Православные приходы и
монастыри Севера

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа.

30-го сентября 1854 года

• Описание древних деревянных церквей

1. Введенской церкви, что в Христофоровской пустыне

2. В Нимендском приходе

3. В Верхнеуфтюжском Троицком приходе

4. В Нижнеуфтюжском Троицком приходе

• Замечательных предметов древности и утвари не нашлось.

• Благочестивых обычаев, стоющих внимания, нет.

Раскол

1. Введенская церковь, что в Христофоровской пустыне

Церковь сия построена иждивением Николаево-Коряжемского монастыря в 1585 году и в том же году освящена по благословению Варлаама, епископа Вологодского и Велико-Пермского. С самого начала ее видом была круглая осмигранная, мерой с наружной стороны каждая грань по 2 1/2 сажени, а кругом 20 сажен, вышины до крыши 4 сажени. Крыша на ней была простая; на крыше осмерик рубленный из бревен, на осмерике чаша и глава деревянные, обитые мелким чешуйчатым тесом, на главе крест деревянный простой фигуры.

Алтарь и внутренняя паперть четвероугольные, одинаковой величины, вышины 3 сажени, а длины и ширины 7 аршин. Крыши на них также, как и ныне на два ската, деревянные, а на алтаре крест был деревянный.

Церковь прежде обнесена была, начиная с правого клироса до левого наружной папертью, которая была на столбах шлюзами, с улицы околочена тесом и покрыта на один скат; мерой паперть сия была в ширину 2, а в длину кругом 15 сажен, а в вышину 2 сажени. Входов в церковь было три: первый настоящий с западной с небольшой лестницей, которая имела 5 ступеней, а прочие два с южной и северной сторон сперва в наружную паперть, а потом в самую церковь. Двери все трои мерой одинаковы, вышины 2 1/2, ширины 2 аршина, а толщины два вершка, отворялись на пятах. Стены, как в алтаре, так и в самом храме и внутренней паперти и поныне нетесаны, пол был тесанный, а потолок из пильного теса набран в брусы. Вышина во всей церкви была равна от полу до потолка 3 сажени.

Во внутренней паперти вверху под крышей было три окна, существующие и поныне, одно на западной стороне вышиной 2, а шириной 1 1/4 аршина, и два на южной стороне, вышиной 1 1/2, а шириной 2 1/2 четверти, задвигаемые ставнями.

В самом храме было три окна вышиной 2, а шириной 1 аршин, два из оных на правом и левом клиросах, и третье на южной стороне, сверх оных два маленьких задвигаемых ставнями.

В церкви иконостаса не было, нижние местные иконы стояли на полках, приделанных к стене на не толстых столбиках, а прочие верхние три става икон утверждены были на брусках. В алтаре было одно только окно на горнем месте, вышиной 2, а шириной 1 аршин, задвигаемое также ставнем.

Церковь оная в вышеупомянутом виде существовала до 1823 года, и была ли до того времени поправляема или возобновляема, неизвестно. В 1823 году, по ветхости она была разобрана вся и поставлена снова в прежнем виде; снизу три ряда в основание положены новые бревна. Паперть наружная, равно и двери северные уничтожены, а на место оных устроено окно, величиной равное с прочими. Над храмом сделан купол, вышиной 1 1/2 сажени, на нем осмерик, снаружи тесанный, вышиной 1 сажень. В осмерике четыре окна вышиной 1 1/2, а шириной 1 аршин. На осмерике глава и крест деревянные, околочены белой жестью. Потолок в алтаре и паперти сделан также, как прежде, а в храме до самого верху, т. е. до главы потолка нет, а свершен куполом.

В то же время сделан новый иконостас в 4 става столярной работы, а иконы поставлены, должно полагать, старые, что доказывает древняя живопись оных.

В алтаре прорублено на южной стороне окно новое, мерой с прежним одинаковое. На алтаре сделаны деревянная чаша и глава, околоченные железом, а крест вызолочен.

В 1851 году церковь сия извнутри обита вся тесом, пол поправлен, боковые южные двери уничтожены, и вместо оных сделано окно величиной с прочими одинаковое. Из внутренней паперти сделаны в церковь двери полусветные, вверху стекольчатые, вышиной 4, а шириной внизу 5 аршин - сверху полуциркулом.

Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 91-92 об.

2. В Нимендском приходе

а, Теплая во имя Святого Пророка Илии

Деревянная теплая Ильинская церковь построена в 1639 году, Июля 28 дня, что доказывает надпись, находящаяся на подзоре под крышей с южной стороны сей церкви - где написано старым складом: «В лето 7147-е Июля 28 дня поставлен храм Св. Пророка Илии при благоверном Государе Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея России и при Благоверной Государыне Елизавете».

Зданием сия церковь небольшая, свнутри разделенная на три части: алтарь, храм и трапеза, с внешней же стороны алтарь и храм в одной связи без всякого переруба, длиной с востока на запад 3 сажени, шириной с севера на юг 7 1/2 аршин, притвор, или трапеза во все стороны 10 аршин. Высота алтаря и трапезы одинакова 2 сажени с полуаршином, а храм в вышину 3 сажени с аршином. Крыша на алтаре на два ската из пильного теса. Над храмом осмерик с наружной стороны тесанный, вышиной 2 аршина; на осмерике шейка вышиной 1 1/2, а на шейке глава вышиной 1 3/4 аршина, последние обшиты мелким чешуйчатым тесом; на главе крест деревянный простой в сажень высоты.

Ко храму сему с самого начала создания оного пристроен в виде паперти рундук. Основание оного в три ряда из бревен рубленное, шириной 3 сажени, а длиной 4 аршина, вышиной от земли 1 аршин. На сем основании набран пол тесанный, а по бокам поставлено 10 столбов, вышиной 2 1/2 аршина, поддерживающих тесовую на один скат на паперти крышу. Между 8 столбами забрано пильным тесом и оставлено 5 величиной 1 1/2 аршина во все стороны окон, из которых одно на север, а прочие 4 на запад. Остальные два столбца составляют вереи для входа в сию паперть с южной стороны створных дверей, отворяемых на пяте, двери самые вышиной 2 1/2, а шириной 2 аршина.

Столь же велики и из паперти в трапезу двери, отворяемые на крюках в одну сторону. Над оными дверьми окно, вышиной 1 1/2 четверти, а шириной 1 аршин, закрытое ныне ставнем, а с начала, должно полагать, служившее для прохода из трапезной печи дыма, от чего и самая стена на верху черная.

Вышина внутри трапезы от полу до потолка, набранного после из пильного тесу , 3 1/4 аршина, длина 3 сажени, а ширина 8 1/2 аршин. В трапезе четыре окна, из коих одно на север, вышиной 2 1/2, а шириной 2 четверти, и два на южной стороне такой же величины, а третье в средине, которого вышина 1 1/2, а ширина 1 аршин. Первые три окна ныне закупорены ставнями.

Из трапезы в храм двери деревянные, одинаковой величины с трапезными и отворяются также на одну сторону на крюках. В храме два окна на клиросах величиной 1 1/2 в вышину и 1 аршин в ширину. В алтаре всего три окна, из коих одно на горнем месте вышиной 2, а шириной 2 1/2 четверти, другое на южной стороне во все стороны 2 четверти, а третье за жертвенником - во все стороны 1 1/2 четверти, последнее задвигается ставнем.

Вышина внутри алтаря до потолка 2 аршина и три четверти. От восточной стороны, с горнего места чрез 3 1/2 аршина вверху и внизу положены брусы деревянные, в которые поставлены не толстые доски, отделяющие алтарь от храма. К доскам на деревянных столбиках - вышиной от полу 1 1/2 аршина приделаны полки, на которых стоит первый став вышиной 5 четвертей икон, сверх которых на не толстом брусе второй ряд икон, что составляет второй став иконостаса.

Стены во всей церкви тесанные, а потолок и пол пильные забранные в брусы.

Иконы все старинные и старинного письма, но какому времени принадлежат неизвестно и определить по письму невозможно.

б, Холодная деревянная же во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Сия церковь построена, как значится в клировых ведомостях, в 1674 году - также, как и теплая весьма малая по своему зданию. Алтарь при ней четвероугольный, длиной 4, а шириной 4 3/4 аршина, вышиной 7 аршин. Крыша на алтаре полуциркулная деревянная. Храм в длину 9, а в ширину 9 1/2, а в вышину 10 аршин. Над храмом вместо купола сделан сруб четвероугольный, вышиной 2, длиной и шириной 3 1/2 аршина, на нем устроен шатер из пильного теса с деревянными стрелками вышиной 6 1/2 аршин; на шатре глава вышиной 2 аршина, обитая чешуйчатым тесом, а на главе крест в сажень высоты деревянный.

Ко храму сему также, как и к теплому пристроена паперть, вышиной с наружной стороны 5 аршин; в длину 4, а в ширину 8 1/2 аршин. Основание паперти три ряда из рубленных бревен, вышиной 1 1/2 аршина. На нем набран пол тесанный и поставлено 8 столбов, между коими забрано пильным тесом и оставлено 4 окна, мерой в вышину 1, а в ширину 3 четверти, затворяемые изнутри сей паперти ставнями. Крыша на ней деревянная на один скат. Для входа в паперть с западной стороны устроены двери, отворяемые на пяте, толщиной 1 вершок, шириной 2 аршина, а вышиной 2 1/2 арш.

Прямо сих дверей находятся для входу из паперти в храм другие двери, отворяемые на пяте в одну сторону, толщиной 1 1/2 вершка, длиной 2 аршина с вершком, а шириной 1 аршин и 6 вершков, околоченные крестообразно полосовым железом. По правую сторону сих дверей из паперти в церковь прорублено окно вышиной 5 вершков, а ширины 5 четвертей, по левую также окно, вышиной 3 1/2 четверти, а шириной 1 аршин и два вершка, оба закрытые ныне ставнями.

В храме и алтаре стены не тесанные, а пол тесанный, потолок из пильного теса на два ската забран в брусы.

В алтаре два окна, из них одно на горнем месте, а другое на южной стороне, оба одинакие 7 вершков вышины и 2 четверти ширины.

Внутри алтарь длиной 4 1/4, шириной 3 3/4, а вышиной от пола до потолка 3 3/4 же аршина. Алтарь от церкви отделен не капитальной стеной, а досками сверху до низу забранными в брусье. К доскам приделаны полки, на коих поставлен первый нижний ряд икон, над сими положены два бруса, расписанные черной краской по белой; на этих брусках утвержден второй став икон. Сверх второго става положен ещё брус, на котором поставлен третий став икон.

Иконы в сей церкви, как и в теплой, старинные, писаны простыми красками. Из сих достоин особенного примечания храмовый образ Святителя Николая. На нем риза серебряная кованная, венец и цата золоченые басмянные. Внизу сего образа положена надпись: «Сей Св. Чудотворный образ Святителя Николая, именуемого Корсунского в 7153 году, Июля 22 дня». На задней стороне дски сего образа положена другая надпись: «позолочен явленный образ Николая Нимендского в лето от Сотворения мира 7176». Какие чудеса происходили от сей иконы, записи по церкви нет.

Престолы в обеих церквах вышиной 5, а длиной и шириной 3 четверти аршина, весьма маленькие, по малости самых церквей.

Обе сии церкви по ныне существуют в том же виде, в каком были построены с самого начала без малейшего изменения, кроме крыш; в 1826 году сделана новая крыша на теплую церковь, а на холодную в 1827 году.

Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 93-95 об.

3. В Верхнеуфтюжском Троицком приходе

а, Троицкая церковь - холодная

Сия церковь достоверно неизвестно, когда была построена, впрочем надобно полагать, что оная построена около 7164 или 1656 года, ибо найден один лоскуток полотна с изображением креста, где говорится об освящении придела сей церкви во имя Священномученика Власия: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в церкви Священномученика Власия лета 7164 года или 1656 при Царе и Великом Князе Алексие Михаиловиче и при Митрополите Ионе Ростовском и Ярославском; посему с вероятностью можно полагать, что сия церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Св. Священномученика Власия незадолго пред тем и была построена. В сем храме алтарей два.

Алтари: На южной стороне Св. Троицы и на северной Св. Священномученика Власия, о шести стенах с востока полуциркульные и занимают пространства от востока к западу две сажени, а от юга к северу по 2 1/2 сажени каждый алтарь, и отделяются один от другого стенами, между коими находится пространства на 2 аршина.

Южная стена церкви от алтаря Св. Троицы до западной стены 4 сажени, а на западной стене 6 сажень, от запада же к востоку северная стена храма Священномученика Власия 3 сажени, храмы сии разделяются один от другого капитальной стеной.

Окон во всей церкви 11, по два окна во Св. алтарях, три окна на южной стороне в церкви Св. Троицы, два на западе и два на севере в приделе Священномученика Власия, - величиной все маленькие.

Вышиной сия церковь пяти сажень и украшена девятью главами, именно: на Св. алтарях по главе, на Троицком храме 5 глав, и на приделе Священномученика Власия 2 главы, кои обиты белым железом. Под церковью есть три анбара на южной, западной и северной сторонах.

Паперть в одной связи с церковью высотой почти равняется алтарю и покрыта на один скат.

Церковь сия с 1833 года за покатостью и ветхостью состоит запечатанной, паперть обрушилась. Утварь церковная и Св. иконы перенесены в другие церкви.

Примеч. (?) Церковь Живоначальной Троицы освящена была после придела Св. Священномученика Власия, именно 7198 года от Сотворения мира, это видно из антиминса с престола Троицкой церкви, доселе сохранившегося без Св. мощей. Антиминс священнодействован от Сотворения мира 7198 г. Архиепископом Александром Велико-Устюжским и Тотемским при державе Благочестивейших государей, Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей между Патриаршеством.

б, Теплая Богородская церковь

Теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии по виду своему ничего особенного не представляет; разделяется на три части: на алтарь, храм и трапезу с папертью, в настоящее время низменного здания и неизвестно когда построена, впрочем есть древнейшая из всех храмов.

Предание есть в народе, что под трапезой сей церкви существовала изба, или (?) общество для мирских сходов, следы чего и по сие время видны, но только вход в оную невозможен, потому что потолком в настоящее время касается земли.

Церковь сия от восточной стены Св. алтарей до западной стены трапезы, которая отделяется также капитальной стеной, занимает пространства внутри ее 8 сажень, а по западной стене от юга к северу 4 сажени.

Св. алтарей в сей церкви два: 1 во имя Божией Матери Одигитрия, 2 во имя Св. Праведного Прокопия Устюжского, и каждый престол занимает пространства от восточной стены до иконостаса по 4 аршина, а от юга к северу по 3 аршина и отделяется один алтарь от другого досчатой переборкой.

Престолы в них устроены на четырех столбцах, высотой со дсками в один аршин семь вершков. Жертвенник при престоле Божией Матери устроен на одном столбце, в середине, величина его равна престолу. При престоле Праведного Прокопия для жертвенника в углу приделана, или вдолблена в стену дска в виде полки, от юга к северу мерой в 1 аршин, а от востока к западу в 9 вершков.

Св. иконы, коими украшена сия церковь, хотя по виду и представляются древними, но невозможно объяснить того, когда оные были написаны, потому что из местных икон нет ни на одной летописи, когда были написаны, и при церкви документов не имеется; многие из них до такой степени почернели от времени, что надписей на оных разбирать нет возможности.

с, Холодная во имя Св. Великомученика Димитрия Селунского -

деревянная же, шатровая; построена около 1784 года, как видно из грамоты Иоанна, Епископа Великоустюжского и Тотемского.

Кроме шатра, который высотой равняется целому зданию церкви, не представляет сия церковь никаких древних особенностей ни по внутреннему, ни по внешнему устройству.

Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 95 об.-97 об.

4. В Нижнеуфтюжском Троицком приходе

Когда построена сия церковь, неизвестно, впрочем, она считается древней, что показывает и самый вид ее. Высота ее от земли до главы около 14 сажень, половину оной занимает шатер. Церковь срублена об осми стенах, а посему самому есть круглая - с восемью гранями. Снаружи подле стены церковь обнесена из досок забором, который, начинаясь от южной стены, окружая юго-западную, западную, северо-западную и северную стены составляет паперть церкви, в которую из оной двои двери с западной и северной сторон. С юго-запада и северо-запада из паперти в стене два окна без стекол, закрытые ставнями, которые во время богослужения подымаются, мерой в высоту около 2 четвертей, арш. (?) в длину 1 1/2 аршина.

В самом храме у правого клироса два окна, вверху в самой средине церкви выше наружной паперти два же окна, разделенные одной колодиной; на северной стороне внизу нет окон, вверху же на северо-западной стене одно круглое - в диаметре его не более 3 четвертей. В алтаре на южной стороне одно окно, другое небольшое в углу восточной стены против самого жертвенника, закрываемое ставнем.

Длиной сия церковь от иконостаса на запад 4 сажени с половиной, а в поперечнике 4 сажени.

Алтарь четвероугольный от востока к западу 5 1/2 аршин, а поперег 5 арш. Престол на четырех столбцах, а жертвенник на одном в средине столбце. Иконостас предалтарный в три яруса разделенный брусками, самые же иконы утверждены на полочках, иконы древнего письма, но как древни, определить невозможно.

Церквей, построенных для осадного времени, нет.

Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 97об.-98.

5. Раскол

В двух приходах в Верхне и Нижне Уфтюжских Троицких приходах находятся раскольники.

Время появления их неизвестно, и в церковных документах, даже в росписях об них не упоминается до 1800 года, впрочем можно с достоверностью положить, что существование раскола в здешнем крае давне. Это мнение подтверждается тем, что в сем приходе все, самые православные, даже из них усердные к церкви от мала до велика - мужеский и женский пол держатся старинных обычаев, все изображают на себе крестное знамение, как они говорят, староверским двуперстным сложением, мало стригут усов; к церкви и ее служителям не усердны. Церкви в обоих приходах деревянные, старинные, уже ветхие, числом в первом Верхнеуфтюжском приходе три и колокольня, во втором Нижнеуфтюжском две церкви и колокольня. Кроме двух церквей Троицкого теплого храма и Св. Димитрия Селунского холодного (первый построен 1767 г., второй 1784) существуют, более 200 лет, и после того, как волость Уфтюжская заразилась расколом не возникало ни одной церкви не только каменной, но даже деревянной.

В настоящее время в Верхнеуфтюжском Троицком приходе предположено с 1843 года построить новую каменную, но в течение 10 лет сделано успеха весьма мало.

Сии последние мысли дают уже разуметь, в какой степени существовал и существует раскол здесь.

Не имея возможности сказать о времени появления раскола, достоверно знаем, что оный в сем крае возымел начало свое от Архангело-Поморской страны. Это мнение подтверждается тем, что Уфтюжане имеют частое сообщение с тамошними раскольниками, к которым для перекрещивания почти все ездят в весенне время.

Ко усилению и распространению раскола много споспешествовало и ныне содействует в сем крае 1, частое сообщение Уфтюжан с Архангело-Поморскими раскольниками; 2, отделенная от прочих селений и деревень лесистая местность, в которой легко могли скрываться от преследования правительства в случае их иска, как и бывало прежде; 3, расположение деревень в Верхнеуфтюжском приходе на большое пространство; почему приходские священники не имеют возможности следить обстоятельно и лично за своими приходскими; 4, до 1830 года весьма часто случалось, что в сих приходах не было своих местных священников, а управляемы были входящими; наконец, 5, существование скитов раскольнических вблизи Уфтюжских селений в лесах, каковые в разные времена были прежде открываемы, народная молва предполагает, что и в настоящее время есть подобного рода скиты и будто бы народ и раскольники имеют с ними сообщение.

В настоящее время число раскольников в обоих приходах муж. пола 26, женска пола 53 - обоего 79 человек. Все они принадлежат к секте беспоповщинской, - частнее Архангело-Поморской. Учение сей секты сколько можно знать, состоит в том, что поносит Православную церковь, отвергает нынешних священников, называя их волками Христова стада; православное крещение почитает паче осквернения, поступающих в сию секту из православных перекрещивают и исповедуют настоятели сей секты, в которые избираются из среды их преимущественно грамотные, которые в секретных моленных, а часто и в обыкновенных домах совершают разные богослужения, кроме литургии по старинным книгам. Жизнь раскольники ведут нравственную - удаляются грубых пороков, домашнюю, келейную молитву и определенные в сутки поклоны соблюдают в точности, и тем при увещаниях, кои по доносам на них делаются, превозносятся пред православными, - и нередко при увещаниях в оправдание себе говорят, что они пошли к старообрядчеству не для худой цели, но чтобы спасти свою душу, чего в Православной церкви, по их мнению, нельзя достичь. По сему самому народ взирает на раскольников с хорошей стороны и видят в них усердных богомольцев.

Копий с указов Царя Алексия Михаиловича (1667 и 1680), Царей Иоанна Алексиевича и Петра Алексеевича (1687, 1688, 1689 и 1690), равно грамоты писанной повелением царя Алексея Михаиловича и Св. Патриарха Иосифа на имя Маркелла Архиепископа Вологодского и Велико-Пермского не оказалось.


Исправляющий должность благочинного Крестовоздвиженский иерей Кирилл Ванеев.


Источник

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 98об.-100 об.