Смотрите также
Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 4-го округа.
2. Копия с копии грамоты 1636 года
3. Копия с копии на Сойгу 1667 года
4. Копия с копии с данной памяти на Сойгу 1670 года
5. Копия с данной памяти на Нижнюю Сойгу и купчая 1687 года
6. Копия с данной памяти на Сойгу от Белоусовских до устья Кестважа
1. Дополнения
31-го августа 1854 года
1. Для показания русского церковного старинного зодчества из 14 деревянных церквей IV округи в Сольвычегодском уезде заслуживает внимание деревянный при Малопинежской церкви храм Преображения Господня. Оный может считаться во всех отношениях старинного деревянного церковного строения представителем и образцом всех прочих этого округа деревянных храмов. Построен и освящен 1669 года; здание основано на деревянном же простом фундаменте, или вовсе оного не имеет, по крайней мере, особенного. И несмотря на долговременность своего существования это здание сохранило и прочность и правильный и прямой вид, хотя уже довольно посело. От фундамента и до шатра здание это рублено из круглых, совершенно тождественных, и имеющих вовсе равные концы бревен, ос... верховой толщины, которые нарочито приготовляемы были для сего, и, как говорит предание, тянуты были сквозь железное кольцо для уравнения комлей с вершинами.
Все здание с крестом простирается в высоту 24 сажени. - От основания до полов паперти и самой церкви три сажени, где только одни пустые подвалы, или кладовые; от пола до потолки 3 1/2 сажени; стропилы и развал под крышей с зубцами занимают 2 1/2 сажени пространства высоты; колоссальный шатер в 8 сажен, шейка 1 сажень, глава и крест по 3 сажени.
Здание это представляет вид крестообразный, церковь кроме алтаря обнесена висящей, забранной из досок папертью, которой стена для увеличения света почтивая состоит из простых без рам окон, от ненастных погод затворяющихся ставнями, висящими на пятах.
Алтарь и крыльцо, ведущее с западной стороны в паперть, украшается круглыми, в виде огромных лежачих бочек куполами. Шатер, глава и куполы на алтаре и крыльце покрыты зубчатым тесом, который представляет вид чешуи.
Внутренность храма представляет древнюю простоту. Алтарь о четырех углах, отделяется от церкви только сверху несколькими бревнами и иконостасом. Высота и долгота его простирается до 6, широта до 5 1/2 арш.
Стены в оном, как и в церкви, нетесаны. Жертвенник основан в углу на широкой полке. Над престолом, имеющим верх в длину и ширину 5 четвертей, сень отечества под балдахином самой простой работы, основанном на четырех четвероугольных столбах или брусьях, также не строганных. Здесь три окна, одно простое с задвижкой в 2 четверти высоты и три четверти широты, оно на восточной стороне у жертвенника, и два косясчатых, одно над горним местом в четыре аршина от пола, а другое на южной в 2 аршина от пола, оба величиной в высоту 1 аршин, а в ширину 3 четверти. По стенам на деревянных спицах положены полки, на которых стоят иконы разных Господских и Богородичных праздников и святых. Потолки здесь равно и в церкви, забраны в продолинные (?) брусья вкось коротенькими досками.
Церковь оштукатурена; в ней 2 окна косясчатые на северной и южной сторонах, в 5 аршин от пола, величиной оба в 1 аршин высоты и 3 четверти широты, из коих одно пронято уже 1825 года; а третье, если считать окном, (находится) на юго-западной стороне в 2 1/4 аршинах от пола, величиной в высоту 3 вершков, а в широту 2 аршин. Внутренность церкви в длину и ширину 14 аршин. С западной стороны находится сопредельное отделение, которое двумя концами стен примыкает к самой церкви и ничем не преграждено от оной; оно оставлено вовсе без света, ниже самой церкви, подобно как и алтарь, заимствует только темный свет от малых окон церкви, величина коих уже означена. Двери в оном храме трои: с запада большие одинарные, толстые на высоком пороге, вторые и третьи с южной и северной распашные, которые здесь называются и в отношении к западным большим можно назвать малыми.
Иконостас в оном храме занимает половину стен. Он состоит из трех ставов или рядов икон. Первый из оных основан на полке и состоит из ряда икон, как в Господском храме, более из дванадесятых праздников, кроме иконы Богоматери, называемой Междовратной, или Одигитрия. Второй ряд икон основан, или утвержден в брусках, издревле крашенных, бывших травчатых, а ныне уже оперхалых. Он заключает в себе, кроме образов Спасителя, Богоматери и св. Предтечи, иконы св. Апостолов, святителей и частью мучеников. Тертий ряд икон также в брусьях, на коих изображены темно-синими и красными красками Херувимы и Серафимы, - ряд икон св. Праотцев и Пророков. Сверх сих трех рядов в средине в выдавшемся сверх потолка над царскими вратами заборе стоит в 2 аршина Нерукотворенного Образа Господня икона с предстоящими святыми - Савватием и Зосимой, Соловецкими чудотворцами, на оной иконе соответствующий огромный венец медный, посребреный.
Здесь в одном храме число икон простирается до 150, кроме малых; они в довольном числе прежде были украшены золочеными сребряными тонкими венцами и цатами. На иконе Преображения Господня, стоящей в резной киоте, риза кованая сребряная с позолотой в 85 золотников. При сем не излишним считаю упомянуть также по о напрестольных священных вещах, которые при сей церкви очень достаточны для благолепного Богослужения, а именно: - Сосуды со всеми принадлежностями сребряные весом за 2 фунта, два креста сребряных золоченых, каждый около фунта, два Евангелия, одно на полуалександрию, в 14 вершков длины, убрано было самолучшим малинового цвета бархатом, имеющее в средике золоченом и наугольниках золоченых же до 1 1/2 фунта серебра. Это богатство здешней церкви при бедном положении местных приходских крестьян, по причине худого и по временам совершенного неурожая хлеба, равно и при охлаждении усердия в оных от распространяющегося между ими раскола, не есть следствие нынешнего усердия приходских. В настоящее время к украшению церкви не прибывает. Самые поправки уже производятся при оной по начальственному распоряжению. Так ветхий теплый деревянный же храм св. великомученика Георгия не заменяется от сих прихожан заведением нового. Напрестольные вещи, означенные здесь кресты и Евангелия, как из надписей на оных видно, существуют уже более 100 лет, а потому согласно с преданием надобно заключить, что благолепное украшение сего храма есть следствие одного благочестивого древнего обычая приходских. Говорят, что прежде сохранялся обет у каждого крестьянина: производить лов птиц и зверей в первый день осени в пользу церкви без всякого изъятия для своей собственности.
Неизвестно, долго ли этот выгодный для церкви обычай сохранялся; а надобно предполагать, что сих пожертвований было очень довольно. Потому что сею промышленностью каждый здесь крестьянин как ныне, так и прежде занимался, не называя здесь это охотой, как в других местах, считают единственным источником для уплаты государственных податей или улучшения своего хозяйственного быта.
Клироса в оном храме стоят отдельно от стен прямо боковых дверей, расстоянием от оных в трех, а от иконостаса в 4 аршин., довольно высокие и пространные на особенном помосте забраны досками в четвероугольных с головками столбах простой работы; позади оных возвышаются простые деревянные стояла с св. иконами. Пред правым клиросом стоит налой или продолговатый низкий шкаф, имеющий полость, отверстую к востоку, в коем хранятся служебные книги.
Церквей, построенных для осадного времени, здесь вовсе не имеется по IV округу.
2. Как при Малопинежской Преображенской, упомянутой здесь церкви, так и при прочих церквах старинные иконы не имеют надписей о времени своего существования. Надобно только предполагать, что они заведены с самого построения тех храмов, в которых они находятся. Иконы сии изображены в довольно убогом и сокрушенном виде, как в состоянии уничижения, особенно образа святых, обращенных к иконе Спасителя. Вид лица их открывает как бы сердечное сознание духовной нищеты. Краски на оных положены темные и прикрыты смолянистым лаком.
Перстное сложение на подобных иконах Спасителя и святителей в некоторых церквах старинных смешаны по духу ли народа, по мере уклонения оного в раскол, или по свойству иконописцев. В одной и той же церкви можно видеть на одной иконе благословляющую руку, имеющую сложение перстов, большого пальца с четвертым, указательный и малый протянутыми, а великосредний наклоненным, на другой иконе напротив благословляющая рука представлена с изображением сложения трех перстов, большого (пальца), четвертого и пятого (малого) пригнутыми совокупно, а двух - указательного и великосреднего протянутых.
А об иконах школы Строгановой вовсе здесь нет никакого понятия.
3. Древнее сказание о жизни и чудесах преподобного Сергия Малопинежского прилагается здесь в подлинной копии.
4. В утвари при Соезерской Троицкой церкви, 1832 года причисленной к Ягрышской Николаевской церкви, по причине пожара, бывшего во время существования монастыря, равно и в библиотеке, ничего нет замечательного. Из предания также известно, что имущество Соезерского монастыря препровождено, по уничтожении оного в Устюжский второклассный Архангельский монастырь.
5. Копии с указов Царя Алексея Михайловича (1636, 1667 и 16701), Царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Софии Алексеевны (1687, 1688, 1689 и 1690) представляются при сем в подлинных копиях.
6. Древние христианские благочестивые обычаи по мере распространения раскола стали уничтожаться. Из таковых сохранились только еще при Малопинежской Преображенской церкви совершать молебствия на нивах, при сей и некоторых, уже весьма редко по погребении усопших в сороковой и годичный дни поставлять для священноцерковнослужителей поминочные столы, равно приносить что-нибудь сдобное из хлеба в общие дни поминовений усопших, в пользу также священноцерковнослужителей для поминовения усопших родителей и братий каждого. В сих столах участвуют также бедные и убогие.
7. Раскол появился, как видно только из исповедных ведомостей, или лучше сказать, сделался только уже гласным в некоторых приходах с 1818 года, и распространялся, кажется, часто по причине невежества пастырей духовных и их слабой жизни, и частью от распространения между ими книг, писанных противниками Церкви и появления между ними ученых. Первое доказывается тем, что при избрании в 1836 году депутатов, не нашлось двух годных, по крайней мере, нештрафованных священников на занятие сих должностей, и избраны тогда два диакона в оные, также малоученые, только с хорошим поведением. О еретических книгах, находящихся в руках раскольников, свидетельствуют единогласно все священники, где есть ученые и достаточные раскольники.
Раскольники здесь одного толка с поморянами. Они держатся общих заблуждений. Писать и произносить имя Господне только Исус, а не Иисус, креститься, или ограждать себя, двумя перстами указательным и средним, пригнув остальные; почитать крест только осмиконечный, ходить при совершении таин посолонь; не ходить в храмы и не заимствовать для освящения себя ничего из Церкви и ее пастырей и не сообщаться с православными. Совершение Литургии они вовсе не считают нужным и Свят. Таин не причащаются и пред смертью. Впрочем, для совешения других Таинств и треб поставляют из среды самих тех, которых они считают достойными. И при переходе из Православия в раскол считают необходимостью повторять крещение или, по их мнению, освящать себя крещением, и все это равно и нарекать другое имя под секретом, дабы не подпасть преследованию суда гражданского.
Они по вступлении во брак с православным лицом стараются совратить в заблуждение, или в раскол. Почему супружества для лиц православных с раскольниками очень опасны. Они насильно и против воли или согласия заставляют, особенно женщин, жить по их заблуждению. Для примера в сем случае я знаю одну дочь священника, поступившую в замужество за крестьянина в семью, зараженную расколом, которая потерпев много злословия и ругательств, за свое перстосложение крестное, принуждена была уже побоями угождение их переменить оное.
Раскольники в здешнем крае столько усилились, что открыто иногда отваживаются совращать православных в раскол. Они хулят Св. Веру и Церковь, всячески стараются обесславить церковных пастырей совершение ими Таин по чинопоследованию церкви силятся в глазах несведующих доказывать неправильным. Говорят для прельщения других со вздохами, как будто они убедившись в сделанной нами, по их мнению, измене Православию, сердечно о том сожалеют. Напротив, всегда они тщатся доказать мнимую правоту раскола. Они позволяют себе совершение некоторых таинств. Сами перекрещивают, сами погребают, хотя все это делают секретно. Наконец, некоторые из них, как в Нижнетоимском приходе, сами осмелились венчать, и за то по суду гражданскому остались малонаказанными. Почему теперь в некоторых приходах почти все одобряют раскол, хотя по некоторым видам многие еще остаются в Православии.
Благочинный IV округа Сольвычегодского уезда Ягрышской Николаевской церкви священник Иоанн Мысов
Примечания
1 Объяснение. Указа 1680 года не находится в копиях, а вместо сего 1670.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 120-125 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
2. Копия с копии грамоты 1636 года
Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович Всея России, Пожаловал есми богомольца своего из устюжского уезда з двины реки от против Ягрышской волости из дальнаго суземья от проявленнаго чудотворнаго Сребряннаго образа Пресвятыя и Живоначальныя Троицы Соезерския новыя пустыни строителя черного попа Кирилла з братиею или кто по нем в той пустыне иной строитель и братия будут, что он нам бил челом и поднесл челобитную за братскима руками, и вкладчиков тоя пустыни, а в чеобитной писано что обещаются де они в той пустыне на соезерском езере Храм поставить во имя чудотворнаго образа Живоначальныя Троицы, и аз Царь и великий Князь Михайло Феодорович Всея России, Соезерския пустыны Строителя чернаго Попа Кирилла з братиею или кто по нем в той пустыне иной строитель и братия будут, пожаловав велел им в новой пустыне храм поставить во имя Живоначальныя Троицы, да ктому ж храму часть земли отделить и безпотужено дал им нашим богомольцем Строителю черному Попу Кириллу с братиею и со вкладчики, которые в их челобитной писаны, или кто по нем иной Строитель будет и братия и вкладчики где им пашня. Распахать на пропитание живучи в дальной пустыне на восточную сторону дороги к Ягрышской волосте на двадцать верст по соксоловскому болоту, а на полуденную сторону по сойге реке на двадцать на три версты и з завальною землею, да и с теми речками, что идут из болот изпод того завалу, первой речке Имя Кестваж, а межа на той речке Кестважа в нижнем Конце васильков ручей, в верх и до вершины откуду вышел Кестваж и з землями по обе стороны Кестважа речки все Троицкое угодье Соезерския новыя пустыни, И по соксоловскому болоту, А вторая речка именем ратваж, И з завальскою землею по обе стороны з землями речки ратважа все троицкое угодье от устья и до вершнины, а третия Речка Имя Верхная Сойга, от устья в верх по ней на дватцать на три версты, по обе стороны с землями речки верхние Сойги и до устья до соезерскаго езера все троицкое угодье; А четвертая речка что идет из соескаго езера на северную сторону имянем нижняя сойга до чудскаго порога, а от чудскаго порога вниз по сойге1 до усть - Кестважа речки растоянием от пустыни по речке на тритцати верстах по той речке сойге по обе стороны земля, все тройцкое угодье Соезерския новыя пустыни; С усть - Кестважа речки межа в суземе в меж запад, И север Наберезовское езеро; да на сово езеро; И черноноское езеро И на анваж речку по истоку, прямо на елую яму именуется озером да Криничное езеро, да восмь озерок анежские: даремо в... езеро и все те озера данье в вотчину в дом Живоначальныя Троицы в Соезерскую Новую пустыню. И Аз Царь и Великий Князь Михайло Феодорович Вся России велел им Строителю Кириллу з братиею и кто по них иные владети будут, Вышеписанным всем моим жалованием Троице в дом в вышеписанную Соезерскую пустыню вечно владеть, потому как в сей граммоте выше сего писано; Дана сия наша Жалованная Граммата на Москве лета 7144 (1636) года Генваря в 13 день. У подлинной Грамоты позади писано тако: Царь и Великий Князь Михайло Феодорович Всея России.
Диак Григорий Нечаев
С подлинною копию верно: Благочинный Ягрышской Николаевской церкви священник Иоанн Мысов
Примечания:
1 В старом списке писано - до избушки крестьян Тренки да Питуньки Коневых.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 126-126 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
3. Копия с копии на Сойгу 1667 года
От Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича Всея Великия и Малыя и белыя России Самодержца, На Устюг великий Воеводе нашему Князю Гаврилу Матфеевичу Мышедцкому, да подъячему дмитрею федотову, бил челом нам Великому Государю устюжскаго уезду Соезерской пустыни Строитель черной Поп Нифонт з братиею, а в челобитной их написано вышла де из их Соескаго озера на котором стоит их Манастырь речка нижняя сойга И по той де речке есть наволочки небольшие испоросли лесом, И тою де речкою и наволоками никто не владеет и на оброк ни за кем не бывали лежат в пусте И нам Великому Государю пожаловать из велеть бы ту речку нижную Сойгу и пустовую землю с лесом по обе стороны речки Сойги до устья Речки Кестважа дать им на оброк без прекупки, а оброку с них велеть имать в нашу казну по осми альтын по две денги на год и как к вам сия наша великаго Государя Граммота придет и вы б в устюжском уезде речкою нижною Сойгою с наволочки и с лесными поросльми и лесом по обе стороны до устья речки Кесважа, велели владеть устюжскаго уезда у Соезерской пустыни Строителю черному попу Нифонту з братиею безпереоброчно потому что место пустое, а оброку положили на те урочища смотря по земле и по угодью. Как бы нашей Великаго Государя казне было прибыльнее и в том оброке велели по них на устюге в съежжую избу взять поручную запись: чтобы им те оброчные денги платить на устюге в съежжую избу по вся годы безпереводно дате денги присылали к нам Великому Государю к Москве по вся годы с нашыми четвертными денежными доходы вместе описав просписи особ - статьею. А прочесть сию нашу Великаго Государя Грамоту исписав список слово в слово, оставили на устюге в съежжей избе ты дмитрей за своею приписью сию нашу Великаго Государя Подлинную Грамоту отдали бы есте Соезерские пустыни Строителю Черному попу Нифонту, впредь для иных нашых Воевод и приказных людей: Писана на москве лета 7175-го Марта 31 день на подлинной позади писано тако: Диак Афанасий Башмаков Справил Иван Казаринов.
С подлинною копию верно: Благочинный, священник Иоанн Мысов
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 127-127 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
4. Копия с копии с данной памяти на Сойгу 1670 года
Лета 7178-го Майя в 27 день по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексия Михаиловича Всея Великия и Малыя и белыя России Самодержца Указу, Стольник и воевода Петр Тимофеевич Измайлов, да подъячей Алексей Мисков дали даную память в новой пустыни Святыя Великомученицы Екатеины, Старице Александре с сестрами, на большой черной лес и с наволочки по обе стороны речки сойги, что в устюжском уезде от Ягрышской Волости за пятнатцать верст потому в нынешнем во 178-м гду декабря в 16 день били челом Великому Государю Царю Ивеликому Князю Алексию Михайловичу всея россии Самодержцу, а на устюге великом в съезжей избе столнику и воеводе Петру Тимофеевичу Измаилову да подьячему Алексию Мискову писали (?) челобитную новой пустыни Святыя Великомученицы Екатерины, Старица Александра с сестрами, а в челобитной их написано, есть де в устюжском уезде против Ягрышской волости За пятнатцать верст по сойге речке большой черной лес и с наволочки по обе стороны речки сойги, а владеют они старица Александра Ссестрами, теми наволочками покупчим, а межа теми наволочками и черному лесу с нижную сторону по катаевым наволочкам скрыповых, а сверхню сторону повыше коневы избы кривой наволок с соескими Старцы, И тем де черным лесом и наволочки никто не владеет, Истольник и воевода Петр Тимофеевич Измайлов да подъячей Алексей Мисков слушав челобитьи их старицы Александры Ссестрами, велели в тою Ягрышскую волость послать память, и про то место сыскать попы по Священству, а земскими судейки и целовалники и всеми Крестьяны по Святой Непорочной Евангелской Заповеди Господни Которыя ведают Еже, ей, ей, а которые не ведают Еже ни, ни, в устюжском уезде против Ягрышской волости за пятнатцать верст по сойге речке большой черной лес и наволочки по обе стороны речки сойги теми угодьи ныне не владеет ли и в оброк и на лготу кому не отдано ли им к каким селам и деревням не приписано ль и в ныне же в 178 году апреля в 13 день устюга великаго Архангельскаго Манастыря Стряпчей Гаврило Максимов сын Печенкин подал сыск за поповскою рукою а в сыску написано Ягрышской Николаевской поп Михайло Яковлев сказав по Священству да сотцкой Емелька Никифоров с товарищи и семь человек сказали по святой непорочной Евангельской заповеди Господни еже ей ей, что тот черной лес и сенные покосы, которыми владеет старица Александра Ссестрами по своим Купчим и крепостям. К деревням и селам не приписано нигде И не владеет тем местом никто, и По Государеву Цареву И Великаго Князя Алексия Михайловича Всея России Великия и Малыя и белыя Самодержца указу, новой пустыни Святыя Великомученицы Екатерины Старице Александре с сестрами что в Ягрышской волости в стороне от той Ягрышской волости за пятнадцать верст по сойге речке болшим черным лесом и с наволочки по обе стороны речки сойги того землею велели владеть по сыску Ягрышской волости Никольского попа Михайла Яковлева да содцкаго Емелки Никифорова с товарищи, со всеми угодьи им старице Александре с сестрами. В сей памяти Столник и И воевода Петр Тимофеевич Измайлов печать свою приложил: На подлинной позади писано тако: приписал подъячей Алексей Мисков. Справил Иван Дмитриев.
С подлинною копию верно: Благочинный, священник Иоанн Мысов
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 127 об.-128. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
5. Копия с данной памяти на Нижнюю Сойгу и купчая 1687 года
Лета 7195-го Генваря в 26 день по Указу Великий Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексиевича Петра Алексиевича и Великия Государыни благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, Стольник и воевода Тимофей Иванович Ржевской дал даную память Соезерской пустыни Строителю Черному Попу Нифонту з братиею на роспаши и на наволочки и на сенные покосы и на лес и на лесныя поросли что на сойге речке, по обе стороны той речки до устья речки Кестважа; И на рыбную ловлю потому в нынешнем во 195-м году декабря в 26 день, бил челом Великим Государем, а на устюге великом в приказной избе Столнику и Воеводе Тимофею Ивановичу ржевскому; он Поп Нифонт з братиею подал челобитную. А в челобитной ево написано с прошлаго де со 175 году. По Указу Отца их Государскаго блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, И по грамоте велено в устюжском уезде речкою нижнею сойгою с наволочки и лесными поросли и с лесом по обе стороны до устья речки Кестважа владеть ему попу з братиею, К той соезерской пустыни безперерброчно, а оброк положить на те урочища смотря по земле и по угодью в том оброке и в платеже взять поручную запись и по той де Государской Грамоте о том месте окольных деревень многими крестьяны розыскивано и Государская Грамота и розыск в приказной избе и за скудостию Монастырскою и за пустотою и за ево поповою з братиею, и с той пустыни от хождением [отхождением?], что оной черной Поп Нифонт взят был по указу Преосвященнаго Ионы Митрополита ростовского и ярославского в ростов в Богоявленском Монастыре в архимандриты во 185-м году и без него братия разбрелись и та пустыня лежала впусте лет з десять и болши. И по той Государской Грамоте на то вышеписанное место и на речку Сойгу даной ему не дано и оброк не положен, а те де сенные покосы, и рыбная ловля крепка им в той пустыне по воеводскому данной и по пустыной памяти Старицы Александры с сестрами, и по той де речке Нижной Сойг по берегам Сенные их покосы Крестьяне косят, и в реке рыбу ловят самовольно, И великие Государи пожаловали бы ево Строителя з братиею велели по той Государской Грамоте и по воеводской данной и по поступной памяти старицы Александры с сестрами по писмянным их крепостям и по мирскому обыску на тое речку и наволочки дать им из приказной избы владелую память и от... записать в книгу и против челобитной На Устюге в приказной избе выписано в грамоте блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, какова прислана на Устюг великий к Воеводе Князю Гаврилу Мышедскому да подъячему Дмитрею Федотову по челобитью ево Строителя Попа Нифонта з братиею в прошлом во 175-м году написано велено в устюжском уезде речкою нижнею Сойгою с наволочки с лесными поросли и лесом по обе стороны до устья речки Кестважа владеть ему Строителю Черному Попу Нифонту з братиею безпереоброчно потому, что место пустое, а оброк велено положить смотря по земле и по угодью как бы Государской казне было прибыльнее в том взять поручную запись, и те денги посылать к Москве сыными (?) денежными доходы, по вся годы и в прошлом во 178-м году, по сыску и по даной Стольника и воеводы Петра Измайлова да подьячево Алексея Мискова велено тем местом и черным лесом и с наволочки по обе стороны речки Сойги сенными покосы Троицкой пустыни Строительнице Старице Александре с сестрами владеть безоброчно, а в купчей какову подал челобитчик черной поп Нифонт написана Троицкой пустыни Строительница Старица александра с сестрами продала Соезерской пустыни Строителю черному попу Нифонту з братиею свои роспаши на сойге реке наволочки и сенные покосы и избные наволочки вниз до устья речки Кестважа по обе стороны совсем без вывода с рыбными ловлями и с путики (?), да на кестваже речке свои же роспаши с сызбою и со всеми хоромы и с сенными покосы, а взяла восемь рублев денег и вочищене (?) писала она старица Александра с сестрами. Писана купчая во 180 году Маiя в 9 день, и по Указу великих Государей и по грамоте и податной памяти и по купчей теми роспаши и сенными покосы и лесными поросли и лесом з рыбными ловлями по речке по сойге по обе стороны от Манастыря до устья речки Кестважа к Соезерской Пустыне владеть вечно ему Строителю Иеромоаху Нифонту з братиею из оброку а оброк ему платить по пяти Алтын да пошлины по две Денги на год и в платежу оброка взято по нем Строителе поручная запи... ися отдача и оброчныя денги и с пошлинами на нынешней на 19... год взяты и в книгу записаны; К сей памяти Столник и воевода Тимофей Иванович Ржевской печать свою приложил.
На подлинной позади писано тако справил Афанасий ...щнов.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 128 об.-129 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
6. Копия с данной памяти на Сойгу от Белоусовских до устья Кестважа
Лета 7196 Июля во 2 день. По указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия Государыни благоверной Царевны и великия княжны Софии Алексиевны Всея великия и малыя и белыя России Самодержцев Стольник и воевода Тимофей Иванович Ржевской дал память Устюжскаго уезду Соезерской Троицкой Пустыни Строителю Старцу Тарасию з братиею для того в нынешнем во 196 году Июня в 30 день били челом великим Государем а на Устюге Великом в приказной избе Столнику и воеводе Тимофею Ивановичу Ржевскому вы строитель з братиею в устюжском уезде по сойге речке от белоусовских наволочков по обе стороны вниз до устья речки Кестважа отданы вам на оброк сенные покосы и оброчные деньги на вас взяты, и чтоб Вам на тех местах сено косить и к себе в пустыню возить и вам бы Строителю з братиею того оброчнаго места которые сенные покосы к вам отведены, а в отводе спору не бывало и на тех покосех сено Вам косить и в пустыню к себе возить: - К сей памяти Столник и воевода Тимофей Иванович Ржевской печать свою приложил.
На подлинной памяти писано тако: справил Дмитрий Шадрин.
С подлинными копиями верно: Благочинный, священник Иоанн Мысов.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 129 об.-130. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
7. Копия с памяти Важеского уезда 1689 года
Лета 7198 Ноября в 26 день. По указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев и по приказу столника и воеводы Александра Петровича Скуратова да подъячего с приписью Козмы Бобоедова память Нижнетоемской волости Судных дел сотнику Ермолке Тимофееву как тебе ся память придет и тебе посему великих Государей указу взял с собою в понятые Нижнетоемской волости крестьян людей добрых и с теми понятыми людьми отвел во владение челобитчикам верхотоемской волости земскому судейке Дениску Лукину да церковным прикащиком Меркушке Иванову, Томошке Филипову, судных дел сотнику Никитке Савину с пятидесятником и всем тое волости крестьянем по дозорным переписным книгам Степана Жданова да подъячаго Богдана Возницына 173 и 1741 годов от усть речки Кестважа что пала в Сойгу речку да Сойгою речкою вверх до Соезского озера на правой стороне землю и лес и сенные покосы верхотоемския волости крестьяном. А по левую сторону лес и покосы Устюжскаго уезда Ягрышския волости, а буде Ягрышской волости крестьяне по Сойге речке наволоками и сенными покосами по правую сторону вверх до Соезского озера владеют и им крестьяном от тех наволоков и сенных покосов отказано впредь вступаться и владеть им не велел, потому что те сенные покосы по правую сторону написаны верхотоемския волости крестьяном, а прочел сию память и списал с нея список оставил у себя а его подлинную память отдал им верхотоимской волости крестьяном почему им теми наволоками и сенными покосы владеть; К сей памяти Столник и воевода Александр Петрович Скуратов печать свою приложил.
На подлинной позади писано тако: приписал Козма Бобоедов.
Справил Пашко Турутин.
С подлинною копиею верно: Благочинный, священник Иоанн Мысов.
Примечания
1 1665 и 1666
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 130-130 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.
8. Копия с поступной
Важеского уезда Верхотоемской волости церковные Важеского уезда Верхотоемской волости церковные старосты Агапит Емельянов, Гаврила Назаров, Сотник судных дел Козма Потапов, пятидесятник Григорей Макаров, Соцкой Иван Оксенов и все крестьяне нижеподписавшиеся руками со всего мирскаго трапезнаго совету дали есми поступную Соезерской (волости) Троицкой пустыни Строителю Монаху Михаилу з братиею в том, что поступились ото всей верхотоемской волости Живоначальной Троицы в казну от усть речки Кестважа вверх по сойге реке до соеского озера по одну по правую сторону наволочками и сенными покосы и рыбными ловлями, что в сотных старинных и те написаны в важеском уезде в волосте верхной тойме и с черным лесом поступились в век для поминовения родителей своих и для строения пустыннаго места в том (и сотные) выписку дали; и сию поступную и выписку писал по мирскому велению верхотоемской волости церковной дьячек Якушко Савельев 199 году июня в 21 день: - на подлинной выписке и поступной позади писано тако: К сей выписке и поступной Троицкой Священник Феодор Иванов вместо церковных прикащиков Агапита и Гаврила и судных дел Сотника Козмы Потапова, пятидесятника Григорья Макарова по их велению руку приложил.
К сей выписке и поступной соцкой Ивашко Оксенов руку приложил.
К сей выписке и поступной Ивашко Юрьев Лесков (?) руку приложил.
К сей поступной Степка Семенов сын Голубин руку приложил.
К сей поступной Марко Фомин руку приложил.
К сей поступной Никитка Гаврилов руку приложил.
К сей поступной Пашко Прокопьев руку приложил.
С подлинною копиею верно: Благочинный, священник Иоанн Мысов.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 130 об.-131 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.