Православные приходы и
монастыри Севера

Копия со списка с Патриаршей грамоты, сохранившегося при Архангельской Шалимовской церкви Сольвычегодского уезда. 1650 г.

10-го октября 1854 года

Список с Архиепископской грамоты. "От великого Господина Преосвященнаго Маркелла Архиепископа Вологодскаго и Великопермскаго на Устюге Наместнику нашему Данилу Столбицкому. В нынешнем во 159-м1 году Октября в 28-й день прислана от Отца нашего великаго Господина Святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея Руси грамота. В Патриаршей грамоте написано: за умножение грехов всех православных крестьян учинилось в Московском Государстве оскудение плодов земных и в оном гибнет хлеб, и траву саранча поела, и иное (?) потопило водой, и учинилися пожары многие, и конский и животный падеж. И государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея Руси и Отец наш великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Руси указали на Москве и во всех городах всем православным крестьяном в Филиппов пост нынешняго 159-го году поститися со всяким благоговением, как о том посте написано в правиле Святых Отец и в Устюге, и молили бы в Троице славимаго Бога и Пречистую Богородицу и всех святых, чтобы Господь Бог устроил все православное Христианство в мире и тишине, и во благоденствие, и во умножение плодов земных. И велел напротив Государева Указа и Патриаршей грамоты послать к Стольнику и Воеводе Лариону Семеновичу Милославскому и Дьяку, чтобы оне бы к нам в Соборную церковь с Архимандритом, и Игуменом, и Протопопом, и черным и белым Попом и Дьяконом Соборной и Приходских церквей, и Дворяном, и Головам, и Сотникам Стрелецким, и дитям Боярским, и иных чинов служительским людям; потому же велело идти в Соборную церковь не по один день и Государев указ и Патриаршую грамоту вычитать, чтобы православные крестьяна в Филиппов пост нынешняго 159 году постилися благоговением, - как о том посте написано в правиле Святых Отец и в Уставе, - и ко святым Божиим церквам к вечерне, и заутрене, и Литургие приходили по вся дни и молили в Троице славимаго Бога и Пречистую Богородицу и всех Святых и о благосостоянии Святых Божиих Церквах, и о Благоверном и Благородном и Христолюбивом Государе Царе и великом Князе Алексее Михайловиче всея Руси Самодержца многолетное здравие, и о Его Благоверной и Благородной Царице и великой Княгине Марие Ильиничне, и о Его Государевых сестрах: о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Ирине Михайловне, и о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Анне Михайловне, и о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Татиане Михайловне, и о дщери Их Государевой и о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Евдокие Алексеевне, чтобы Господь Бог подаровал им Государем благородные чада в наследие рода их, и свыше победу и одоление на вся враги и супостаты, и умножил бы Господь Бог плодов земных, и избавил бы всех православных крестьян от нахождения иноплеменнаго, и междоусобныя брани, от огня, и от потопа, и всяка зла, и устроил бы Господь Бог все православное крестьянство в тишине и во благоденствие. И велено в Соборной и во всех церквах пети молебны после заутрени во весь Филиппов пост, и во время Божественнаго пения в церкви бы стояли со страхом и молитву творили безпрестанно, а разговоров и шептания никаких речей меж собя не говорили, и отцов своих духовных наказания слушати и приимати со всяким усердием. А той Государю и Патриарху ведомо, что в городех и в селех и в деревнях крестьяна живут без отцов духовных, многие помирают без покаяния и о том нимало ни радеют, чтобы исповедати грехи своя и Телу и Крови Господней причащатися, а священники их о том не учат и на покаяние их не призывают, - и о том велено на Священников в городах, и по селам, и по деревням заказать накрепко, чтобы от сего времени крестьяна без отцов духовных не жили; в правиле Святых Отцов о том заповедано вельми тяжко, аще единожды не исповедается который крестьянин. Да Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея Руси и Отец наш великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Руси указами на Москве и в городех учинити заказ крепко, от которой Церкве Священник пойдет к кому больному человеку в дом со Святыми Божиими Тайнами и перед Священником, с которым Святыя Божия Таины понесет, шли церковныя причетники со свечами для почести и бережения Святых Божиих Таин, шли около Священника из прихожан тоя церкви человек по десяти и те еще, которые боятся Бога и желают Его милости и идти похотят; а мимохожие бы и мимоезжие люди на улицах и в переулках выступали и путь Священнику давали пространный, и с лошадей ссадились, и с саней и с телег выходя, покланялись и почитали Святыя Божия Тайны со страхом и трепетом: а буде хто,забыв страх Божий, в нынешней Филиппов пост поститися и к Церкви Божией приходити не учнут, и которые крестьяне учнут жить без Отцов Духовных, и тех людей нам указано смиряти по своему Святительскому разсуждению, и во всю свою Архиепископию в городы и в монастыри и в Соборы противу Государева указу и Патриарши грамоты велено нам разослати от себя свои грамоты, чтобы Государев и Патриаршев указ всем людем был ведом, и как (?) то бы сея наша грамота придет и те бы против Государева Указу и Патриарши Грамоты разослать от себя памяти в великую Пермь, в Чердынь, и к Соле, на Сысоль, и на Уеренской, и во всю нашу Архиепископию, и Архимандритом, и Игуменом, и Протопопом, и Попом велит Государев Указ и Патриарши и наши памяти всяких чинов людем вычитать, чтобы православные крестьяна в Филиппов пост нынешнаго 159-го году постились со всяким благоговением, как о том посте написано в правилах Святых Отец и во Уставе, и ко Святым Божиим Церквам к вечерне, и к заутрене, и к Литургии по вся дни приходили и молили Всещедраго и в Троице славимаго Бога и Пречистую Богородицу и всех Святых о благосостоянии Святых Божиих Церквах, и о Благоверном и Благородном Христолюбивом Государе Царе и великом Князе Алексее Михайловиче всея Руси Самодержца многолетно здравие и о Его Благоверной и Благородной Царице и великой Княгине Марие Ильиничне и о Его Государевых сестрах: о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Ирине Михайловне, и о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Анне Михайловне, и о Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Татьане Михайловне, и о дщери их Государевой Благоверной и Благородной Царевне и великой Княжне Евдокие Алексеевне, чтобы Господь Бог даровал им Государем благородные чада в наследие рода их, свыше победу и одоление на вся враги и супостаты их, и умножил бы Господь Бог плодов земных и избавил бы всех православных Христиан от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от огня, и от потопа, и от всякаго злаго, и устроил бы Господь Бог все православное Христианство в мире и в тишине и во благоденствие, и велили бы в монастырех Архимандритом и Игуменом и в Соборах Протопопом и по приходским церквам Попом и Дьяконом пети молебны во весь Филиппов пост после заутрене по вся дни, и во время Божественнаго пения в церквах стояше со страхом и трепетом и молитву творили безпрестанно, а розговоров и шептания и никаких речей меж собя не говорили и Отцов своих духовных наказания слушали и примали со всяким усердием, а грехи своя исповедали и Телу и Крови Господни причащались по вся год, чтобы православные хрестьяне без Отцов Духовных и без покаяния не помирали, а Священники детей своих Духовных учили и на покаяние их призывали, чтобы от сего времени без Отцов Духовных не жили, а которому Священнику случится от которой церкви к кому больному идти в дом со Святыми Божиими Тайны, и пред Священником, с которым Святыя Божия Таины понесут, шли бы церковные причетники со свечами, а для почести и бережения Святых Божиих Таин шли около Священника и прихожане.»

Конца же от сего списка, по ветхости столбца, на котором писан оный, не сохранилось. Почему когда и где написан и кем подписан сей список, - неизвестно.


В верности сей копии с подлинником подписуемся: Шалимовской Архангельской Церкви Священник Евгений Иоаннов Дементьев. Диакон Александр Иванов … Дьячек Федор Климентов Воронцов. Пономарь Иван Евфимов Снигирев.

Примечания

1 1650 г.

Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 109-115 об. Дополнение к Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии за 1854 год.