Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 2-го округа.
Деревянные церкви:
1. В Богоявленском Вилегодском приходе
2. В Селянском Николаевском приходе
3. В Спасском Вилегодском приходе
21-го сентября 1854 года
1. Деревянные церкви: в Богоявленском Вилегодском приходе
1-я Деревянная холодная, во имя Богоявления Господня, построенная и освященная в 1719-м году, о построении коей в архиве церковном храмозданной грамоты и других актов не оказалось, и в начале 1853-го года по совершенном устроении нового каменного нижнего храма, освященного в вышеупомянутом 1852-м году ноября 28-го дня, во имя Богоявления же Господня, за ветхостью вся разломана до основания, и самый материал употребляется на устройство верхней каменной холодной церкви, и потому за сломкой ее сделать ныне надлежащего и верного описания о внешнем и внутреннем ее устройстве невозможно, кроме того, что означенная сия упраздненная и разломанная церковь построена была из соснового круглого леса, десятиугольная в одном корпусе, заключающая в себе преддверие - храм и алтарь, длиной 8 сажен, а шириной 4-х сажен, вышиной по наружности алтарь от самого основания до крыши 3 1/2 саж., а церковь и трапеза до купола около 6 саж., покрытая тесом. Глава на ней была довольно значительной величины деревянная вся чешуйчатая, таковая же глава и на Св. алтаре, только в меньшем виде. Кресты на них были деревянные. Для входа в церковь устроено было крыльцо и лестницы, покрытые тесом.
Внутри сей церкви как в трапезе, так и в храме и алтаре стены были тесанные все, и немного построганные. Потолоки все тесанные прямые, вышиной от пола в храме около 2 1/2 сажен, а в алтаре 1 сажень с аршином. Трапеза стен капитальных не имела, а забрана была из теса в брусьях, подволока в ней была из тонкого теса вишиной одна сажень с аршином. Окон холодных стекольных, мерой в вышину 5-ть четвертей, было в храме три, а в алтаре два, а в трапезе было около восьми небольших деревянных ставней на пятах деревянных.
В алтаре престол и жертвенник были малого размера. При разломке же сей церкви и при снятии престола в одном столбце под самой дской его найдены были два антиминса, врезанные в оный неприметным образом, из коих 1-й (7109 г.) со св. мощами. На сем антиминсе написано так: «Освятися олтарь Великаго Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа Богоявления Преосвященным Варлаамом Митрополитом Ростовским при Благоверном Государе царе и Великом Князе Борисе Феодоровиче всея россии Самодержце и при Благоверной царице Великой Княгине Марие и при Благоверном Царевиче Феодоре Борисовиче и при Благоверной Царевне Ксение и при Святейшем Патриархе Иове Московском и всея росии на память Св. Мученицы Варвары лета 7109 месяца Декабря в 4-й день Индикта 14-го», и 2-й на холсте же без мощей с изображением одних животных на углах 1700-го года и на оном написано: «Антиминс положенный 1700 года при Государе Петре Алексеевиче, а священнодействован Преосвященным Иосифом Архиепископом Устюжским и Тотемским», и оба сии антиминса представлены епархиальному начальству, в прошлом 1853-м году.
Святых образов в алтаре было пять.
1-й на горнем месте Спаса Нерукотворенного.
2-й по правую сторону Божией Матери.
3-й на южной стране Образ Богоявления Господня.
4-й на северной стране Рождества Христова.
и 5-й Николая Чудотворца.
Все сии иконы старые по характеру живописи, и когда и кем они писаны и сколь древни, неизвестно.
Иконостас в храме был о три става; нижний и верхний ставы простой столярной работы, дороженный, и по дорожкам с резьбой позолоченный, а средний с резьбой позолоченной и весь выкрашен красками. Царские врата резные позолоченные с клеймами, в коих изображение Благовещения Пр[есвятой] Богородицы и Четыре Евангелиста не давней и довольно хорошей живописи устюжских живописцев Крыловских. Святых икон в иконостасе, в нижнем ставе, замечательных две:
1-я, Образ Богоявления Господня на большой дске, риза на нем медная отбеленная и шесть венцов позолоченных, живописи старой и хорошей, и 2-й, Божией Матери Одигитрия на большой дске, на нем два венца медные позолоченные, убрус и подвесы унизанные простым жемчугом, по золотой нашивке, с разными ставками в медных оправах, и риза на нем медная чеканная посеребренная, живописи старой и хорошей1; а прочие иконы новейших времен.
2-я церковь теплая деревянная же, отдельно стоящая от вышеписанной деревянной холодной, расстоянием в 20-ти саж., построенная и освященная в 1709-м году во имя св. Афанасия Александрийского, по построении на освящение оной имеется в церковном архиве благословящая грамота, данная 1709-го года декабря 29-го дня Преосвященным Боголепом епископом Великоустюжским и Тотемским. И между сими церквами имеется круглая деревянная колокольня, отдельно также стоящая на равном пространстве от той и другой церкви, сия церковь и колокольня поныне существуют в своем виде.
Оная церковь построена так же, как и первая из круглого соснового лесу пятнадцатиугольная в одном же корпусе, имеет вид шатровый, средней величины, состоящая из четырех частей: алтаря, храма, трапезы и паперти, для входа в оную устроен рундук и лестница, покрытая тесом. Длиной вся церковь 11-ть сажен. Шириной алтарь 3 сажени, храм 4 саж. и два аршина, и трапеза с папертью 4 саж. и 2 аршина, а в высоту от основания до крыши алтарь 2 1/2 саж., храм, трапеза и паперть 3 сажени. Глава на церкве одна довольно значительной величины и другая небольшая глава на алтаре и обе деревянные чешуйчатые на деревянных шейках глухих украшенных резьбой. Кресты на них простые деревянные. Крыша на ней простая тесовая на два ската, а на алтаре круглая на 5-ть скатов, деревянная же.
Внутри церкви все стены также полы и потолоки тесанные. Окошек в ней холодных стекольных небольших в трапезе 3, в храме 3 и в алтаре 2, и 3-е по левую сторону жертвенника небольшое волоковое мерой 2 1/2 четверти и все с железными решетками. Вышина в храме от пола до потолока 2 сажени, а в алтаре и трапезе одинаковая - 3 аршина и 8 вершков. Престол и жертвенник в ней малого размера. Иконостас простой гладкой работы крашенный с дорожками позолоченными. Царские врата решетчатые, в них клейма резные золоченые, на коих изображено Благовещение Пр[есвятой] Богородицы и четыре Евангелиста недавней средней живописи, а вверху над ними в резном клейме изображение Св. Духа. Иконостас же о два става и в обоих ставах иконы, кроме двух, все старые потемнелые, живописи же их, какого она качества, за чернотой и опершалостью определить неможно. Есть некоторые иконы, прикрытые на место лака смоленой водой2. А в каком году и кем были написаны сии иконы, неизвестно.
Икон школы Строгановской не имеется.
Утварь церковная в употреблении находящаяся, как видно, недавнего времени и почти вся новая, а замечательной утвари по особенной древности нет.
В библиотеке, в коей хранятся церковные документы с 1780-го года никаких книг и документов древних нет, кроме Пролога на 12-ть месяцев, печатанного в 1685-м году.
Примечания
1 О сих 2-х иконах упоминается в писцовой книге, хранящейся в мирском обществе, писанной в 7204-м году, что они существовали местными иконами в тогдашнее время в преждебывшей же до сей деревянной церкви, а кем и когда писаны, неизвестно.
2 Из числа сих икон, о некоторых местных иконах в иконостасе сей церкви, упоминается в писцовой, в мирском обществе хранящейся, книге, писанной 7204 года, а именно об иконе Божией Матери и храмовой иконе св. Афанасия Александрийского и о св. и Чудотворце Николае, которого образ прикрыт смольной водой на место лака: вероятно, что и сии иконы были местными в преждебывшей еще до сей деревянной церкви, о начале коей неизвестно.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 101-103 об.
2. Деревянные церкви: в Селянском Николаевском приходе
Расстоянием от г[убернского] г[орода] Вологды в 640 верстах, а от уездного Сольвычегодска в 135-ти верс. по течению вверх реки Виляди, самый последний приход Сольвычегодского уезда, находится Николаевский Селянский, смежный с Устьсысольским уездом, расстоянием чрез сузем, т. е. густой болотистый и частью боровой лес, не более путесообщения, по прямому направлению, 80 вер. Настоящая церковь двухэтажная деревянная, план для построения которой выдан 1794-го года апреля 6 дня, из оного видно, что оная церковь обширностью своей длиной всего строения на 13-ть с половиной; шириной на 4 1/2 саж., вышиной до кровли … аршин; крыша на оной деревянная, глава над восмериком чешуйчатая и крест деревянный, всё некрашенное. Храм в церкви верхней во имя св. мученик Флора и Лавра. Иконостас, с построения церкви, работы резной, вызолочен и частью высеребрен, а местами выкрашен. Царские врата резные золоченые с изображением Евангелистов и Благовещения. В нижнем ставу местные иконы Господа Вседержителя, Божией Матери, мученик Флора и Лавра в ризах медных отбеленных, икона Николая Чудотворца с чудесами; по левую сторону разных мучеников и Пророка Илии; во втором ставу над царскими вратами образ Вседержителя, по обеим сторонам иконы дванадесятых праздников; в третьем ставу в средине Господа Саваофа, по сторонам 12-ть Апостолов. В сятом алтаре за престолом на горнем месте образ Вседержителя, по сторонам крест и Божия Матерь в ризах медных с рукоятием; за жертвенником 5-ть икон разных святых мелкие; в трапезе иконы Вседержителя и Божией Матери все сии иконы писаны к освящению храма, в нижней во имя св. и Чудотворца Николая местные иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Чудотворца Николая в ризах медных отбеленных, на иконе Николая Чудотворца риза серебряная золоченая; во втором ставу 12-ть апостолов и Соловецких чудотворцев и прочих по сторонам пятичных 5-ть икон; все сии иконы письма старинного, но неизвестно давно ли и кем писаны, и перенесены из старой давно уже нарушенной церкви. Колокольня новая деревянная восьмиугольная построена в 1853-м году в ширину 3 саж. с 1 1/2 аршином, высота всего строения 11 саж. с 1 арш. Икон школы строгановой не имеется. Утварь церковная новая, и в библиотеке, в коей хранятся документы церковные с 1780-го года, древних никаких книг и документов нет.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 103 об.-104 об.
3. Деревянные церкви: в Спасском Вилегодском приходе
Церковь деревянная холодная построена и освящена в 1768-м году, длина оной церкви с алтарем и папертью 8 сажен. Ширина алтаря 2 саж. с половиной, церкви ширина 4 саж. Паперть до пола 4, а в полу 5 саж. с аршином, вышина с крестом 9 саж. Алтарь пятистенный о три окна закрыт пильным тесом на пять скатов, на коем крест деревянный. Церковь с папертью до пола также пятистенная, а сверх пола четырехстенная о пяти среднего размера окнах и закрыта пильным же тесом на 4 ската, и все вышеписанное строение срублено из круглого леса. А сверх крыши церковной для свершки и для благоприличия храма Господня срублены из брусьев два восьмиугольных струба или отделения, из коих первый обширнее второго в полтора аршина и закрыт на 8 скатов, а на втором отделении небольшой деревянный купол, на коем шейка и глава деревянные чешуйчатые и деревянный крест. Паперть, для обширности основанная с пола на пропущенных на северную сторону бревнах, как западной стены, так и из под пола церковного, забрана в брусье тесом об осми растворных деревянных окнах и закрыта на два ската. Далее к западу рундук в расстоянии от паперти в одной сажени с аршином, срублен из брусья о четырех ступенях на север и юг, закрыт на четыре стороны. На нем крест деревянный, с коего лестница в паперть о девяти ступенях, закрыта на один скат пильным тесом. Внутри оного храма пол и потолок набранные из пильного леса, а стены тесаны и выстроганы.
Во святом алтаре на горнем месте три образа Вседержителя, Бгородицы и Иоанна Предтечи.
Во святом храме иконостас столярной простой работы с карнизами и пилястрами, который крашен и золочен только около шести местных образов; в нем царские врата решетчатые крашенные, в коих шесть клейм обнесенные простой и крашенной резьбой с изображением Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов. Над оными царскими вратами в клейме, обнесенном крашенной резьбой, изображение Духа Святого. По правую сторону царских врат в 1-м ставе местных икон писанных на дсках: 1-й Господа Вседержителя Царь Царем, 2-й Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, 3-й Святого Пророка Илии и 4-й Богоявления Господня. По левую сторону местных икон: 1-й Казанской Божией Матери, 2-й трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и 3-й Преображения Господня. Во втором в средине ставе над царскими вратами, Распятие Христа Спасителя, а по правую и левую сторонам иконы дванадесяти праздников Владычних. В третьем последнем ставе в средине над царскими вратами образ Г[оспода] Вседержителя с предстоящими Богородицей, Иоанном Предтечей и Архангелами Михаилом и Гавриилом, а далее по правую и по левую сторонам иконы дванадесяти апостолов. Все вышеписанные иконы не давних времен и писаны простым искусством, и старинных икон в оной церкви не имеется. В числе книг находятся две древних: общая минея и триодь постная, кои печатаны в 1687-м году, коих во всем круге церковном нет древнее.
Источник
ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 104 об.-106.