Православные приходы и
монастыри Севера

Шадрин И. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Песочном, Вологодского уезда (бывший Свято-Успенский Песочный монастырь).

1. Окружающая природа и общий вид села Песошного

На самом берегу Кубенского озера, в юго-восточной его части, в полутора верстах от торгового села Кубенского и в тридцати верстах от города Вологды по Кирилловскому тракту, при самой большой дороге, стоит село Песошное. При выезде из села Кубенского в сторону Песошного глазам открывается широкая и в летнее время, особенно в ясную погоду, чудная картина.

Направо, куда первее всего направляется взор, сияет лазурное раздолье вод Кубенского озера, которое, начинаясь от села Кубенского, по правую сторону дороги, тянется далее к северо-западу, всё более и более расширяясь, пока не сольётся с горизонтом. Это громадное, чудное водное зеркало заключено в роскошные рамки зелени лугов и кустов, среди которых, подобно белоснежным раковинам, виднеются группы церквей и монастырей. И среди этой обширной, прозрачной лазури вдруг иногда покажется рыбачья лодка, как маленькая мушка на громадном стекле, за ней - другая, третья, а всмотритесь попристальнее, окажется и много таких мушек, то исчезающих, то выплывающих из лона вод.

Подул лёгонький ветерок, поднялись белоснежные паруса, и маленькие лодочки, как чайки, быстро понеслись к Каменному острову, который, как снеговая глыба, как меловая скала, чуть виднеется в синеватом тумане жаркого летнего дня... Это - рыбаки поехали "на замет". Или около противоположного берега, из-за кустов вдруг покажется беловатая струйка дыма - то пароход идёт из Сухоны в озеро. Потянется эта струйка, станет расти, расти и вдруг ясно, точно на близком расстоянии, увидишь белый корпус парохода, на котором хорошо видны и труба и колёса, хотя расстояние не менее десяти верст. Зимой здесь безбрежная, белоснежная равнина, за которою к северу чуть виднеются верхи церквей противоположного берега, и также эта равнина уходит в даль и сливается с горизонтом. Зимой здесь все мертво и пустынно. Но лишь только начинается весна, - и снова эта пустыня оживает. С грохотом понесутся по озеру громадные льдины, то громоздясь, то разбегаясь, по берегу снова засуетятся человеческие фигуры, - то рыбаки выпешивают и починивают свои ладьи и пробуют первое рыболовство - ставят верши и мережки. Образовались закраины на озере, наступил вечер, - и озеро запылало, зажглось сотнями огней, точно оно и не озеро, а большая, широкая река, берега которой усеяны зажжёнными фонарями; это "ходят с лучем", - один из самых красивых способов рыболовства.

От озера взор переходит на берег и прямо упирается в церковь села Песошного. Переходит он далее влево и останавливается еще на двух церквах, более отдаленных и слегка задернутых тонким туманом, - Воздвиженской и Николаевской, что в Отводном.

Между церквами рассыпаны многочисленные деревни, в которых там и сям пестреют крашенные крыши зажиточных домов и заводов, зеленеют сады, а пред ними на первом плане стоят ветряные мельницы, которых, по причине отсутствия большой реки и водяных мельниц, особенно много в подозерье. Отъехал путешественник от Кубенского села версту, поднялся на небольшой пригорок, и пред ним открывается Песошное. Налево, под горою всего в каких-нибудь ста саженях от церкви, журчит веселая и прозрачная речка Щепинка, она же и Богородская, через которую перекинут мост и идет большая дорога. Прямо от берега поднимается склон полос, за ними на горе стоит дом священника, а направо под горою раскинулся небольшой густо разросшийся сад - краса Песошного. В садике этом есть и яблони, и ягодные кусты, березы, черемуха, рябина, осины, тополи, калина. Насажен этот сад частью, именно яблони, умершим псаломщиком Григорием Голубевым, прослужившим на Песошном пятьдесят слишком лет, и Львом Четверухиным, сыном бывшего здесь священника Фёдора Четверухина. Все это было в первой половине настоящего века, и саду этому уже более пятидесяти лет. Загороженная от большой дороги деревьями, церковь кажется точно стоящею в саду. Прекрасно дополняют эту картину и высокие волнующиеся нивы, и красивый на горе дом священника, и молодая березовая аллея, идущая от дороги к церкви, и недалеко расстилающаяся широкая гладь вод Кубенского озера, которое по южному берегу едва ли не ближе всех церквей подходит к Песошному. Весной, при разливе, воды озера доходят чуть не до самой ограды, и тогда церковь представляется с озера точно плавающею в воде. Впрочем, был год, когда озеро подошло на расстояние трех-четырех сажен от ограды церковной, затопило поля и смыло несколько сеновалов. Об этом годе есть такая запись на богослужебном апостоле: "1867 года вода была велика, так что в росаднике ездили на лодке. Поля крестьян потонули все и у нас почти целые гоны. И пристань была у мосту на лодках, когда ставили мережки". Рассадник, о котором здесь упоминается и в котором ездили на лодке, есть остаток старинного монастырского огорода и составляет часть того небольшого пригорка, на котором теперь стоит церковь. По этому известию вода была от ограды не далее пяти, или десяти сажен. Достаточно еще прибавить для точности картины, что местность - кругом безлесная, открытая, и что не только с Песошенской колокольни, но и с кладбища можно видеть невооруженным глазом около двадцати окружных церквей, считая в том числе три монастыря: Заоникиев, Александро-Куштский и Спасо-Каменный.

2. Прошлое села Песошного; Свято-Успенский Песочный монастырь; исторические сведения о нем.

На месте нынешнего села Песошного в начале второй половины прошлого века был Песочный монастырь. Немного об этом монастыре сохранилось письменных документов в архивах; немного - и устных преданий.

Первым по времени и полноте печатным известием о Песочном монастыре должно считать краткое описание его в "Истории российской иерархии" Амвросия, архимандрита Новоспасского Московского ставропигиального монастыря, издания 1813 года, которое и привожу здесь сполна: "Успенский мужеский монастырь, с 1764 года упраздненный, говорит историк, находился в уезде губернского города Вологды расстоянием от оного в 27 верстах к северо-западу на западном берегу озера Кубенского близ села сего ж имени. Название его произошло от песчаного озерного берега, на коем он находился; а вначале его ничего не известно: но по примечанию должен быть древний. Здание в нем было все деревянное, но около 1760 года бывшим там строителем Дионисием выстроена великолепная двухэтажная каменная готической архитектуры церковь с приделами: положения ризы Богоматери и Св. Николая, с образца коей сей же строитель по упразднении оного монастыря будучи переведен в Сямской монастырь выстроил и там таковую же церковь. До штатов 1764 года Песочный монастырь имел 116 душ крестьян. По упразднении же обращен в приходскую церковь около лежащих деревень и ныне церковь обнесена уже каменною оградою, а также пристроена к ней и колокольня".

Что еще в 1762 году здесь был монастырь, об этом свидетельствует указ о кончине Императрицы Елизаветы Петровны и о восшествии на престол Императора Петра Третьего, сохранившийся в церковных архивных бумагах, начинающийся так: "Указ Его Императорскаго величества самодержца всероссийскаго из вологодской преосвященнейшаго Иосифа епископа вологодскаго и белозерскаго духовной консистории Успенскаго Песочнаго монастыря игумену Иоасафу з братиею сего генваря 11 числа 1762 года"... Богослужебные церковные книги, как то: Апостол, минеи и триоди - все, печатанные в первой половине прошлого века, подписаны принадлежащими Свято-Успенскому Песочному монастырю, например, Апостол печати 1742 года подписан так: "сия книга Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря". В метрической книге, сохранившейся от 1780 года, деревни вновь учрежденного тогда Песошенского прихода имеют отметку: "бывшей вотчины Песочнаго монастыря". В приходской часовне в деревне Бузакове сохранились запрестольные иконы, из которых на одной существует надпись: "написася сий святый крест лета семь тысяч (далее стерлось) го Августа 2-го дня во храм Пресвятыя Богородицы Песочнаго монастыря благословением игумена Феодосия сбратиею".

Когда был основан Песочный монастырь, об этом ни в приходе, ни в церковных архивах, ни в разных пересмотренных нами документах не сохранилось известия. Конечно, в монастыре существовали какие-нибудь записи об основании монастыря, но все они сгорели в последний пожар пред упразднением монастыря, если только не сгорели когда-нибудь ранее, что вполне возможно, потому что в старину пожары были не редки. Но что монастырь Песочный сравнительно древний, не может быть сомнения. В "Истории российской иерархии" Амвросия Песочный монастырь прямо назван "древним", а в ряду игуменов Песочного монастыря по "спискам" Строева известен игумен Пимен от 1588 года, то есть времени царствования Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Это тот самый игумен Пимен, который, по древнему сказанию о Заоникиевской пустыни, в 1588 году, по распоряжению Вологодского епископа Антония был назначен вместе с некоторыми другими духовными лицами для исследования обстоятельств явления иконы Божией Матери, что в Заоникиевой обители, и чудотворений от нее1. На основании этого известия можно заключить, что монастырь был основан не позже третьей четверти шестнадцатого века, потому что из строящейся или и вновь только устроенной малоизвестной обители едва ли бы послали игумена для упомянутого важного дела, да и ничто не может подтвердить того, что этот игумен Пимен был первым игуменом Песочного монастыря.

Может быть, Песочный монастырь был основан выходцами из соседних монастырей Спасо-Каменного, Куштского и Прилуцкого (из которых первый, как известно, основан в 1260 году, второй в 1420, а третий в 1372 году), как например, упомянутый Александро-Куштский монастырь, основанный выходцами с Каменного; а может быть, монастырь был основан, как и соседние с ним монастыри - Заоникиев и Сямский, тем неизвестным лицом, которому впервые явилась чудотворная икона Успения. Века четыре назад здесь, по всей вероятности, был густой сосновый бор, тянувшийся на далекое пространство в обе стороны по берегу Кубенского озера. Ищущий уединения инок, а быть может, и из местных жителей какой-нибудь благочестивый человек, движимый влечением пустынножительства, пришел сюда и был первым основателем обители. Густой сосновый бор, высокая, сухая и песчаная местность, соседство светлого ручейка, все как нельзя более соответствовало желаниям уединения. Вот все, что можно сказать в пользу первого предположения. Но второе предположение, что монастырь был основан тем лицом, которому явилась икона Успения Богоматери, копия с которой и теперь хранится в теплом храме, кажется более достоверным, потому что явление иконы не подлежит никакому сомнению, хотя о самом явлении опять же сохранилось одно лишь устное предание. Явление чудотворной иконы, по всей вероятности, было поводом к основанию монастыря. По одним сказаниям, икона явилась ближе к озеру, в так называемых "исадах", то есть сенокосных пожнях, и найдена была на камне, на котором, по преданию, приплыла по озеру; по другим она явилась уже в монастырь и явилась не с озера, а "из горы", то есть, из береговой возвышенной стороны, по речке Щепинке, при чем были отмечены два пункта ее остановок. Так на месте первой остановки в деревне Щепине Ильинского Кубенского прихода и по настоящее время существует часовня, ранее числившаяся Песошенской, другой пункт у Сельца, тогда монастырского, а ныне деревни Песошенского прихода, отмечен был деревянным столбиком с иконой и кружкой. Ныне этот столбик нарушен, а вместо него уже на большой дороге, против церкви, устроена небольшая часовенка.

Но так как время явления иконы неизвестно, равно никто не может утвердительно сказать и того, что икона явилась уже в существовавший монастырь, то основательнее будет предположить второе, - именно, что явление иконы и было поводом к основанию монастыря и на месте явления ее был основан Песочный монастырь.

.....................

О двухвековом существовании монастыря, известно очень мало. Прошлое его не отмечено никакими славными событиями. Песочный монастырь, как и множество других подобных ему, надо думать, был самою заурядною обителью, не прославившеюся ни великими подвижниками, ни великими чудотворениями от святынь, скрываемых в его стенах. Жизнь его текла ровно и спокойно: - жили иноки, трудились, служили Богу, молились за весь мир Божий, совершали милостыню и просвещали, сколько могли, светом учения Христова соседних жителей.

От начала XVII века сохранилось любопытное известие о разграблении монастыря литовцами и казаками в эпоху смутного времени.

Известие это - челобитная, от 1615 года, монаха Вологодского Песочного монастыря "Илинархища" о разорении монастыря и его вотчины Литовскими людьми и казаками такого содержания: "Государю, Царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии бьет челом досталней чернец Илинархище Успенья Пресвятые Богородицы Песочнаго монастыря. Деялось, Государь, в прошлом в 121 (то есть 16 12/13) году и в 122 (16 13/14) году и в нынешнем в 123 (14/15) году, за умножение грехов наших, приходили, Государь, на нас Литовские люди не в один поём, и после Литвы нашли на нас воровские казаки, и стояли у нас стояньем 17 недель; и в твоем Государеве Цареве Богомолье в монастыре Литовские люди и воровские казаки, старцев и служек и трудников присекли и прижгли и в церквах книги и свечи местныя все побрали и лошаденца монастырские все побрали и хлеб, Государь, молоченой и немолоченой и нежатой, таж и овес и ячмень все истравили; и твое Богомолье Царьское стоит впусте и вотчинка Прсвятые Богородицы запустила от Литовских людей и от воровских казаков, присечены и присжены и с женами и с детьми, и вся разорена до конца. Милостивый Царь Государь и великий князь Михаил Феодорович всеа Русии! учини, Государь, свой царьской указ, и вели, Государь, дозрети (то есть, вероятно, написать дозорныя книги, просто, навести следствие) свое богомолье Успенья Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца Песоченской монастырь и вотчинку Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца. Царь Государь смилуйся". (Акты Археогр. Экспед. т. III, СПБ 1841 г., стр. 110, №75.). Что последовало в ответ на эту челобитную, было ли оказано какое вспомоществование, неизвестно. О многом говорит эта челобитная и объясняет нам в жизни монастыря. Мысль невольно уносится в далекое прошлое, и словно наяву видишь все то страдание земли Русской, какое пережила и перенесла она в ту тяжелую кровавую годину, - видишь разоренные города и монастыри, эту народную святыню, оскверненные и ограбленные храмы Божьи, выжженные или разграбленные села и деревни, разогнанных и перебитых, не разбирая ни пола, ни возраста, мирных жителей, потоптанные нивы, - все это великое опустошение, - и сердце трепещет, - ужасается, случайно заглянув в великую книгу родной истории... Во-первых, эта челобитная говорит о том, как смело действовали бунтовщики, оставаясь около четырех месяцев в одном месте и сделавши Песочный монастырь как бы опорным пунктом в своих разбойничьих разъездах, как была слаба администрация того времени, допуская разбои в столь близком расстоянии от города Вологды, где жил воевода и стояли отряды земской рати; во вторых, эта челобитная дает понять и то, как нерадостно должно было быть последующее существование "в конец" разоренного монастыря и как долго надо было ему сбираться с силами, чтобы вновь достигнуть былого благосостояния. Из этой челобитной видно, что монастырю с давнего времени принадлежала вотчина, быть может, пожалованная еще при его основании.

О вотчинном хозяйстве и вообще о материальном положении монастыря, известий не найдено. Только из напечатанного в актах Археограф. Экспедиции (т. IV, стр. 190, №142) документа от мая 1663 года видно, что среди монастырских крестьян были скорняки и портные. Именно, 13 мая 1663 года Волог. воевода Никита Констант. Стрешнев и дьяк Андрей Чистого получили царскую грамоту, чтобы "тотчас" собрать с вотчин Волог. монастырей со всех скорняков и портных мастеров с 10 человек по 2, с женами и детьми и выслать их за крепкими поруками к Москве; по этой грамоте воевода и дьяк послали одного стрельца ехать за нужными людьми в монастыри: Прилуцкий, Каменный, Песочный, Подольный, Катромский, Евфимьев, Глушицкий, Лопотов, Рабангский и Александров (только эти монастыри и упомянуты).

В "окладных книгах" Волог. архиерейского дома, хранящихся в Волог. Епарх. Древлехранилище, упоминается с 1664 года постоянно Песочной монастырь, но почему-то без означения платимой дани. В книге 1664 года помещено только одно название: Песочный монастырь, а в книгах 1671, 75, 80 годов написано: "Песочной монастырь, а в нем храм Успения Пресвятыя Богородицы, да в пределе того храма служба Положения Риз; теплый храм Николая Чудотворца. В вотчине того монастыря - сельцо, крестьянских и бобыльских - 46 дворов".

Почти к этим же годам относятся известия о жертвах, какие монастырь принес вместе с другими обителями на общегосударственные нужды, особенно в тяжелую эпоху Разинского бунта и во время войн за Малороссию. В 1671 году по указу царскому и по боярскому приговору сбирали ратным людям на жалованье по две гривны с двора, а в 1673 году по полтине со двора. Песочный монастырь в первый раз уплатил 9 р. 6 ал. 4 д., а во второй - 23 рубля. В 1678 году, по царской грамоте, полученной 19 мая стольником и воеводой вологодским Иваном Даниловичем Голохвастовым да дьяком Перфильем Ляпиным из Ямского приказа, велено было взять с каждой сотни монастырских дворов даточных конных людей по человеку или деньгами по полу-полтине, сверх ранее собиравшихся на жалованье ратным людям. С Песочного монастыря было послано по этой грамоте 18 рублей с Прилуцким монастырским служкою Васильем Власовым, вместе с деньгами Прилуцкого, Сямского и Антониевского монастырей. В том же году, 24 февраля, архиепископу Вологодскому Симону из Патриаршего дворцового приказа была прислана грамота, в которой было сказано, что патриарх и прилучившиеся на Москве духовные власти ударили челом царю на жалованье ратным людям домовые денежные казны, а которых архиереев и черных властей не прилучилось, соборне уложили из их монастырей взять денежные казны заочно, составив роспись, и взять по росписи, а буде архиерей и сверх того объявит, и то взять излишнее, что возможно. С Песочного монастыря взято было тогда - 5 рублей, да сверх патриаршей росписи, по рассмотрению архиепископа Симона, игумены и иеромонахи "ударили челом" и с Песочного еще взято 5 рублей.

В "росписи 1681-82 г. Вологодцкой архиепископии, за которым монастырем, по новым переписным книгам, 186 и 187 (сент. 1677 - сент. 1679 г.) годов, крестьянских и бобыльских дворов, и сколько в которой монастырь послано на корм отставных стрельцов и кто имяны и коих приказов и в которых годех, на 50 дворов по человеку" сказано, что в вотчине Песочного монастыря крестьянских и бобыльских 43 двора; а в вотчине Рабангского - 66 дворов, и к ним "с опча" посланы сент. 29-го 1680 года - отставной стрелец стольника и полковника Андреева приказу Дохтурова Гришка Дмитриев, а февр. 4-го 1681 г. - отставной стрелец полковника Лукина приказу Изъединова Логинко Афонасьев, а велено им быть: Гришке Дмитриеву в Рабангском, а Логинку Афонасьеву - в Песошном монастырех. Да к Песошному-ж монастырю в додачу для несения стрелецкой повинности приписано Лопотова монастыря осталых 5 дворов; еще надобно в додачу 2 двора; а у Рабангскаго монастыря в остатке - 16 дворов"2.

Денежное и хлебное жалованье давалось на каждого по 1 р. 30 алт., по четверику толокна и столько же круп, по пол-четверику гороху, по 10 гривенок соли, по 3 четверти ржи и столько же овса. Присылка стрельцов в монастыри на содержание была остановлена царским указом от 4 сент. 1701 года.

Ко времени упразднения Песочного монастыря за ним числилось уже 60 дворов крестьянских с 116-ю жителями муж. пола, и при монастыре существовал приходский причт для исправления мирских треб. Вотчина состояла из семи деревень, впоследствии вошедших в состав Песошенского прихода: Ирхина, Манина, Тимофеева, Легкого, Титова, Селезнева и Дресвянки, теперь уже не существующей, и трех сел: Бузакова, Брелина и Сельца. Под селом Бузаковым было 144 дес. земли пахотной и сенокосной, на скотьем дворе стояло до тридцати лошадей и семидесяти коров. Под селом Брелиным числилось тридцать три десятины прекрасной пахотной и сенокосной земли, под Сельцом 120 десятин земли. Кроме этого, монастырю принадлежали богатые пустоши и пожни по берегам Кубенского озера, например, пустошь Пашкова в Св. Луке около 14 десятин, пожня Шобауга 18 десятин, теперь принадлежащие бывшим вотчинным крестьянам Тимофеевского общества, Морщиха и др. Когда эта вотчина была пожалована монастырю и кем - не известно.

По количеству братии Песочный монастырь был богаче не только Заоникиева, в котором, по табелям о монашествующих 1732 г.3, братии было 5 человек, но и Сямского, в котором, по этим же табелям, братии было только восемь человек, тогда как в Песочном монастыре было девять человек, наравне с Лопотовым и Подольным. Из этого сравнения видно, что Песочный монастырь в свое время был не из числа последних и самобеднейших и упразднен был скорее не по бедности и недостатку братии, потому что были оставлены, хотя и за штатом, беднейшие его монастыри, как например, Заоникиев, Семигородный и другие, существующие и ныне, а потому, что ко времени штатов монастырь постигло роковое в судьбе его несчастие: он весь сгорел. Известно, что по этой же самой причине в 1774 году на время был упразднен такой монастырь, как Спасо-Каменный. Пожар этот, согласно преданию, сохранившемуся в приходе, надо относить именно ко времени новых штатов. Глубоко-бедственное положение монастыря вследствие пожара, его бедность и оскудение характеризуются сохранившимся от этого времени, именно, от 1759 года документом, - прошением предпоследнего игумена Иоасафа Вологодскому епископу Серапиону. Вот это прошение: "Сего апреля 1 дня позван я нижайший на Вологду священнослужения ради в Вологодской Софийской собор на сей апрель месяц в чреду, а за недостатками и скудостию того нашего Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря и за неимением своего собственнаго монастырского подворья той месячной чреды против прочих игуменов исправлять мне нижайшему невозможно. Того ради" (следует просьба об освобождении).

Резолюция: "Уволить за показанную нужду игумена Иоасафа от чредослужения, а в цветную и светлую недели можно исправить иными игуменами священнослужения, котории прилучатся быть на Вологде. Априлия 3 числа 1759 года". Оскудевши материально, монастырь оскудел и братиею. В 1756 году монашествующих и с настоятелем было только 3 человека: игумен Иаков, бывший Спасо-Печенгский игумен Иосиф и наместник иеромонах Мардарий. В списке монашествующих за 1761 и 1762 годы в Успенском Песочном монастыре показано монашествующих один лишь игумен Иоасаф, стало быть, монашествующих в братии никого не было; тогда как в 1732 году показано девять человек братии.

.....................

Церковь монастырская и самый монастырь были не на том месте, где стоит теперешний храм, а на месте сада; о чем свидетельствует находящийся в саду развалившийся каменный столбик (куча кирпичей). И теперешняя церковь, как значится в описи от 1812 года, была заложена и строена еще при существовании монастыря и для монастыря, с чем согласно и свидетельство Амвросия, который говорит, что каменная церковь выстроена "около 1760 года", но на новом уже месте, потому, наверное, что старое было завалено мусором сгоревших строений. Ограда кругом храма сделана в виде высокой, местами выше сажени, каменной стены, какой ограды ни у одного из соседних храмов нет, которая и теперь придает церкви вид скорее монастыря, чем приходской церкви; во втором ярусе колокольни хорошо сохранилась особенная комната, с маленьким окном, вероятно, предназначавшая для монастырской ризницы, или казны. Устраивая так храм, строители наверное не помышляли об упразднении монастыря.

Как изменяется история и как вместе изменяется дело рук человеческих! - Сто сорок лет назад здесь был монастырь, привлекавший, быть может, сотни, даже тысячи богомольцев; а где он теперь? - Одна не большая груда кирпичей на месте бывшего престола, да смутное воспоминание в приходе, - вот все, что осталось от старинной обители! Только в воображении можно представить картину прошлого, весь этот старинный монастырь со своими очень немногочисленными и небогатыми постройками. Там вон, где разросся сад, ближе к большой дороге, стоит довольно обширный, старинный деревянный храм. Близко к нему прижались монастырские строения: братские кельи и странноприимница; а там далее, налево от нынешнего храма, виднеются другие монастырские строения: конюшни, сараи, погреба, кладовые, тянутся монастырские огороды - росадник и проч., следы которых заметны и по настоящее время. Все это окружает высокая деревянная стена. Над причудливой формы вырезными воротами поставлен образ и висит лампада. Все здесь просто; только старинный пятиглавый храм своим стилем с остроконечными, шатрообразными верхами, с причудливыми вырезами, карнизами и колоннами несколько выделяется на общем сероватом фоне своею оригинальностью для нашего времени и своею удивительною стойкостью, вынесшею на себе бремя двух, а, быть может, и трех веков. В ограде виднеется не большой, но старинный садик, за которым, в самом углу ограды приютилась часовенка и небольшая келейка, - быть может, там живет отшельник. Каждый день мимо стен монастыря проезжают и идут десятки людей по торговому оживленному Кирилловскому тракту. - Едет боярин на богомолье, или по делам службы, в своей колымаге, сопровождаемый толпою челяди и целым поездом саней, проезжает, наконец, сам царь со своею многочисленной дворней; - всем путь мимо монастыря. И весь этот люд непременно остановится против монастырских ворот, снимет шапку, сначала набожно покрестится на икону и на кресты монастырских храмов, потом завернет и в ворота поклониться и отпеть напутственный молебен Царице Небесной, явленный образ которой хранится в обители; а если не завернет в ворота, то отпустит свое посильное пожертвование в монастырскую кружку и, еще раз помолившись на храм, продолжает свой путь. Если Песочный монастырь основан не позже половины шестнадцатого века, то нет сомнения, что он видал в своих стенах и великого богомольца, Грозного правителя земли Русской, Иоанна Четвертого, который, не раз посещая Кирилло-Белозерский монастырь, должен был проезжать мимо самых ворот новой обители... Нет сомнения, что и Песочный монастырь видал и помнил, хотя не блестящие, но все же лучшие времена своего существования, когда он был сравнительно и богат и славен; в стенах своих он видал и знатных и бедных богомольцев, встречал и Царей и святителей земли Русской...


Название Песошенской или Песочный, как именовался монастырь, "произошло от песчаного озерного берега" говорит Амвросий, и действительно, как на Песошном, так и за несколько верст далее по Кирилловскому тракту, грунт земли чисто песчаный; на нем чуть-чуть прозябает, не имея сил прочнее укорениться, тощая трава. Летом здесь в сухую погоду нога лошади по холку погружается в песок. Песок здесь чистый и мелкий, чем отличается от грунта окружающей местности, где он состоит то из песку смешанного с гравием, то из глины. Очень вероятно, что в старину, быть может, лет тысячу назад, озеро Кубенское в своем уровне стояло выше теперешнего, и то небольшое песчаное возвышение, на котором теперь стоит церковь, было когда-то самым берегом озера, по-местному - завалом, который теперь спустился на три четверти версты ниже. Песчаную же гряду, или когда-то бывший берег, часть которого составляет и Песошное, можно проследить, начиная от Николаевской Возимской церкви, где она известна под названием "веретии" и, кончая Никулинским, где песчаный грунт постепенно переходит в каменистый. Существует и другое объяснение происхождения названия Песочный и Песошенская.

Чудотворная икона Успения явилась, как уже было замечено, на берегу озера, на песке, хотя и найдена лежащею на камне; - от этого будто бы и пошло название "Успения, что на Песочном".

То и другое объяснение верно, потому что сущность их сводится к одному - к песчаному грунту почвы; а песком Песошное, действительно богато.

Примечания

1 См. Описание Владимирской Заоникиевой пустыни Н. Суворова.

2 Из бумаг библиотеки Н. И. Суворова.

3 См. Н. Суворова. Описание Заоникиевой пустыни.

3. Внешний вид нынешней церкви; колокольня. Холодный храм; внутренний вид его; замечательные иконы; Наталья Андреевна Рябинина, как украсительница холодного храма.

Церковь села Песошного, как видно из клировой ведомости и описи церковного имущества 1812 года, освящена по благословенной грамоте, данной в 1767 году, 10 Июня. Церковь - каменная, холодная и теплая в одном корпусе, одноэтажная (Амвросий в истории иерархии называет ее ошибочно двухэтажною), в готическом стиле, очень красивая, так что Амвросий называет ее "великолепной".

Четырехгранная колокольня в одной связи с теплою церковью, высотою восемнадцать сажен со шпилем, - каменной кладки одиннадцать сажен. В ярусе колоколов она переходит в осмигранную с двумя колоннами на каждой из четырех сторон. Купол заканчивается шпилем, на конце которого сияет небольшой четырехконечный с сиянием крест.

Колоколов на колокольне одиннадцать. Большой колокол весом 145 пудов 6 фунтов, лит при священнике Иоанне Кирикове; второй колокол весом 42 пуд. 4 фунт., третий - 6 пуд. 34 фунт., в остальных же восьми колоколах весу семнадцать пудов. Весь храм длиною 17 сажен, шириною же шесть сажен. Холодная церковь несколько ниже колокольни, четырехугольной формы с пятью красивыми главами. Колокольня выштукатурена и отбелена, самый же храм отбелен известью.

Главы крыты железом и выкрашены синей краской; кресты на главах железные, золоченые по мардану и для прочности прикреплены цепями. С западной стороны из-за ограды выглядывает вычурной, позднейшей уже, работы куполообразное каменное крыльцо, внутри украшенное живописью, а с южной стороны в 1896 году пристроено небольшое деревянное выштукатуренное и отбеленное крыльцо. Весь храм, равно и оба крыльца крыты железом и летом 1896 года вновь покрыты зеленой краской. Кругом храма идет довольно высокая каменная стена, с четырьмя башнями и двумя воротами - с западной и южной сторон; ограда крыта тесом и окрашена красной краской.

Холодный храм, посвященный прославлению Успения Божией Матери, представляет из себя пятисаженный квадрат с высоким куполом, который заканчивается фонарем с четырьмя продолговатыми окнами.

Вышина в холодном храме до девяти сажен без фонаря, с фонарем же сажен до одиннадцати. Это светлый и уютный храм с прекрасным резонансом.

Свет проходит чрез два ряда окон с обеих сторон и чрез четыре окна в фонаре. Стены и купол украшены прекрасною живописью, двумя лепными золочеными карнизами и лепными же арабесками кругом окон, как в самом храме, так и в алтаре.

Иконостас старинный, пятиярусный, хорошо сохранившийся, украшен карнизами и мелкою резьбою в позолоте. Царские двери резные золоченые, - над ними во втором ярусе находится изображение Тайной Вечери живописной работы. Иконостасу этому сто тридцать лет, - столько же, сколько храму. Все местные иконы в первом ярусе в богатых серебряных окладах, все они старинной византийской живописи и по времени принадлежат монастырю. По правую сторону царских врат находится икона Успения Божией Матери с изображением на полях иконы событий из жизни Божией Матери, копия с явленной, но размером несколько больше той, именно пятнадцать и одиннадцать вершков. Риза на ней серебряная, золоченая, весом 2 фунта 52 золотника; венец украшен мелким жемчугом.

Чрез южные двери, на правой же стороне, находится икона святителя Николая в серебряной золоченой ризе, весом 2 фунта 38 золотников. Обе иконы помещены в золоченых за стеклом рамах.

По левую сторону царских врат стоит икона "Смоленская" Божией Матери (Одигитрии), в серебряной золоченой ризе, весом 3 фунта 31 золотник; кругом ее на дске, в которую она вставлена, изображены царь Константин равноапостольный, Димитрий Солунский, Димитрий и Леонтий Ростовские чудотворцы по правую сторону, - с левой же стороны находятся изображения Царицы Елены, св. великомученика Феодора Стратилата и мученицы Евдокии. По другую сторону северных дверей находится икона, в верхней части которой изображены: Знамение Божией Матери и Введение Ее во храм, по сторонам же: Иаков Брат Божий, св. мученица Фекла, св. мученица София и преподобная Мария Египетская, а в нижней части - "Казанская" Божия Матерь, в серебряной золоченой ризе. Во втором ярусе иконостаса изображены двунадесятые праздники. В третьем - с правой стороны изображены св. Иоанн Предтеча, с левой - Божия Матерь, а рядом с ними на обеих сторонах - св. Апостолы. В средине находится образ Спасителя в серебряной ризе, весом 3 фунта 16 золотников. В четвертом ярусе, над царскими дверями, находится изображение Софии Премудрости Божией, рядом с нею - два золоченых ангела, с рипидами в руках - резной работы, по сторонам изображены пророки. В пятом ярусе, над царскими дверями, находится изображение Коронования Божией Матери, овальной формы; по сторонам изображены ветхозаветные патриархи.

За правым клиросом, в золоченом, по полименту, киоте, стоит Нерукотворенный Образ Спасителя в медной отбеленной ризе. Рядом с ним в дорогом, изящной работы, золоченом киоте за стеклом находится икона Успения Божией Матери художественной академической работы в итальянском вкусе, размером в вышину 1 арш. 14 вер., в ширину 1 аршин и 5 вершков. Икона, вместе с киотом, пожертвована в августе 1896 года Пименом Меркуловым, уроженцем Богтюжским, в настоящее время проживающим в Петербурге. На солейном месте, близ амвона, у железной решетки в резных тумбах помещены металлические золоченые изящной работы, с резными подвесами и металлическими кистями, - изображения на хоругвях живописные. За левым клиросом, в красивом колончатом под мрамор киоте, находится икона "Тихвинская" Божией Матери в серебряной золоченой ризе весом около девяти фунтов. Кругом иконы обложен малинового цвета бархатный убрус с серебряными бахромами и блестками, а внизу иконы вычеканена молитва Богородице. Посредине храма висит большое медное, отбеленное паникадило, - вверху же пред царскими вратами висит бронзовая золоченая лампада; пред всеми иконами стоят медные отбеленные подсвечники.

Св. престол и жертвенник в алтаре холодного храма "в указанную пропорцию". Престол холодного храма, как и престолы в двух приделах теплого храма, устроен на каменном фундаменте. Срачицы на всех трех престолах, равно и на жертвенниках, полотняные, индития же на престоле холодного храма медная, отбеленная с изображениями, чеканной работы. По всей вероятности этот престол был освящен первым, и он именно освящен был в 1767 г. 10 Июля, потому что в описи церковного имущества от 1862 года значится антиминс на этом престоле выданном в 1767 году, марта 11 дня, преосвященным Иосифом, Епископом Вологодским и Белоезерским, тогда как в теплом храме в приделе Николая Чудотворца первый антиминс был выдан, хотя того же 1767 года, но в сентябре, именно 8 дня.

За престолом, на горнем месте, в окне вставлена икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками вокруг; на полу, за железной решеткой стоит резная золоченая гробница, со святою плащаницею, поддерживаемая распростертыми руками двух коленопреклоненных ангелов; гробница заключена в стеклянный футляр. Перед нею стоит медный отбеленный семисвещник и две металлических золоченых запрестольных иконы: Знамение Божией Матери и Животворящий крест, приобретенные на церковные деньги в 1894 году; - по правую сторону св. престола стоит большой шкаф для переносных облачений и для хранения церковных библиотечных и документальных книг.

В куполе алтаря над св. престолом находится живописное клеймо, изображение Триипостасного Божества, - копия с изображения, находящегося в главном куполе храма Христа Спасителя в Москве работы художника Маркова. Бог Отец изображен сидящим на облаках, под ногами Его твердь небесная, в виде синеватого полушария, поддерживаемая огневидными ангелами; в лоне Отца - Превечное Слово в виде младенца; над головою младенца, как бы исходящий из уст Отца, изображен Дух Святый в виде голубя, ниже в облаках - лики ангелов. Сквозь живопись местами просвечивают следы старинных круглых клейм, обрамленных некогда лепными рамками, которые падая более уже не возобновлялись и при написании этого клейма были окончательно убраны. Стены в храме и алтаре покрыты сиреневым колером. Во всех окнах вделаны прочные железные решетки.

Здесь нелишне будет сказать несколько слов об одной женщине, особенно потрудившейся для украшения холодного храма, имя которой, хотя и помнится местными жителями, но нигде не записано ни в летописи церковной, ни в описи вновь приобретаемых и жертвуемых вещей, где, конечно, следовало бы упоминать о лицах жертвующих. Женщина эта - крестьянка деревни Манина Песошенского прихода, по имени Наталья Андреевна Рябинина.

Умерла она в 1858 году шестидесяти лет от роду. Смолоду она страдала болезнью, известною в деревне под именем "порчи". Проявления этой болезни всем более или менее известны. В особенно сильных приступах этой болезни, она давала разные обещания, например, приобрести какую-нибудь вещь для храма, украсить ту или другую икону, сходить в какой-нибудь монастырь Богу помолиться и проч. "Наталья Андреевна, как рассказывал мне о ней один близко ее знавший крестьянин, собирала не для одной нашей церкви, собирала она во многие церкви, но никогда не собирала так как собирают другие, - ходят с иконой и собирают подолгу, по полу-году и больше, она много недели по две собирала а то и меньше. Ходила она все по известным местам - какие уже у нее были благодетели. Бог ее знает, как она собирала. Бирала и копейки, а давали, может быть, и по рублям, другой и сотню давал - дивного ничего нет. Бывало и так, придет - попросит одолжить ей на известное время столько-то, примерно, десять рублей, и давали, потому что она никогда никого не обманывала. А часто бывало и так: придет попросит взаймы, возьмет, да в тот же день и обратно принесет, только скажет: "мне уже принесли, - спасибо". Ходила по деревням, но больше в город. Как задумает завести какую-нибудь обнову для храма, ходит сама не своя, пока не сделает, что надумала. Все почти серебряные ризы на иконах в холодном храме ею заведены, да и медные она заводила. Многие ризы она же золотила; не сама, а она только отдавала золотить, например, на иконе Успения, на Смоленской. На Тихвинской Божией Матери риза целиком ею заведена, до нее и ризы не было, серебряные ризы на Спасителе в третьем ярусе иконостаса, на первоверховных Апостолах Петре и Павле в теплой церкви, медная одежда на престоле, все ею заведено. Она же завела киоты для Божией Матери Тихвинской и для Нерукотворенного Образа Спасителя, - оклад на второе Евангелие; всего она завела для церкви, по тогдашним ценам на ассигнации, тысяч на десять рублей; для того времени это деньги большие. За одну ризу на Тихвинскую было заплачено две тысячи рублей на ассигнации, работал мастер Зуев в Вологде; одежда на престоле шестьсот рублей. Благочинным тогда был о. Жиряев, протоиерей из Кубенского. Тот смотрел на нее не особенно сочувственно. Преосвященный, не упомню который, даже раз вызывал ее к себе: дело было в проезде его по епархии, как сама она рассказывала, стращал даже в острог посадить, запрещал собирать. Но она оправдалась и до самой смерти все собирала то на ту, то на другую церковь". Конечно, она принадлежала к тем добровольным собирателям на храм Божий, о которых узнают только по их смерти. Вспомним недавно умершего странника Антония или "дедушку Михайлыча" (ум. 1889 г.)*.

* Волог. Епарх. Вед. 1890 г. №4.

4. Теплый храм; явленная икона Божией Матери и предание о ней.

В теплом храме два придела: один - на правой стороне, в честь Святителя и Чудотворца Николая, другой - на левой стороне, в честь Положения ризы Божией Матери во Влахерне. Этот храм также около 5 сажен в квадрате, не считая трапезы, вышиною сажени три; освещается семью окнами, из которых по одному находится в алтарях. Над каждым приделом устроено по главе. Сводчатый верх храма украшен живописным изображением Святой Троицы, окруженной тьмами ангелов; по правую сторону Триипостасного Божества изображен Крест, поддерживаемый ангелом, как орудие нашего спасения, а по левую сторону - лестница, тоже поддерживаемая ангелом, как символ. Иконостасы в теплом храме позднейшей работы трехъярусные, не давно золоченные, украшены колоннами, карнизами и резьбою.

Над обоими царскими вратами устроен красивый, резной балдахин на верху с резною золоченою короной. Здесь живопись более подходит к византийскому стилю, но по колориту красок нельзя назвать ее и чисто византийскою живописью. По правую сторону царских врат в правом приделе в киоте за стеклом находится икона Спасителя в медной отбеленной ризе, по сторонам Его изображены лики святых: Дионисия Глушицкого, Алексия Курского, Иоасафа Каменского и Зосимы Соловецкого по правую сторону; по левую же Амфилохия Глушицкого, св. Аркадия, Григория Пельшемского и Савватия Соловецкого, подле Спасителя икона св. Николая Чудотворца и с ним двух святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. По левую сторону царских врат, в золоченном киоте за стеклом, помещается местно чтимая икона Успения Божией Матери, по преданию, точная копия с явленной иконы. Живопись на этой иконе очень древняя и, вероятно, ни разу не подновленная, так что местами начала уже спадать. Риза на ней серебряная, золоченая весом 1 фунт 88 золотников; размер иконы 9х8 вершков. Самое изображение имеет некоторое сходство с изображением Семигородной Бож. Матери. Смертный одр Богоматери окружают св. Апостолы и приближенные из верующих; по правую сторону Господь, принимающий на пречистые руки свои безгрешную душу своей Пречистой Девы Матери, по левую ангелы, воскуряющие фимиам; выше лики ангелов, херувимов и серафимов, среди них, как бы несомое двумя ангелами, находится изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, а в самом верху иконы изображена Св. Троица в виде трех ангелоподобных мужей.

Относительно этой иконы существует такое предание в приходе. Как и ранее было замечено, время явления иконы неизвестно; неизвестно также и то, вскоре ли после явления ее, или спустя порядочное время, по требованию ли духовной власти для испытания, или по иной какой либо причине, но только она была увезена в Москву. Где на первых порах она помещена была там, тоже неизвестно. Но, как говорит предание, вскоре же после отправления икона чудесно исчезла из Москвы и вновь явилась на Песошном. Спустя не много времени, она снова была увезена и снова возвратилась, и так до трех раз. После третьего раза она уже более не возвращалась.

Является вопрос: не копия ли только с явленной иконы увезена была в третий раз и не подлинная ли явленная икона находится в Песошенской церкви?

Если правдиво предание о двукратном возвращении иконы на место своего явления, то вероятно и предположение о том, что икона, находящаяся ныне в Песошенской церкви, есть подлинная явленная. Если желание Царицы Небесной было остаться на месте явления, то едва ли сила человеческая могла воспрепятствовать исполнению этого желания. Когда в первый раз была увезена в Москву явленная икона, копии с нее в монастыре не было оставлено, так и во второй раз; но когда она во второй раз возвратилась, догадались написать с нее копию.

"Когда икона возвратилась во второй раз, рассказывал крестьянин житель Бузакова, игумен попросил, чтобы икону оставили на некоторое время в монастыре. Сам тем временем велел списать с нее другую икону истово такую же, как и та. И вот, когда приехали за иконой, то им показали две совершенно одинаковых иконы, и которую увезли после того, настоящую ли явленную, или ту, которую списали, Бог знает; а только после этого икона больше не преходила."

Как бы там ни было, но более достоверно то, что икона, подлинная ли явленная или только копия с нее, в Москву действительно была отправлена, где находится и по сие время, будто бы в иконостасе Успенского Собора в Кремле*. Камень, на котором по преданию явилась икона, хранится в теплом храме за правым клиросом, в нарочно устроенном для него ящике. Верующие прихожане камень этот скоблят и с песку пьют воду, или даже и просто грызут его для исцеления от зубной боли. Первоначально он, должно быть, был гораздо больше теперешнего и имел форму продолговатого четырехугольника, но во времени утратил свою первоначальную форму и стал значительно меньше; цветом он беловато-серый, мелкозернистый, вес его теперь около пуда.

По правую сторону царских врат второго придела находится икона Богоявления, рядом с нею икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", обе в золоченых за стеклом рамах. По левую сторону находится икона Положения Ризы Бож. Матери во Влахерне с изображением храма и лиц. Вверху иконы изображен Иисус Христос, а ниже Божия Матерь, риза на которой серебряная.

Во втором ярусе помещены иконы двунадесятых праздников, а в третьем - пророков и апостолов. В средине иконостаса, над аркой прохода между двумя алтарями, находится изображение Иисуса Христа, по сторонам Его лики Бож. Матери и Иоанна Предтечи. На выступе карниза, по ту и другую сторону арки, стоят два резных золоченых ангела с рипидами в руках.

В самом проходе, в киоте за стеклом, стоит икона Св. Великомученика Пантелеимона, прекрасной живописной работы. Икона приобретена в 1888 году с Афона за 100 рублей. В 1896 году на нее возложен серебряный золоченый венец и бархатный шитый золотом убрус. Эта икона переносится из теплого храма в холодный; другая переносная икона - "всех святых" ("святцы"), живописной же работы в деревянном киоте под орех с резьбою и за стеклом, стоимостью около 90 рублей. За правым клиросом стоит икона свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, вверху их изображен Спаситель. Ризы, как на Спасителе так и на Апостолах серебряные. За левым клиросом находится икона "Тихвинская" Божией Матери; хоругви в храме простые матерчатые. В трапезе находятся две иконы: по правую сторону прохода икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, по левую "Виленская" Божией Матери, обе иконы в деревянных киотах за стеклом. Венец на Спасителе, на первой иконе, медный, на Божией же Матери и Предвечном Младенце на второй иконе венцы серебряные, весом 2 3/4 фунта. Вверху над проходом находится изображение снятия Господа со креста, писанное касками на полотне. Многие из икон теплого храма, кроме иконы Успения, древнего письма и по времени принадлежат монастырю, таковы, например, икона первоверх. Апост. Петра и Павла, икона "Виленская" Божией Матери, Господа Вседержителя в трапезе, икона священномученика Антипы и другие.

В алтаре Николаевского придела, за престолом на стене, находится живописное изображение Тайной Вечери, в левом же приделе изображение сошествия Св. Духа на Апостолов, в проходе же между алтарями, на покатости свода, изображен Бог Отец. В правом приделе, за престолом, в деревянных резных тумбах стоят запрестольные иконы: Божия Матерь и Животворящий Крест. В левом приделе, по правую сторону престола, в углу, стоит большой шкаф, в среднем отделении которого хранятся ризы, вверху венцы для брачующихся, чаша для водоосвящения и блюда, из которых одно очень древнее с вычеканенным изображением Богоявления и на полях словами тропаря "Во Иордане крещающуся", а внизу в двух ящиках хранятся метрические книги. Для торжественного освещения храма имеются два медных отбеленных паникадила, одно побольше размером - посреди церкви, другое в трапезе; пред всеми иконами висят медные отбеленные лампады и масляники. Теплый храм отопляется двумя полудуховыми печами и третьею небольшою в левом приделе; во всех окнах вделаны крепкие железные решетки.

Примечание

* Это только предание. Причт Большого Успенского Собора в Москве не знает ничего о Песошенской иконе Успения Божией Матери.

5. Приходские часовни

В приходе имеются две часовни: одна в деревне Легком, другая в деревне Бузакове. Когда построена первая, неизвестно. Существует предание в этой деревне, что давно когда-то в деревне был мор скота ("ускотье"). По обещанию, на день памяти мучеников Флора и Лавра была устроена деревянная часовня, и мор прекратился. С того самого времени 18 авг. и еще в день памяти Модеста архиепископа Иерусалимского (18 дек.) и по сие время ежегодно совершаются молебствие в часовне, а накануне всенощная. В часовне имеется достаточное количество икон, частью перенесенных из церкви, частью приобретенных уже самими устроителями часовни. Другая часовня, в деревне Бузакове, устроена в 1892 году по указу Духовной Консистории 1891 года окт. 29, №5773. Поводом к ее устроению было сильное градобитие 17 мая 1891 г., сопровождавшееся страшной грозою. И теперь, вспоминая эту грозу, жители более всего удивляются тому, что Господь спас деревню и самих жителей, в то время, когда все думали, что настал конец всему. Шел май месяц, год был ранний, хлеба на полях быстро поднялись. Любо было крестьянину смотреть на свою высокую, густую рожь, которая начала колоситься; еще неделя - другая и оделась бы она пушистым золотистым цветом. 17 мая день был жаркий и безоблачный. Пахали "паренину". Отобедали мужички, отдохнули и снова поехали в поле. С запада меж тем поднималась туча, сначала небольшое облачко, которое быстро выросло в темную и грозную тучу. Бледно сверкнула молния, загремел гром, едва слышный среди шума ветра. Упала первая тяжелая капля дождя, за ней другая. Снова удар грома и вдруг за дождем полетели крупные градины.

По рассказам жителей, - старики не запомнят такого сильного и крупного града, - отдельные градины были значительно крупнее грецкого ореха. В какой-нибудь десяток минут столько навалилось граду, что даже на другой день можно было видеть большие кучи его у стен, куда он скатывался и у огородов. Хлеб не только ломало, но чисто срывало и сильным ветром уносило далее; так что, когда прошла туча и пришли взглянуть на поле, оно было словно не засеянное, - все поломало и унесло. Одни перепахивали и сеяли яровое - ячмень, другие же так и оставили за неимением семян, а все вообще на этот год остались без хлеба. Вместе с хлебом погибло несколько голов мелкого скота. И до сих пор некоторые крестьяне не могут совершенно оправиться от этой напасти, - таково значение градобития для крестьянина. В Бузаковской часовне также имеется достаточное количество икон, между которыми находятся и старинные запрестольные иконы из Песошенского храма. На день памяти св. апостола Андроника 17 мая накануне в часовне отправляется всенощная, а в самый день памяти совершается крестный ход.

6. Церковная ризница и библиотека

Ризницею церковною, как видно из описи от 1812 года, Песошенская церковь во все времена существования в настоящем веке была достаточна. В настоящее же время, сравнительно с другими равноприходными церквами, она может быть названа даже богатою. Так 1) Евангелий имеется четыре. Первое - размером в лист, на атласной бумаге, печати 1879 года, в алом бархатном переплете, обложено листовым чеканной работы серебром 84 пробы; изображения на обеих дсках серебряные, золоченые; второе Евангелие в лист на александрийской бумаге, печати 1748 года, еще монастырское, что видно по подписи, обе дски медные отбеленные; на верхней дске, в средине изображение Воскресения Христова и по углам Евангелисты серебреные, золоченые; третье - в полу-лист, печати 1657 года, в алом бархатном переплете, с медными посеребренными изображениями и четвертое - в восьмую долю листа, печати 1817 года, в малиновом бархатном переплете; верхняя дска медная, равно и изображения все медные посеребренные.

2.) Крестов тоже четыре: первый серебряный, золоченый с изображениями под чернью, весом два фунта с половиной 84 пробы; второй - серебряный, золоченый с изображениями чеканной работы, весом 178 1/2 золотников 84 пробы; третий - тоже серебряный, золоченый с изображениями под чернью, весом 71 золот. и четвертый крест медный, отбеленный с позолотою чеканных изображений.

3.) Священные сосуды для таинства Евхаристии имеются двои. Первые: дискос, потир, звездица, копие, лжица и две тарелочки серебряные, золоченые 84 пробы, весом 2 ф. и 28 зол.; вторые сосуды, за исключением двух тарелочек, тоже серебряные, золоченые, серебра непробного, весом 2 3/4 ф.

4.) Дарохранительниц три, из которых две серебряные и одна медная, отбеленная. Первый ковчег пятиглавый, серебряный, золоченый, очень красивой формы и изящной работы, с выдвижным ящичком для хранения Св. Агнца и особым сосудом для хранения запасных Св. Даров, весом три фунта 92 золот. 84 пробы; второй ковчег с изображениями резной и чеканной работы, весом без четверти 2 фунта 84 пробы. Для всех ковчегов имеются стеклянные футляры.

5.) Кадил три: одно серебряное 84 пробы, весом два фунта 18 золот. 84 пр. и два медных отбеленных.

6.) Об облачениях престолов и жертвенников упоминалось ранее, остается добавить, что индитии на двух престолах в теплом храме парчовые, равно и верхние одежды на жертвенниках.

7.) Воздухов двенадцать перемен, из которых две перемены бархатные шитые золотом, три перемены тоже бархатные, но шиты серебром; из остальных есть парчовые перемены, есть атласные шитые мишурой, шелками и шерстями.

8.) Завесы царских врат во всех трех алтарях шелковые.

9.) Покрывала на св. престолы и жертвенники, равно пелены на аналои имеются по несколько перемен и вполне приличны святости и благолепию храма.

10.) Полных священнических облачений семь; риз же вообще имеется двенадцать перемен, из которых самая последняя годна к употреблению. В 1895 году вновь приобретена на церковные средства риза серебряной парчи по атласной желтой земле, стоимостью около ста рублей.

11.) Диаконских облачений четыре: три полных, четвертое один стихарь. Но так как штатного дьякона не положено быть и его нет уже с 1860 года, то и надобности в полных диаконских облачениях не чувствуется, впрочем, в 1896 году приобретено новое полное облачение желтой газовой парчи.

12.) Сосуды для благословения хлебов, для водоосвящения, для колива, или панихидник - медные, отбеленные; купель для крещения младенцев медная, луженая; венцы для брачующихся - двои, медные, золоченые с финифтяными изображениями.

13.) Наконец, книги богослужебные имеются все сполна и к употреблению все годны. Октоих, печати 1888 г., Типикон 1877 г., минеи месячные печати 1750 года. Триодь постная 1745 года, цветная 1746 года, печатаны в Москве. Апостол печати 1742 года, следованная псалтирь 1808 г., два требника один 1876 г., другой 1889 г., часослов 1887 года.

Из книг церковной библиотеки более замечательны: Библия на славянском языке, Московской печати 1822 года, величиною в полу-лист, с предисловием, месяцесловом, с указанием Евангельских и Апостольских чтений, с рисунками и каталогами еврейских и греческих имен по алфавиту. Есть библия на русском языке, печати 1876 года. Из истолковательных и учительных книг более замечательны: Толкование на Евангелие Феофилакта Болгарского, печати 1703 г., учительное Евангелие - 1744 года, Новая скрижаль - 1838 г., поучения, избранные из Святого Евангелия, печати 1707 года; из исторических книг - жития святых, прологи, печати 1718 года; кроме того, имеется несколько журналов духовных: Церковный вестник за два года с приложением творений Златоуста, Пастырский Собеседник за год, Руководство для сельских пастырей за несколько лет, Церковные и Епархиальные ведомости.

7. Настоятели бывшего Песочного монастыря. - Приходские священноцерковнослужители. - Средства содержания церкви и причта.

Настоятельство в бывшем Песочном монастыре было игуменское и строительское. Имен игуменов и строителей дошло до нас очень мало. Первый известный игумен - Пимен, упом. 1588 г. (О нем было сказано выше, во II-й главе). После него известны: 1) черный поп Иов, упоминающийся в 1614 г. в "книге 7122-1614 года просв. архиепископа Вологодского Нектария", где писаны имена получивших от этого архиепископа настольные и ставленич. грамоты1. О нем записано: Маия в 29 день дана грамота благословенная и с отпускною черному попу Иову в общии монастырь к Пречистой на Песочное. 2) чернец Иринарх, подававший в 1615 году царю челобитную о разорении монастыря (см. выше II главу). В известных "Списках" П. М. Строева еще указаны: игумен Иосиф 1626 г. - Черный поп Рафаил, упом. в июле 1659 г. - Келарь Киприан, в февр. 1663 г. - Строитель Филарет 1729 г., перевед. в Николаевский Озерский мон. - Строитель Гавриил 1738 г. - Игумен Иаков - из Заоник. пустыни перевед. в октябре 1755 г., упом. 1756 г. - Игумен Иоасаф - упом. 1758-1763 г. - Строитель Дионисий - перевед. в 1764 г. - в Сямский мон.2. Братии монашествующей в монастыре не было уже с 1756 года.

Первые сведения о вновь устроенном Успенском Песошенском приходе и о причте его относятся к 1780 году, от какового года сохранилась лишь одна метрическая книга, на заглавном листе которой значится: "книга записная из вологоцкой консистории, вологоцкого уезда церкви Пресвятыя Богородицы что на Песочном священника Илариона Семенова с причетники, на три части о рождающихся, бракосочетавшихся и умирающих 1780 году". Был ли священник Иларион Семенов первым во вновь учрежденном приходе, хотя, как замечено ранее, еще и при существовании монастыря был приходский причт, или кто был и до него - неизвестно. Илларион Семенов в метриках упоминается до 1788 года, а с этого года упоминается уже другой священник Василий Козмин, который был священником на Песошном до 1810 года включительно. После Василия Козмина с марта месяца 1810 г. по май 1812 г. произошел небольшой перерыв, - священника почему-то не было, службу же и требы, как видно по обысковой и по метрической книгам, исправляли священники соседних церквей, - Кубенской Ильинской ц. Федор Остроумов и Кубенской Троицкой - Петр Иванов. С 1812 года по 1839 год священником был Федор Иванов Четверухин; с 1840 г. по 1844 г. - сын его Александр Федоров Четверухин. После Четверухиных, с 1844 г. по 1862 год священником был Иоанн Павлов Кириков; с 1862 г. по 1877 г. был Иоанн Викторов Малевинский родом Тотемск. уезда сын заштатн. дьячка Никол. Верхнееденьгской церкви, конч. курс сем. в 1850 г. Все упомянутые священники особенными наградами не были отличены. С 1878 года священником состоит Алексей Иванов Шейбухов, сын священника от Богородской Братковской церкви Волог. у. По окончании в 1876 году курса семинарии по второму разряду был определен во псаломщика Ильинской Кубенской ц. Вологодского уезда; 17 авг. 1877 г. переведен псаломщиком же к Троицкой Селезеневской ц. того же у. 19 ноября 1878 г. рукоположен во священника к сей церкви. С 1882 года состоит законоучителем в Кубенском мужском и женском училищах. Награжден в 1885 г. набедренником и в 1895 скуфьею.

Причетники начинают быть известными с 1788 года. Так в метрической книге за 1788 год, в части о родившихся упоминается пономарь Андрей Евдокимов; в 1791 году упоминается дьячок Иван Иванов, а в 1796 году - пономарь Андрей Иосифов. С 1805 года известен дьячок Александр Иванов, вероятно сын Ивана Иванова, Патрисимилев, прослуживший дьячком до 1843 г., а после него до 8 сент. 1894 г. дьячком служил зять Патрисимилева Григорий Васильев Голубев. Григорий Голубев, сын дьячка Иоанно-Богословской Ивановской церкви Волог. у. прослужил дьячком пятьдесят один год безвыездно на Песошном и за пятидесятилетие в 1894 г. из кабинета Его Величества был награжден золотою медалью. После него в том же 1894 году 3 октября определен теперешний псаломщик, из кончивших курс семинарии, Иларий Григ. Шадрин, сын псаломщика Богословской Лаптевской церкви Волог. уезда. Пономарь Андрей Иосифов с 1808 г. делает добавление к своему имени и начинает писаться Вересняговым, - служил он до 1831 г. С этого года, до 1843 г. пономарем служил сын его Николай Андреев Вереснягов. С 1844 года вместо пономаря является диакон Стефан Иванов Ильинский, замечательный неспокойным характером и тем, что был штрафован очень часто. В одно время, именно в 1860 году причта было четверо: священник Иоанн Кириков, дьячок Григорий Голубев, сверхштатный пономарь Алексей Григорьев Другов и заштатный дьякон Стефан Ильинский.

По последним церковным штатам положено быть священнику и псаломщику. Дома у причта собственные деревянные на церковной земле. Главным средством содержания причта служила и служит земля и земледелие, которым занимались не только причетники, но и священники; так священник Малевинский сам даже пахал. Очень вероятно, что сами же обрабатывали землю и предшественники его, как Илларион Семенов и Василий Козмин.

Скотоводство приносит дохода до 40 руб. В 1868 году - было 2 лошади, 6 коров, 8 овец и 3 теленка, а в 1895 г. 4 коровы, 2 теленка и 3 овцы.

Кроме земли, скота и жалованья от казны средством содержания служат доходы: рождественские, пасхальные и годовые поминовенные. Ранее, когда причетников было по два и по три, - один из них всегда был на руге, т.е. получал содержание от прихода. Вот несколько подлинных выписок из клировых ведомостей, по которым можно видеть каково в разное время было содержание духовенства.

В 1831 году - "всех вообще выгод получено от земли, скотоводства, сборнаго хлеба и денежных доходов на весь причт на 562 рубля". В 1835 году - всех вообще выгод - 950 рублей (на ассигнации). В 1839 году значится всех выгод на 998 рублей. В 1840 году всех доходов значится 619 руб. В 1852 году значится: "всех вообще выгод от земли, скотоводства и денежных доходов получено на весь клир 132 руб. 70 коп.". В 1863 году всех выгод получено 251 р. В 1867 г. - 281 р., 1868 - 305 р. 50 к., 1869 - 315 р., в 1875 - 319 р., 1876 - 342 р., 1877 - 376 р., 1878 г. - 388 р. С 1890 года доходы причта постоянно превышают 500 рублей, именно: в 1890 г. 580 р. 4 к., в 1892 г. 584 р., в 1893 г. - 580 р., в 1894 г. - 570 р. 80 к., в 1895 г. - 565 р. 20 к., в 1896 г. - 566 р. 60 к. В последние годы, как видно из этих офиц. цифр клировых ведомостей, доходы причта не увеличиваются.

В частности доходы причта составляются из следующих источников: 1) жалованье от казны - 96 рублей, 2) проценты с церковно-причтового капитала, который с 400 рублей в 1892 году, достиг до 960 р. в 1896 г. В том числе - 450 рублей - церковных вкладов и 510 причтовых. 3) Кружечный доход до 240 р.; этот доход постепенно возвышался с 70 рублей 1868 г. до 245 р. 60 к. в 1896 г. 4) От земли до 240 рублей в 1896 г. Ныне земля причта отдается в аренду приходским крестьянам; прежде, когда она обрабатывалась самим причтом, доходность от земледелия немного уклонялась от цифры 1896 года. Именно в 1878 г. - 240 р. 90 к., 1879 г. - 210 р., 1890 г. - 250 руб., 1892 - 254 р., 1894 г. - 245 р., 1895 г. - 247 руб.

Из этих цифр видно, что содержание причта нельзя назвать вполне достаточным. Из показанного дохода покупается дров ежегодно рублей на 30-40; процентного сбора платится - 48 р., на содержание двух учебных заведений - 16 р. 60 коп.

Примечания

1 Книга эта хранится ныне в Волог. Епарх. Древлехранилище.

2 Иаков и Иоасаф у Строева не указаны. Еще сохранилось имя строителя Дионисия на одной надписи (см. II глава), но неизвестно какого времени.

8. Количество церковно-причтовой земли, ее урожайность и цены на хлеб в разное время

Земли всей вообще при церкви по плану значится тридцать шесть десятин. Из этого количества под церковью и кладбищем находится 2117 сажен, под строениями и огородами 854 саж., под дорогами и речками 4 дес. 1829 сажен; пахотной земли 20 дес., сенокосной - 10 десятин. Верхний слой земли (почва) во всех трех полях (трехпольная система) песчаный с тою разницею, что в одном поле он как будто серее и влажнее, а в других двух суше и желтее, - подпочва же глина. Одно поле к озеру в дождливые годы подвергается наводнению и вымокает, как это было, например, в 1876 году.

Земля вообще для земледелия годна, хотя и песчана; хлеб родится хороший и с достаточным приполоном, - конечно, для этого требуется хорошая пропашка и хорошее удобрение. В 1831 году рожь пришла, например, сама седьмая, пшеница сама четвертая, овес сам пять, ячмень сам четвертый. Цены на хлеб обозначены следующие: "рожь была 90 коп. (на ассигнации), пшеница 1 р. и 60 коп., овес по 60 коп., семя льняное по 2 руб., лен по 7 рублей".

В 1855 году - цены: рожь была 30 коп., пшеница 40 коп., ячмень 25 коп. и овес 30 коп. В 1861 году рожь пришла сама пятая, пшеница тоже, овес сам третий. Цены на хлеб: рожь была 55 коп., пшеница 70 коп., ячмень 60 коп. и овес 50 коп. В 1896 году цены были тоже сравнительно низки: рожь 50 коп., а овес был дешевле 30 копеек.

Лесу на церковной земле, равно и дач лесных, принадлежащих церкви и причту, - нет; потому дрова причтам и для церкви покупаются. Сена собирается до 20 возов, осоки также и соломы всякого рода до 16 овинов.

Из двух приложенных таблиц наглядно видна урожайность причтовой земли и изменения в ценах на хлеб.


Цены на хлеб в Успенском Песошенском приходе.

ГодыРожьОвесПшеницаЯчменьЛенКартофель
СемяВолоть
пудпудпудпудпудпудпуд
186795 к.60 к.1 р.80 к.1 р.-
186885651 р.701 р.-
1869655080701 р.-25 к.
1870655080601 р.-25 к.
1875655090-85-25 к.
1876554580-90-20 к.
1877805590-1 р.-20 к.
187870551 р.-1 р.-
189445306025804 р.20 к.
189545407035904 р.20 к.

Из прилагаемой таблицы видна плодородность земли, имеющейся у причта.

ГодыРожьОвесПшеницаЯчменьЛенКартофель
сеяноприполонсеяноприполонсеяноприполонсеяноприполонсеяноприполонсаженособрано
семяволоть
18676 четв.15 ч.8 четв.30 ч.1 четв.21 четв.2 ч.3 п.5 п.---
18686 четв.24 ч.8 четв.20 ч.5 пуд.54 пуд.5 п.3 п.3 п.-5 четв.-
18694 1/2 ч.25 ч.10 ч.24 ч.5 п.1 четв.6 п.3 п.3 п.4 п.-5 ч.20 ч.
1870-26 ч.-27 ч.-1 ч.-2 ч.-5 п.--30 ч.
18754 1/2 ч.20 ч.8 ч.30 ч.5 п.3 четв.--4 п.8 п.-8 ч.40 ч.
1876-23 ч.-25 ч.-3 ч.---7 п.--40 ч.
18775 ч.25 ч.8 ч.23 ч.5 п.2 ч.--3 п.7 п.-8 ч.45 ч.
187855 п.297 п.48 п.180 п.4 п.24 ч.--3 п.8 п.-8 ч.45 ч.
187960 п.269 п.116 п.391 п.4 п.14 п.3 п.12 п.3 п.4 п.-48 п.112 п.
1890-240 п.-252 п.-12 п.-6 п.-12 п.12 п.-720 п.
1892-200 п.-180 п.-12 п.-6 п.-12 п.12 п.-540 п.
1893-256 п.-264 п.-12 п.-12 п.-10 п.12 п.-420 п.
1894-240 п.-310 п.-6 п.-8 п.-30 п.23 п.-320 п.
189564 п.160 п.88 п.260 п.2 п.4 п.3 п.6 п.6 п.9 п.9 п.120 п.600 п.

9. Приход - количество жителей, особенности характера их и главные промыслы

По клировым и исповедным ведомостям за 1896 год всех жителей в приходе числится 800 человек обоего пола, из этого числа мужчин 385, - а женщин 415 человек. Так как исповедных ведомостей от 1780 года не сохранилось, то неизвестно, сколько было и жителей первоначально в приходе. Рост населения в приходе, как видно из сравнительной таблицы по исповедным ведомостям, происходил очень медленно. В 1830 году в приходе было жителей 565 человек обоего пола, в 1867 г. - 669 ч., в 1868 - 657, в 1869 - 669, в 1870 - 674, в 1875 - 671, в 1876 - 670, в 1877 - 668, в 1878 - 682, в 1879 - 685, в 1890 - 714, в 1892 - 730, в 1893 - 752, в 1894 - 776, в 1895 - 785 и в 1896 г. - 800 человек; за это же время по губернии количество жителей увеличилось чуть не вдвое, - в 1833 г. было всех жителей 715544 чел., а по переписи 1897 года было 1 365 343 человека.

В годы эпидемических болезней, например, холерные: 1831, 1848 и другие, особенно много пострадавших не было. В 1831 году в метриках не отмечено ни одного случая заразы, тогда как в соседнем селе Кубенском зараза действовала сильно; только в 1848 году упоминаются четыре случая. Самое большое количество смертностей в сравнении с рождениями падает на следующие годы: в 1790 году рождений было 11, умерших же 14 человек. В 1808 году, рождений было 31, а умерших 48 человек;

в 1818 г.рожд. 21смерт. 33
1828 г.2425
1838 г.2226
1848 г.3428
1858 г.4025
1868 г.1921
1878 г.2620
1888 г.3329
1896 г.4133

Количество браков достигает наибольшей цифры почти совершенно правильно через каждое десятилетие. Вообще замечается, что год большего числа рождений является и годом усиленной смертности. В графе метрик: "кто какою кончиною умер и если скоропостижно, то дан ли от гражданского суда и лекаря билет" самая обычная отметка, начиная с 1780 года, до восьмидесятых годов нынешнего столетия, - это "неизвестной болезнью", другою же обычной отметкой до 1818 года была "естественною кончиною", отметка ничего не объясняющая, потому что одинаково встречается и против 87 лет и против 2 мес. от рождения. Кроме этих двух, - каждый год несколько раз повторяющимися отметками были: "от родимца", "от лихорадки", "от поноса", довольно часто встречается отметка "от оспы", от натуральной оспы, "от болезненной оспы", которая особенно сильно свирепствовала в приходе в 1808 году, - когда двадцать шесть случаев отмечены "от оспы".

Встречаются и такие многозначительные отметки: в 1828 году умер старик 97 лет, в графе же о роде смерти значится: "от неизвестной болезни". В 1814 году в этой же самой графе в одном месте отмечено: "от гражданского суда, от лекаря дан билет для погребения". - Этот род смерти и тогда, должно быть, не считался естественным. Встречаются случаи и особенно долголетней жизни: так в 1788 году умер старик 104 лет от роду; встречается несколько случаев больше девяноста пяти лет и по девяносто лет есть много случаев. Если вообще на земле гористые места отличаются здоровым климатом и особенным долголетием обитателей, то влияние этой самой причины можно видеть и на таком сравнительно ничтожном клочке земли, как площадь в пятьдесят квадратных верст. Из 12 случаев выживания более девяноста лет, половина приходится на одну деревню Бузаково, самую возвышенную во всем приходе, хотя высота ее над уровнем моря едва ли простирается выше двух сот футов.

Песошенский приход составился, как было сказано, из деревень бывшей монастырской вотчины и из деревень помещичьих: Хрипилева и Барачева помещиков Нееловых и Яндоуровых, Подолина - Щербининых и деревни Матвеевскаго - Омельяновых и Беклемишевых. С тридцатых годов Матвеевские крестьяне начинают писаться "вольно отпущенными земледельцами", что говорит в пользу гуманности их господ. В 1895 г. в деревне Матвеевском крестьян собственников было 33 м. и 32 ж. Почва в деревнях, как и при церкви, по большей части песчаная, или состоит из так называемого "супеску", то есть из сероватого, смешанного с черной землей песку, в отличие от ярого, желтого. Выше в берег, как здесь говорят, "в гору", песок постепенно переходит в глину - суглинок с плодородностью вообще посредственною.

Местность сухою назвать нельзя. Благодаря ли близости озера, или небольшим ручейкам и речкам, протекающим между холмами, засухи бывают редко.

Кормится местное население по преимуществу земледелием, особенно часть прихода дальная от озера, "гора"; подозерские же жители частью занимаются рыболовством на Кубенском озере, частью занимаются перепродажей вылавливаемой в том же Кубенском озере рыбы, так называемым "прасольством", ездят под извозом с товарами из Вологды и села Кубенского по мелким ярмаркам или с рыбою, - с сельдями и навагой из Кириллова и Каргополя, снятками - из Белозерска, наконец, ходят на судах в Петербург, по зимам работают в коптильнях в селе Кубенском, катают войлоки и занимаются кожевенным производством. Общий характер жителей бодрый и веселый, угрюмых и забитых очень мало и даже совсем можно сказать нет. Здешний крестьянин живет ни бедно, ни богато и не смотря на то, что земельные наделы в подозерье часто ничтожны, нищих в приходе почти совсем нет. Подозерский житель подобен подгороднему, или фабричному, - богатого трудно отличить от бедного: одежда на всех одинакова. Возьмем хотя бы праздничную пору. Идет ли в церковь молодой парень, - на нем одеты: или пальто или пиджак и все это чуть не по последней моде, на ногах сапоги, камаши или ботинки, на голове фуражка, или шляпа, у жилета болтается цепочка, - часы почти у каждого, - это летом; зимой на плечах меховое пальто или полутулуп на лисьем меху, сапоги с галошами, шапка каракулька, или кунья, из-под галстуха выглядывает крахмальная сорочка. - На девицах - дорогие материи шелковые и шерстяные, шубы дорогие, - по сту и более рублей, шапки куньи и пр., часы даже золотые. Для выезда молодежи на гулянья, мало-мальски зажиточный отец прежде всего заводит особую молодую лошадь, хорошую сбрую, тарантас для лета, сани для зимы и проч. И пожилой человек мало чем уступит молодому. Причина этого франтовства и щегольства отхожие промыслы, бывалость человека. - С шестнадцати лет здешний крестьянин идет на судах в Петербург, едет с товарами в город, на ярмарки, везде видит новых людей, видит бедных, - видит он и богатых, нарядных, одетых не так, как одеты его соседи, слышит выговор другой, видит другие приемы, словом много нового и занимательного видит он в городах и невольно заражается стремлением подражать всему этому. Друг на друга глядя, крестьяне не щадят ни денег, ни сил, - иной скорее день лишний проработает, ночь не уснет, досыта не поест, а на праздник заведет обнову, чтобы выйти не хуже соседа. В жертву нарядам часто приносится последняя корова, с которою вместе исчезает и сытый кусок со стола. Жилище здешнего крестьянина просторно и светло, конечно, не без исключений, - есть и убогие хижины. Постройка все деревянная; избы больше кроются тесом.

Изба строится на две половины, - больше пятистенком, - одна половина - собственно изба, где живут постоянно, а другая половина - горница для лета. Больших и высоких домов ныне мало строят, - поняли их непригодность для крестьянина. Внутренне убранство средней избы просто и опрятно: большая белая печь обыкновенно находится по правую сторону входной двери; - ближе к "кути", между печью и левой стеной вверху устроены широкие палати, по стенам кругом идут широкие лавки и "полавошники"; в переднем углу стоит большой крашенный стол, над столом висит лампа с широким абажуром (лучина здесь давно не употребляется); на божнице живописные иконы, - кругом "божественные" картины и почти везде портрет о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Дом зажиточного крестьянина значительно разнится от только что описанного. Прежде всего, в большинстве случаев, он двухэтажный, - низ для постоянного жительства, а верх для праздников. Вверху здесь и пол выкрашен, и стены оклеены шпалерами и зеркала в простенках, и мебель хорошая; в переднем углу дорогие иконы словом все здесь на городской образец. На ряду с такими домами попадаются и старые, жалкие лачуги с черною печью, с закоптелым потолком и стенами, с оборванным домохозяином, с кучей голодных ребятишек и с тяжелым бременем бедности, но таких, к счастью, сравнительно мало, - на весь приход едва насчитать десяток домов. В Песошенском приходе нет школы; но в Подозерье почти все мужчины грамотны.

Рассадником просвещения здесь служит центральная земская школа в селе Кубенском, правду сказать, не вполне достаточная для четырех приходов. Больше всех обижены в этом отношении жители "горы" и по дальности расстояния от школы - (шесть, семь и даже восемь верст) и потому, что школа, существующая в селе Кубенском, естественно оказывает предпочтение Кубенским жителям и отчасти подозерским, так что на долю "горы" остается совсем немного вакансий. В последнее время на отсутствие школы для более отдаленных деревень Песошенского и соседних приходов обращено внимание Преосвященным Владыкою Вологодским и предположено в одной из деревень прихода открыть школу.