Православные приходы и
монастыри Севера

Суворов Н. Новое церковно-историческое открытие.

Неизвестный составителям Истории Росс. Иерархии Николаевский женский монастырь, бывший близ Спасо-Прилуцкого монастыря в XVII столетии.

На посаде, прилегающем к Спасо-Прилуцкому монастырю, называвшемся в старину "село Выпрягово, или Коровничье", находится, в расстоянии ста сажен к северу от стен монастырских, приходская во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца церковь, которая пишется "Николаевская Валушинская", или "Николаевская что на Валухе". При этой церкви, начало которой надобно относить к временам, близким к основанию Спасо-Прилуцкого монастыря, существовал в древности женский Николаевский монастырь, о котором не упоминается в Истории Росс. Иерархии и о котором сведения найдены недавно в старом архиве Старо-Прилуцком.

Это был один из тех женских монастырей, заведываемых мужескими и вполне во всем зависевших от сих последних, которые один отечественный наш историк1 называет мужеско-женскими. «Между женскими монастырями», говорит он, «были, кажется, монастыри как бы приписные к мужеским, составлявшие вместе с ними две половины одних и тех же монастырей под управлением одних настоятелей. К таким мужеско-женским монастырям не без основания можно относить: Хотьков, в котором приняли пострижение и погребены отец и мать преп. Сергия Радонежского; Лазаревский Городецкий, где в 1367 году, во время вечерни, страшный гром побил чернецов и черниц; Тверский Богородичный на Шоше и Новгородский Воскресенский на Красной горке, которые названы в летописях общими монастырями, хотя это название можно принимать и в значении монастырей общежительных2. Самым же ясным доказательством существования у нас тогда мужеско-женских монастырей служат следующие слова митрополита Фотия Новгородцам, направленные против этих монастырей: «если в каком монастыре находятся чернецы, там бы черницы не жили; но чернецы жили-б себе в монастыре, а черницы себе в монастыре.»3

К таким монастырям принадлежал и новооткрытый нами женский Николаевский монастырь.

Когда основан он и когда упразднен, неизвестно. Сведения о нем найдены в разных годах XVII столетия, начиная с 1605 по 1691 год... Монастырь этот зависел главным образом в своем существовании и управлении от Спасо-Прилуцкого, но для внутреннего ближайшего надзора имел свою настоятельницу - игуменью. В 1639 году число сестер в этом монастыре было - 34; в 1653 г. - 24 (в том числе 17 пострижениц "стариц" и 7 белиц); в 1655 году их было 17 челов., в 1665 г. - 25 челов. Сестры монастыря разделялись еще на вкладчиц и не вкладчиц; первых в 1653 г. было 15, вторых 9. Вкладчицы, за сделанные ими в Спасо-Прилуцкий монастырь известной ценности пожертвования деньгами и вещами, получали от него по смерть свою, или во время бытности в монастыре, пропитание и одежду, а некоторые пользовались и кельями монастырскими4; впрочем, большая часть вкладчиц имели собственные кельи. Невкладчицы жили в своих кельях, и вероятно на своем содержании. В означенном 1653 году всех келий в этом монастыре было 16 и две полукельи; монастырских келий было только пять, прочие принадлежали сестрам монастыря.

За сим сообщаем из найденных об упомянутом женском монастыре архивных известий, те, которые могут служить подтверждением всего вышесказанного.

В приходорасходной книге Спасоприлуцкого монастыря 1605 года, сказано: «Февраля 1. Дано старицам и вкладчицам к кельям на дрова 4 гривны денег»... «Мая 18. Городили около келей у Николы огород, дано найму 4 деньги»... «Июля 19. В Никольском монастыре у старицы Белянкины перекрывали келью, дано найму 10 денег»...

В прих.-расх. книге 1612 г. написано: «Апреля 28. Купили келью в Никольском монастыре старицы Варвары Трусовой, дано полтретья рубля.»

В отрывке одного следственного дела 1623 г. упоминается «у Спаса на Прилуке в Никольском монастыре, что на Валухе», игуменья Маремьяна... «да в прошлом во 130 (1622) году, от игуменьи от старицы Маремьяны в монастырь нам келарю Ионе с братьею извет был... «А про то нам игуменья старица Маремьяна не извещала»...

В приходорасх. книге 1639 г. записано: «Ноября 12, дано вкладчицам, старицам и белицам, на заговинье на Филиппово, на масло, тритцати четырем вкладчицам, 11-ть алтын, 2 д.»

В приходорасх. книге 1655 года значится: «Февраля 22 дано вкладчицам, старицам и белицам, 17 человекам, к заговейну на мыло по 2 денги, и того 5 алтын, 4 денги.»

В приходорасх. книге 1655 г. читаем: «Мая 26, дано вкладчицам, 25 человеком, на заговенье на масло 25 алтын.»

Но более полное сведение об этом монастыре находится в документе 1653 года, в котором поимянно перечисляются все, жившие в этом монастыре, с означением, в чьих кельях оне жили, своих или монастырских. Передаем подлинником и вполне этот документ, которого заглавие таково:


«Именная перепись стариц и белиц Никольского девичья монастыря, 1653 года.»


161 (1653) году, Июня в … день, Прилцкаго монастыря по приказу государя архимандрита Серапиона и государя келаря старца Селиверста, яже о Христе и с бартьею, переписаны в Никольском девиче монастыре старицы и белицы, вкладчицы и невкладчицы, и хто из них в монастырских кельях живут, или в своих купленных и своего поставленья.

В келье вкладчица белица Маремьяна Чашниковская; келья-де она поставила на свои деньги; у нея Маремьяны три подворницы не вкладчицы старицы: старица Улея (Юлия), старица Анисья, старица Улия ж.

В келье вкладчица белица Дарья Борисовская; келья под нею монастырская; куплена монастырскими деньгами у слуги у Максима Кудрявцова в нынешном во 161 году5.

В келье невкладчица, Никольская просфирня старица Парасковья, живет в своей келье купленой.

В келье две вкладчицы, старица Еупраксия Жиряковская, да старица Домника: келья монастырская.

В келье вкладчица Фекла: келья-де свое поставленье; на подворье сестра ея белица Федосья невкладчица.

В келье старица Дарья Ноугородова, вкладчица; келья свое поставленье; подворница невкладчица старица Ираида.

В келье вкладчица старица Ульянея Опраксина; келья строенье отца ея, чернаго священника Ионы Опраксина.

В полукелье вкладчица старица Варсонофья, а в другой полукелье невкладчица старица Агафия Корытова; келья у них свое поставленье.

Келья пуста невкладчицы покойной старицы Киликеи Ярыгинской: по духовной памяти приказана продать слуге Мирону, отдать по душе (после приписано: «куплена в монастырь»).

В келье две вкладчицы, старица Катерина да старица Феодора; келья у них монастырская.

В келье вкладчица, белица Соболя Бохтюских; келья свое поставленье.

В келье невкладчица старица Илия Юшкова; живет на своем поставленье.

В келье вкладчица старица Марина Япанешница; келья свое поставленье.

Вкладчица белица вдова Мироносицкая попадья Мавра; подворница у нея невкладчица старица Маремьяна Комелиха; двор свое поставленье.

Вкладчица белица Василиса Титовская жена Бохтюского; келья свое поставленье.

Вкладчица белица Марья Алексеевская жена Лежня; келья свое поставленье.

Пять келей монастырских, а стариц вкладчиц 9 человек, да белиц вкладчиц 6 человек, да стариц невкладчиц 8 человек, девятая белица.

И всех вкладчиц, стариц и белиц, 15 человек, да невкладчиц стариц да белица 8 человек. И всех вкладчиц стариц и белиц и невкладчиц 24 человека.

В документе 1691 года, последнем из найденных, упоминается сей монастырь по тому случаю, что «в мае месяце 1690 года вологодский помещик Василей Денисьев сын Мизгирев привез в подмонастырное село Коровничье в Николаевской девич монастырь ко вкладчицам пострижену сноху свою старицу Варвару, и бил челом он, Василей, чтоб ея старицу Варвару принять в тот девич монастырь жить со вкладчицами и поить и кормить из монастыря, как и прочих вкладчиц.»... Старица была принята и при смерти своей в 1691 году завещала в Прилуцкий монастырь все свое имущество «ради поминовения души ея».

Оканчиваем эту статью замечанием: если условие, при котором мог составиться и существовать вышеописанный женский монастырь, а именно — принятие в Спасоприлуцкий монастырь вкладов от лиц женского пола с обязательством давать этим лицам пожизненное содержание, управу и должное покровительство, - если, говорим, это условие наблюдалось и в других богатых мужеских монастырях, то имеем основание думать, что число так называемых мужеско-женских монастырей в старину могло быть значительно.


Н. Суворов


Примечания

1 Макарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский, в статье: "Русские монастыри в период Монгольский", из которой отрывок приведен нами в 3№ Волог. Епарх. Вед., стр. 70-72.

2 Кроме исчисленных четырех женских монастырей, соединенных с мужескими, автор упоминает в примечании еще о пятом, а именно — Леонтиевском в Волог[одском] уезде, который устроен был преп. Дионисием Глушицким, в двух верстах от его Лавры, и над которым он поставил настоятелем игумена-старца.

3 См. Акт. Археографич. Экспед. том I, стр. 462.

4 Чтобы иметь право на пожизненное пользование монастырским содержанием, требовались, вероятно, вклады немалоценные; но какая именно долженствовала быть ценность вкладов, дававших такое право, определенно неизвестно. Знаем только, что за пожертвование 20 руб. уже принимаемы были на казенное содержание лица, желавшие поступить в монастырь. Так, например одной вдове-крестьянке, изъявившей желание поступить на жительство в Никольский девичий монастырь и пожертвовавшей в Спасо-Прилуцкий монастырь 20 р., дано было в 1626 году от Спасо-Прилуцкого игумена с братией письменное обязательство следующего содержания: "И за тот ее вклад нам вдову Марину к Николе Чюдотворцу в девичь монастырь принять, и кормить и поить, как и прочих вкладчиц; а по времени вдова Марина похочет постричись, и нам ее у Николы Чудотворца в девиче монастыре постричь, и кормить и поить и платье чернеческое и сапоги давать, как и прочим вкладчицам старицам."

5 В приходорасх. книге 1653 г., в Мае, записано: «куплена келья в Никольском девиче монастыре у слуги у Максима Кудрявцова, дано полтора рубли денег.»


Источник

Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям, 1865 г., №2, с. 54-57.