнь. Мы способны к рукоделиям и крестьянской работе.

Нам известно, что зырянки из русских монастырей, при открытии монастыря на родине, перейдут в эту общину. Послушницы, имеющие опыт монастырской жизни, могли бы руководить нашей общиной по уставу сестер.

16 апреля 1907 года. Крестьянские девицы:

1. Перпетуя внебрачная Тюрнина

2. Елизавета Сергеевна Разсыхаева

3. Ирина Ивановна Липина

4. Анастасия Ивановна Кипрушева

5. Елена Алексеевна Кочанова

6. Анастасия Степановна Попова

7. Анна внебрачная Морохина (вдова)

8. дочь псаломщика Марина Федоровна Попова

9. дочь псаломщика Анна Федоровна Попова.

В июне 1907 года в Святейший Правительственный Синод от Перпетуи внебрачной Тюрниной и ещё 5 девиц подано второе прошение.

На основании поданного нами в апреле 1907 года прошения осмеливаемся дополнительно сообщить Правительственному Синоду. В воскресение 3 июня местный священник Иоанн Попов после литургии шел с хоругвями и иконами в Керес-бок отслужить молебен перед крестом. Молебен отслужен с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы и водосвятием. Из глаз молящихся текли слезы умиления и покаяния. Мы не оповещали, но народу собралось несколько сот. После молебствия и окропления народ, приложившись ко кресту, устремился на источник (ключ). Воду пили и умывались. Шествие туда и назад сопровождалось колокольным звоном. Из этого видно, что местность Керес-бок почитаема за святое место, Господь благословляет эту местность быть духовным пристанищем для зырянских девиц, коим негде главу преклонить от мирских сует. Вторично просим Святейший синод о дозволении устроить женскую общину в первое время на свои собственные средства, а далее как Бог благословит. Просим местность отвести нам бесплатно. Крестьянские девицы села Усть-Кулом:

1. Перпетуя внебрачная Тюрнина

2. Кипрушева Анастасия Ивановна

3. Разсыхаева Елизавета Сергеевна

4. Кочанова Елена Алексеевна

5. псаломщицкая дочь Марина Федоровна Попова

6. псаломщицкая дочь Анна Федоровна Попова.

13 августа 1907 года. В Вологодской Духовной Консистории слушали указ Святейшего Синода от 8 июня 1907 года с препровождением прошения крестьянских девиц из села Усть-Кулом.

Решили:

1 - прошение препроводить в Велико-Устюжское Духовное правление, чтобы собрать через причт Усть-Куломской церкви сведения о благонадежности и чистоте намерений лиц, желающих устроить женскую общину, а также о средствах, какими эти лица располагают.

2 – копию указа передать Преосвященнейшему Никону епископу Вологодскому и Тотемскому.

18 августа 1907 года. В Велико-Устюжское Духовное правление рапорт причта Усть-Куломской Петро-Павловской церкви.

Во исполнение указа честь имеем донести, что по наведенным справкам девицы села Усть-Кулом

1. Перпетуя Тюрнина

2. Елизавета Разсыхаева

3. Ирина Липина

4. Анастасия Кипрушева

5. Елена Кочанова

6. Анастасия Попова

7. Анна Морохина

8. Мариамна Попова и

9. Анна Попова действительно имеют намерение устроить женскую общину в местности Керес-бок, находящейся в Вычегодской Вислянской казенной даче Усть-Сысольского уезда. Они желают иметь пахотной и сенокосной земли около 50 десятин, дают своих денег 775 рублей и 3 маленьких дома стоимостью 425 рублей. Кроме того после открытия общины некоторые из этих лиц внесут 350 рублей, а потом надеются на сборы с местных жителей. Характеристика девиц по показаниям местных следующая.

1. Перпетуя внебрачная Тюрнина, 40 лет, повариха, всю жизнь провела в легком труде, временами читает псалтирь, религиозностью не отличается, и в состав женской общины по своим нравственным качествам вступить не может, так как опорочила своё девство распутством. Два года тому назад выезжала из села в Вятскую губернию для сокрытия девичьего позора и разрешения от беременности.

2. Девица Елизавета Сергеевна Разсыхаева, 70 лет. Это самая благонадежная из всех и благонравная по поведению, ведущая чисто монашеский образ жизни с соблюдением чисто монашеского правила. Ревностна к посещениям храма, занимается чтением псалтири. К труду не способна по своей старости. К управлению общиной не годна по своей неподготовленности к этому и неполной осведомленности в православном учении.

3. Девица Ирина Ильинична Липина, 60 лет. Прожила свою жизнь в легком труде, занимаясь чтением псалтири. К труду не способна по старости, выдающейся религиозностью не отличается. И хотя об особенных безнравственных поступках её не слышно, но в составе женской общины быть не может, так как не тверда в своей религиозно-нравственной жизни.

4. Девица Анастасия Ивановна Кипрушева, 52 года. Прожила жизнь в тяжелом труде, но теперь по своей начавшейся старости уже становится неспособной к труду, христианский долг исповеди и причастия исполняет ежегодно, но в состав женской общины войти не может, она безграмотна и нетверда в знании истин православия.

5. Девица Елена Алексеевна Кочанова, 42 года. Провела жизнь в услужении у разных чиновников, к тяжелому труду не способна. Особенной религиозностью не отличается. К посещению храма не вполне усердна и не может быть надежным членом женской общины.

6. Девица Анастасия Стефановна Попова, 31 год. Религиозностью не отличается, в храме бывает редко. В состав женской общины войти не может по своим нравственным качествам. В прошлом году у неё был выкидыш и поныне живёт не беспорочно.

7. Вдова Анна Ивановна Морохина, 42 года. Скромна, ежегодно исповедуется и причащается. Но религиозностью не отличается, войти в женскую общину не может, она безграмотна и не основательна в истинах православной веры.

8. Мариамна Федоровна Попова, 52 года, дочь умершего псаломщика Усть-Куломской церкви. Хотя провела жизнь в среде духовенства, религиозностью не отличается, к тяжелому труду не способна, вступить в состав женской общины не может, так как и поныне тайно сожительствует с одним вдовцом.

9. Девица Анна Федоровна Попова, 42 года. Дочь умершего псаломщика. Портниха, век свой прожила на этом труде, полуграмотна, усердна к посещению храма и паломничеству. Вступить в общину не может, так как не тверда в знании истин православной веры.

Ввиду этого мы не надеемся, что община, составленная из них и руководимая ими, будет подтверждать достоинство, славу и честь православия. Вопрос об учреждении общины мы считаем преждевременным и предоставляем решить дело епархиальному начальству. Эту местность Керес-бок девицы выбрали потому, что здесь есть источник, и года три назад эти девицы собирались сюда временами для сбора грибов и ягод, отдыхали у источника, им и пришла в голову мысль устроить здесь общину, поставив первоначально крест. О ходатайстве перед Синодом мы доселе не знали.

В этом 1907 году по усиленной просьбе этих девиц и других прихожан был совершен у креста молебен Покрову Божией Матери. Во время молебна и водоосвящения с некоторыми истеричными женщинами случились припадки, их окропили святой водой и умыли – привели в чувство. Это повторилось при другом молебне. Приписывая силу самому источнику, теперь приходят к нему больные. Молва о целебности распространяется самими девицами. Если стечение больных всё будет увеличиваться, то мы выйдем с ходатайством перед епархиальным начальством о построении здесь часовни.

Священник Иоанн Попов, диакон Василий Попов, исполняющий должность псаломщика Михаил Трубачев.

22 августа 1907 года. В Велико-Устюжское духовное правление рапорт благочинного 5-го округа Усть-Сысольского уезда Димитрия Попова.

1.Средства, предлагаемые просительницами, будут недостаточны для обеспечения общины. Испрашиваемая земля, как я убедился при личном осмотре, представляет собой невырубленный мелкий лес, местами лес вырублен, пни не выкорчеваны. Так что переработка под сельскохозяйственные культуры потребует много затрат труда и капитала, чего нет у просительниц.

Без посторонней солидной помощи на одни только указанные и гадательные средства община не может возникнуть и стать на ноги, и в своём дальнейшем существовании будет зависеть от случайных пожертвований, надежда на которые в пределах уезда очень слаба. Это мне известно по моим многолетним наблюдениям за жизнью края. Было бы несправедливо обречь общину в случае открытия на бедное существование.

2. Кроме того нельзя не заметить, что не все просительницы могут оправдать доверие церковной власти. У некоторых из них репутация дурная и в приходе и за пределами его. Вопрос об истинных побуждениях ходатайства просительниц ставит многих в полное недоумение.

Я решил высказать свои соображения по данному вопросу, хотя мнения моего и не требовалось.

27 августа 1907 года в Вологодскую Духовную Консисторию из Вологодского Губернского правления.

Усматривая из прилагаемого рапорта Усть-Сысольского уездного исправника, что в местности Керес-бок 3 июня и 19 июля совершен крестный ход священником Иоанном Поповым и отслужен молебен при большом скоплении народа.

Неясно, молебен был самовольный или с разрешения епархиального начальства?

Рапорт Усть-Сысольского уездного исправника господину Вологодскому Губернатору.

Пристав 2-го стана вверенного мне уезда рапортом от 2 августа сего года донес мне, что от села Усть-Кулом в 3-х верстах по кужской дороге в местности Керес-бок около 3-х лет назад поставлен деревянный крест, теперь поставлен уже новый крест, он окрашен белой краской, на кресте 6 небольших икон. Этот крест поставили туда пожилые девки Перпетуя и Фелицата внебрачные Тюрнины, Елена Алексеевна Кочанова и Анна Федоровна Попова. Как говорит Перпетуя: «поставили крест на основании виденных мной снов». Она и Анна Попова нашли на этом месте бумажную икону Покрова Пресвятой Богородицы. От креста в стороне в 66 саженях имеется вытекающий из болота ручей, куда в узком месте вделан короткий желоб. Эту воду называют местные жители целительной. В настоящее время девки везде распространяют слухи, что местность и вода святые. Говорят, что здесь проявляются чудеса. Из всех окрестных мест (волости Подъельская, Деревянская, Керчемская, Усть-Немская) стекается народ, чтобы помолиться и умыться водой.

Местный батюшка Иоанн Попов 3 июня и 19 июля ходил туда с крестным ходом, иконами, хоругвями, напрестольным крестом, евангелием и совершал молебны в Керес-бок. Богомольцев было около 200 человек. Они зажгли свечи, привезенные церковным старостой, староста собирал деньги на блюде, а псаломщик стоял около священника и собирал с прикладывающихся ко кресту деньги за молебен.

Собранные деньги поступают на отдельный счет для строительства часовни, а впоследствии – женского монастыря.

После все пошли к ручью, где умывались, а порченые и бесноватые падали, что считается силой воды. Главная руководительница в сооружении креста и распространении слухов – Перпетуя Тюрнина. После молебна около креста она читала псалтирь и объясняла силу святой воды, а также свои сны, после чего богомольцы подавали деньги на часовню. На эти деньги Перпетуя поставила новый крест. Многие богомольцы оставляют около креста деньги. По слухам эти 4 девицы подали прошение в Синод об устроении здесь женской обители.

19 июля здесь собралось человек 200.Привезли на телегах больных, был крестный ход. Присутствовали отец Иоанн Попов – помощник благочинного, псаломщик, помощник волостного старшины, урядник.

Докладываю о нравственных качествах этих девиц. Перпетуя и Фелицата незаконнорожденные Тюрнины – это пожилые девки 40 и 38 лет, они вели распутную жизнь. Перпетуя жила в служанках в русских отдаленных местах, имела внебрачного ребенка, он сейчас в приюте. В прошлую осень замечена в сожительстве с бывшим диаконом Поповым. У Фелицаты внебрачный ребенок умер. Елена Кочанова 41 года тоже не особенно хорошего поведения. Анна Попова ни в чем не замечена.

19 сентября 1907 года. В Вологодскую Духовную консисторию от Велико-Устюжского духовного правления рапорт.

Велико-Устюжское духовное правление заслушав рапорт благочинного 5-го округа Димитрия Попова постановило. По сведениям причта из 9 просительниц только Елизавета Разсыхаева благонадежна и благонравна, но к труду неспособна по старости (70 лет), а к управлению негодна по своей неподготовленности к этому и неполной осведомленности в православном учении. Некоторые из просительниц имеют дурную репутацию в приходе и за пределами. Вызывают недоумение истинные причины ходатайства об организации общины. О благонадёжности и чистоте намерений нельзя дать благоприятного отзыва.

На первоначальное устроение они дают 775 рублей и 3 маленьких деревянных дома с пристройками стоимостью 425 рублей. Этого мало. Надежда слаба, что им подадут. Они просят 50 десятин из Вычегодской вислянской дачи. Это урочище Нюр-Курья-бок. Земля осмотрена благочинным. Это мелколесье и вырубки с пнями. Нужно много труда и средств приложить.

Поэтому ввиду неблагонадежности лиц, желающих устроить женскую общину, и за неимением средств прошение девиц от 16 апреля 1907 года оставить без удовлетворения.

6 октября 1907 года. В журнале Вологодской Духовной Консистории запись.

Девицы и вдова (перечисляются имена) возбудили перед Священным Синодом ходатайство о разрешении им устроить женскую общину в Керес-бок.

Основание: искреннее желание уединенной монашеской жизни.

По собранным сведениям оказалось:

1. Просительницы не пользуются уважением у населения.

2. Место обычное, ничем не примечательное. Слухи о нём распространяют сами девицы.

3. Нет средств достаточных для обработки 50 десятин земли.

4. В делопроизводстве консистории имеется полученное от губернского правления сообщение уездного исправника. Из него следует, что причт совершает молебны у источника, берущего начало из лужи, в которую стекает грязная вода, опасная для здоровья.

Рассматривая обстоятельства дела согласно указу Синода от 7 августа 1907 года, Консистория определяет:

1. В удовлетворении ходатайства отказать, о чем объявить девицам через волостное правление.

2. Священнику Усть-Куломской церкви вразумить просительниц, убедить их в непристойности для чад православной церкви поступков, производящих волнение в народе. Предупредить их, что если не прекратят распространение слухов и не уберут крест, то попадут под эпитимию.

3. Прихожанам разъяснить, что не надо легковерия.

4. Не совершать молебны в Керес-бок, чтобы не способствовать обману народа.

О настоящем уведомить

1. Губернское правление

2. Усть-Куломское волостное правление

3. Благочинного 5-го округа.

12 октября 1907 года. Из Вологодской Духовной Консистории в Усть-Куломское волостное правление.

Духовная консистория просит объявить девицам, что просьба их определением вологодского епархиального начальства от 6 октября 1907 года оставлена без удовлетворения. Секретарь Лебедев, столоначальник Голубев.

30 октября 1907 года. Настоящее предписание объявлено Анне Федоровне Поповой, неграмотной. За неё расписался Ефим Кузнецов.

23 марта 1908 года крестьяне Усть-Куломской волости решили строить часовню в местности Керес-бок. Выписка из приговора № 17.

Мы нижеподписавшиеся крестьяне Усть-Куломской волости и общества, 404 человека из 648 домохозяев, имеющих право голоса, на сходе в общем собрании в присутствии волостного старшины И. Попова и помощника его М. Нестерова сообщаем:

1.Одним из жителей Усть-Кулома поставлен крест в живописном месте, оттуда виднеется Троице-Стефановский Ульяновский монастырь в 20 верстах. Мы посещали это место сначала из любопытства. И стали замечать разные видения и чаще всего, иногда довольно продолжительное время, замечали необыкновенный свет.

2. Больные видят во сне эту местность. Люди видят во сне, что, если совершить молебен Покрову Пресвятой Богородицы, то наступит исцеление. Молебствия в Керос-бок были и исцелились даже те, от кого отказались врачи. Мы чувствуем в означенной местности благодать Божию.

3. Мы наблюдали проявления Божественной силы. Бесноватые с руганью на Бога и Матерь Его падали на землю и исцелялись во время молебна.

Об этом узнали и другие жители, не только из Усть-Кулома. В это место приходят богомольцы из других мест и исцеляются.

Вследствие этого мы решили устроить часовню Покрова Пресвятой Богородицы в память чудесного спасения его императорского величества в августе 1907 года во время плавания на императорской яхте Штандарт. Мы хотим возносить свои молитвы, чтобы Божия Матерь сохраняла своим Покровом жизнь государя и его августейшего семейства.

Просим его Высокопреосвященство Никона епископа Вологодского и Тотемского разрешить устроить часовню Покрова Божией Матери и разрешить к сей часовне крестные ходы в следующие дни:

1. 19 июля – в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

2. 26 августа - при общем крестном ходе.

3. 1 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Просим разрешить совершать молебны и в другие дни по желанию прихожан. Просим ходатайствовать перед местными ведомствами, так как часовню хотим строить в казенной даче Вычегодского лесничества.

Просим разрешить устроить кружку при часовне в пользу церковной казны, за счет которой и должна быть построена и украшена часовня.

Местность Керос-бок красивая, удобная в подъезде и ограждена от вредного воздействия чего - либо. Вода, какую берут жители, не застаивается, проточная.

Ходатайство по этому приговору поручается местному волостному правлению.

23 марта 1908 года, 404 человека.

24 мая 1908 года. Его преосвященству Никону епископу Вологодскому и Тотемскому прошение ниже подписавших девиц псаломщицкой дочери Анны Федоровны Поповой, крестьянских девиц Елены Алексеевны Кочановой, Перпетуи Тюрниной и других (всего 9 человек).

В апреле 1907 года мы подавали в Священный Синод прошение. Наше прошение Синод передал епархиальному начальству и определением от 6 октября 1907 года нашу просьбу оставили без удовлетворения, о чем нам объявили через местное волостное правление. Это нас поразило до глубины души. По клевете влиятельных лиц, не боящихся Бога, и угождающих более миру и человеку, это сделано по действию врага христианства.

Местность Керес-бок действительно благодатное место. Народ это чувствует и стекается. Там свершаются чудеса. Крестьяне составили 23 марта приговор, где описали всё происходящее в Керес-бок и постановили ходатайствовать о разрешении построить часовню. Этот приговор предоставлен Вашему Преосвященству 20 апреля 1908 года. Просим Вас при проезде в Ульяновский монастырь заехать в Керес-бок. Это в 17 верстах. Просим лично осмотреть место и убедиться в дивных делах Божиих.

Просим обратить ваше внимание на просительниц. Мы непоколебимы. Настоящее прошение просим присоединить к ходатайству крестьян о постройке часовни. Просим Вас, Владыко, ходатайствовать перед Синодом.

На этом прошении епископ Никон написал:

Если просительницы искренни, то мой совет – пойти в уже существующие монастыри. Не мечтать о новой обители для себя, а поступить в одну из тех, какие уже существуют.

В деле спасения души всего опаснее самочиние и своеволие. Безопаснее отказаться от своего желания и предаться воле Божией, лучше послушаться архипастыря, чем спорить с ним и своевольничать. Не дело простых девушек решать вопрос о чудесах. Это дело власти церковной.

26 июня 1908 года благочинному 5-го округа Усть-Сысольского уезда Дмитрию Попову от священника Усть-Куломской Петро-Павловской церкви Иоанна Попова рапорт.

Во исполнение указа Вологодской Духовной консистории от 4 июня 1908 года по поводу приговора крестьян Усть-Куломской волости построить часовню в местности Керес-бок доношу следующее.

Три года тому назад крестьянами Усть-Куломской волости водружен крест без всякого повода. В июне 1907 года крестьяне стали просить совершить молебен у креста. Я не решился отказать четырехстам человекам и совершил молебен с крестным ходом. Такие же молебны я совершил в июле и сентябре 1907 года. А потом после указа Вологодской Духовной консистории от 12 октября 1907 года и доныне молебствий не совершал.

Во время молебствия и освящения воды, взятой из источника, с кликушами случились припадки с криками, воплями. Народ приписал это действию святой воды. Явных исцелений не замечалось и доныне. Но народ приходит ко кресту, уносят воду. Народ привлекает вода, народ любит посещать те монастыри и места, откуда что-то можно унести. Так и здесь – уносят воду. Народ привлекает целебная вода, а не какие-то видения. И крестьяне просят часовню помимо нашего желания, без всякой причины. Поэтому удовлетворить их просьбу или нет, решать вам – епархиальному начальству. Мы не ходатаи об этом. Напротив, мы хотим прекратить это дело о кресте.

18 июля 1908 года. Рапорт в Вологодскую Духовную Консисторию благочинного 5-го округа Усть-Сысольского уезда Дмитрия Попова.

Указом Вологодской Духовной Консистории от 12 октября 1907 года предписано было священнику Усть-Куломской Петро-Павловской церкви Иоанну Попову принять меры пастырского вразумления прихожанок - просительниц об открытии женской общины Перпетуи Тюрниной и других с предложением убрать крест, поставленный ими в местности Керес-бок.

Священник Иоанн Попов от 29 июня 1908 года донес, что крест не убран.

Пребывание креста служит причиной паломничества туда простецов, верящих в чудодейственную силу его. Теми же прихожанками до сих пор разглашаются слухи об исцелениях и поддерживается слава этой местности, как особо избранной. Наивным людям теперь предлагается обносить вокруг креста камень, найденный у источника и считаемый за необычайный.

Я нахожу, что нужно сделать распоряжение о снесении креста, не возбуждая преследования просительниц за упорство. Считаю долгом доложить Консистории, что во всех поступках просительниц, характеризующих их религиозные взгляды, нет ничего сектантского, всё основано на расчете добиться цели: стать во главе общины, стать основательницами, особо избранными Промыслом Божиим для укрепления религиозности края. Честолюбивые мечты при полном невежестве, беззастенчивая лживость их руководительницы Перпетуи Тюрниной – женщины с темным прошлым, но уже перешедшей возраст искушений и увлечений, женщины религиозно экзальтированной – всё это привело просительниц к самообману и вере в необычайную святость местности Керес-бок.

В религиозном движении народа отступлений от православия не видно. Это искание темным, но глубоко верующим народом новых святынь, новых знамений, новых заступничеств больных физически и страждущих душой людей. Это не симптом уклонения с истинного пути, это, возможно, пробуждение религиозного сознания.

Тем не менее священнику Усть-Куломской Петро-Павловской церкви Иоанну Попову даны мной словесные инструкции быть на страже этого движения. И я не прекращаю наблюдения по этому поводу.

25 июля 1908 года. В журнале Вологодской Духовной Консистории определено:

Просить Усть-Сысольское полицейское управление снять крест в местности Керос-бок в присутствии причта и церковного старосты, крест поместить в приходскую церковь или палатку при оной.

Об этом послать указ благочинному для сообщения приходскому священнику, предписать об исполнении донести.

При этом указать, что епархиальное управление не находит оснований к постройке в Керос-бок часовни, о чём благочинный или священник должны объявить просителям.

31 июля 1908 года. Из Вологодской Духовной Консистории в Усть-Сысольское полицейское управление.

Вследствие рапорта благочинного 5-го округа Димитрия Попова с донесением священника Усть- Куломской Петро-Павловской церкви Иоанна Попова о неисполнении указа консистории от 12 октября 1907 года о снесении креста в Керос-бок. Вологодская Духовная Консистория просит Усть-Сысольское полицейское управление снять крест в присутствии причта и церковного старосты.

10 февраля 1909 года. Копия из книги приговоров.

Мы 489 человек Усть-Куломской волости из 685 домохозяев в присутствии волостного старшины И. Попова и трех помощников его просим разрешить построить часовню Покрова Пресвятой Богородицы в местности Керос-бок в память чудесного спасения государя императора во время плавания на яхте Штандарт. Просим разрешить крестные ходы к часовне в следующие дни:

19 июля – память преподобного Серафима Саровского.

30 июля – в день рождения цесаревича Алексия.

1 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

26 августа – при общем крестном ходе по окрестным полям (проводится с давних пор).

20 мая 1909 года. Исполняющий должность пристава 3-го стана Усть-Сысольского уезда в присутствии причта Усть-Куломской Петро-Павловской церкви при нижеподписавшихся понятых на основании распоряжения Вологодской Духовной Консистории от 31 июля 1908 года и предписания Усть-Сысольского уездного полицейского управления от 7-го августа 1908 года о снесении креста в местности Керос-бок и о помещении его в Петро-Павловскую церковь составил акт:

Прибыл сего 20-го мая 1909 года в Керос-бок. Прочитал вслух распоряжение Вологодской Духовной Консистории собравшимся и затем при помощи рабочих крест в 3 сажени высоты с 5-ю небольшими иконами, а также синий киот со старинной иконой и небольшим крестом и другой такой же киот с одной иконой, прикрепленной на ели у ручья, снял.

Перевез в Усть-Куломскую Петро-Павловскую церковь и по указанию причта всё положил на паперти Воскресенского храма этой церкви.

При снятии креста найдены 55 копеек, переданы церковному старосте. Присутствовали священник Иоанн Попов, псаломщик Михаил Трубачев и церковный староста Александр Липин.

8 июня 1909 года. В журнале Вологодской Духовной Консистории определено:

в виду исполнения определения Вологодской Духовной Консистории от 25 июля 1908 года дело считать оконченным.

10 сентября 1910 года. Его Преосвященству Никону епископу Вологодскому и Тотемскому прошение дочери псаломщика Перпетуи Тюрниной.

Четыре года тому назад я, дочь псаломщика, с восьмью благочестивыми девицами пожелали удовлетворить своё влечение к уединённой молитве в местности Керес-бок, где поставлен крест с иконочкой Покрова Пресвятой Богородицы. Нам запала мысль, не будет ли угодно Господу, чтобы на этом месте возникла иноческая община, в которой есть потребность в нашем крае. Женский монастырь от нас в 300 верстах, а много девиц желают посвятить себя девственной жизни. Мы стали хлопотать об открытии общины.

О кресте узнали местные жители, они упросили священника устроить крестный ход, стали происходить исцеления. Чем дальше, тем чудотворений стало больше.

По распоряжению местной духовной власти крест унесён в приходскую церковь. А исцеления у источника, там, где стоял крест, продолжаются.

В устроении общины нам отказано потому, что:

1. Вода в источнике мутная и нездоровая и что поблизости место для умершего скота. Но освидетельствование показало, что там закопана всего одна.корова. Это место не является скотомогильником. И вода там безвредная, что могут доказать врачи.

2. Место заросло лесом. Но с Божией помощью и большие леса превращают в нивы.

3. Средств мало! Господь не оставит нас без средств.

А если не пришло время общины, то прошу Вас о часовне. Разрешите снова водрузить крест, находящийся на паперти. Просить об этом заставляет скорбь, что кресту не воздаётся должного почитания. Люди чувствуют милость Божию, являющуюся через крест.

Предоставляю несколько исцелений по молитвам у креста.

Ваше Преосвященство, я уже больна, жить осталось недолго, явите милосердие.

Указ Вологодской Духовной Консистории от 30 сентября 1910 года.

Благочинному предлагается заверить случаи исцелений у креста и препроводить описания чудесных исцелений в Консисторию.

23 октября 1910 года. В Вологодскую Духовную Консисторию рапорт благочинного 5-го округа Усть-Сысольского уезда Вологодской епархии Димитрия Попова.

Ввиду того, что в служебной практике не было случаев проверки сообщений о чудесах, бывших от икон и крестов, и из книг я не нашёл указаний по сему предмету, прошу разъяснить мне в дополнение к указу от 30 сентября 1910 года относительно доставления заверенных сведений о чудесах. В приложении о чудесах упомянуты лица, живущие далеко от меня, то я должен:

1. допросить их на месте или собрать о них письменные сведения.

2. требовать ли свидетельских показаний об исцелении.

3. собирать показания в присутствии понятых или только причта.

4. спрашивать у врача и у соседей о болезни исцелившихся.

Долгом считаю сообщить Вологодской Духовной Консистории, что народное невежество и легковерие, возбуждаемое Перпетуей и другими, создало много легенд о Керес-бок, например:

1. Христос спустился на ручей в крестьянской телеге.

2. По ночам наблюдаются огненные столбы до неба.

3. Упал с неба камень, который должно носить на голове.

А между тем крест был заказан Перпетуей, а камень взят с дороги.

В этом деле необходимо серьезное расследование исцелений, не следует принимать самомнение за чудесное, чтобы не омрачить чистоту православия.

Прошу руководящих указаний.

30 октября 1910 года из Вологодской Духовной консистории благочинному 5-го округа Димитрию Попову.

Обследовать лишь на месте, не делая огласки, случаи исцелений от креста. Опросить лиц села Усть-Кулом.

21 декабря 1910 года. Село Усть-Кулом. Акт опроса исцелившихся, составлен благочинным Димитрием Поповым по указу Вологодской Духовной Консистории от 30 сентября 1910 года и разъяснению от 1 декабря 1910 года.

1. Иван Федорович Игнатов (описывается двухдневное заболевание и исцеление 6-месячной дочери Анны).

2. Жена Ивана Екатерина Елизаровна Игнатова (описывается кожное заболевание рук, длившееся около 3-х лет, безрезультатное лечение в Усть-Куломской больнице и постепенное исцеление от многоразового посещения источника).

3. Крестьянская жена Анастасия Тимофеевна Разсыхаева (описывается заболевание глаз, длившееся около 3-х лет, безрезультатное лечение в больнице и постепенное исцеление от многоразового посещения источника).

4. Егор Васильевич Сладкошпиев, 59 лет (описывается заболевание глаз, наступило улучшение от одноразового посещения источника).

5. Крестьянская жена Наталья Трофимовна Разсыхаева, 54 года (описывается гинекологическое заболевание, длившееся несколько месяцев и постепенное исцеление от многоразового посещения источника).

6. Крестьянская жена Татьяна Гавриловна Разсыхаева. (описывается заболевание ног, длившееся 5-6 лет, безрезультатное лечение в больнице и исцеление от двухдневного посещения источника).

7. Крестьянская жена Евдокия Дмитриевна Липина, 42 года (описывается происшедший 3 года назад инсульт и восстановление функции правой руки и речи после посещения источника).

Далее благочинный пишет, что Усть-Куломскому священнику эти случаи исцеления неизвестны за исключением случая номер 6.

Диакон Павел Разсыхаев тут служит с августа 1910 года, а псаломщик Николай Носков – новый здесь человек, они тоже ничего не слышали об исцелении.

8. Священник Димитрий Попов опросил также 30-летнюю Елизавету Павловну Попову из своего прихода (описывается карбункул, который прорвало после обещания отслужить молебен у источника).

В журнале Вологодской Духовной Консистории от 29 марта 1911 года записано:

Тюрнина привела 22 случая исцелений, проверено 8.

Выяснилось, что чудеса шли от обмывания, натирания и питья воды из ручейка в Керес-бок.

Вологодская Духовная Консистория предлагает просьбу Тюрниной о часовне отклонить, объявив через Усть-Куломское волостное правление.

Священнику разъяснить прихожанам, что можно молиться и в храме. Святой крест можно поставить в храм, если есть место.

Последние документы в этом деле:

1. указ Вологодской Духовной Консистории благочинному Димитрию Попову, чтобы он предоставил полный список исцелений

2. список исцелившихся в Керес-бок, с подписями этих лиц, с фамилиями и подписями свидетелей исцеления, составленный благочинным.

Примечания:

Документы изложены с сохранением стилистических особенностей и близко к тексту.

Волостной старшина – должностное выборное лицо, избирался волостным сходом крестьян на 3 года.

Урядник – нижний чин уездной полиции, подчинялся становому приставу.

Стан – полицейская территориальная единица, на которую делились уезды. Становой пристав назначался губернатором.

Ляга (диалектное) – лужа.

Источники информации

1. ГАВО, фонд 496, опись 1, дело 18584.

2. Послужные списки священников Усть-Сысольского уезда за 1910 год.

3. М. Таскаев. Заявить о самостоятельности. Связь времен. – Сыктывкар, 2000.

4. Архиепископ Никон (Рождественский). На страже духа.

5. Шляпин В. П. Из моих жизненных встреч. Бысть на Устюзе... Историко-краеведческий сборник. – Вологда, 1993.

6. Сайт «Православные приходы и монастыри Севера».