Православные приходы и
монастыри Севера

Суворов Н. Замечательная деревянная церковь, бывшая в Сольвычегодском уезде в 17 и 18 столетиях.

В 16 верстах от г. Сольвычегодска, в западу, в Пачеозерской волости, в деревне Брагинской, бывшей вотчине именитых людей Строгановых, существовала в двух вышепоказанных столетиях деревянная церковь, весьма замечательная в археологическом отношении. Строителями этой церкви были: внук известного родоначальника Строгановых Иоанникия Феодоровича, Андрей Семенович и сын его Димитрий Андреевич.

Замечательна была эта церковь во-первых тем, что была трехэтажная. Было ли в обычае в древности строить деревянные церкви с тремя этажами, неизвестно. В «Записке для обозрения русских древностей», изданной в 1851 году Императорским С.-П.-Бургским Археологическим Обществом, в которой собщается немало сведений о форме и устройстве древних деревянных церквей, упоминаются только двухэтажные церкви. В «Истории Русской церкви» Е. Голубинского, изданной в 1881 году, сказано, что «деревянные церкви на Руси в древнее время большей частью были двухэтажные, с подвалом или подцерковьем в нижнем этаже» (Стран. 117).

Во-вторых, упомянутая трехэтажная церковь была девятипрестольная, по три престола в каждом этаже, причем верхние алтари устроены были не над нижними алтарями, а над «церквами», т. е. над средними отделами нижних храмов, вероятно в силу того соображения, что нельзя попирать ногами алтарь *) (* Это соображение наблюдается, как известно, при устройстве церквей домовых, среди жилых помещений). При таком устройстве алтарей, из которых нижние выдавались на восток более верхних, второй этаж был менее по объему нижнего, а третий менее второго, и таким образом церковь должна была представлять собой комбинацию трех четвероугольников разной величины, а может быть двух четвероугольников и одного многогранника, с многочисленными главами (не менее десяти глав, т. е. девять глав над девятью престолами и одна над срединой здания – главная) и, вероятно, с шатрами и бочкообразными покрытиями.

В-третьих, означенная трехэтажная церковь была в верхних двух этажах холодная, а в нижнем теплая. Такое совмещение теплого отделения церкви с холодными было также необычно в древнее время, когда теплые церкви ставились отдельно и при том в значительном расстоянии от холодных.

Такова была необыкновенная по своему устройству деревянная церковь в уезде Сольвычегодском. Можно полагать, что устройство ее было не подражанием какой-нибудь существовавшей в то время трехэтажной церкви, а плодом фантазии ее строителей, богачей Строгановых, которые в этом случае могли иметь образцами старинные богатые хоромные трехэтажные постройки, в которых верхний этаж составляли так называвшиеся «горницы» **) (** Об этих постройках см. в статье И. Е. Забелина «Черты самобытности в русском зодчестве», напечатан. В «Древней и Новой России» 1878 г. том I, стр. 197, 199 и 302).

Вышеприведенные сведения о трехэтажной церкви найдены в благословенной грамоте Ростовского митрополита Варлаама, данной в 1645 г. на освящение шести престолов в означенной церкви. Приводим эту грамоту подлинником: *) (* Эта грамота доставлена в Вологодское древнехранилище от Пачеозерской Михаило-Архангельской ц., при которой она найдена.).

«Благословение великого господина преосвященного Варлама, митрополита Ростовского и Ярославского, Соливычегоцкие соборные и апостольские церкви Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения попу Сергею с братьею. В нынешнем во 153 (1645) году, Генваря во 18 день, били нам челом Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии имянитые люди Андрей Семенович да сын ево Дмитрей Андреевич Строгановы, а сказали: по нашему благословению и по грамоте воздвигнули де они храм в Усолском уезде в Пачеозерской волости в своей деревне в Брагинской на Ергусе во имя Пречистые Богородицы Казанские, да в пределах Андрей Стратилат да благоверный Царевич Дмитрей, да в исподи (в низу) в теплом храму, четвертой предел Сергия Чудотворца, пятой предел Кирил Белозерский, шестой предел Изосима и Саватей Соловецких чудотворцов; да вверху над Пречистою Богородицею Казанскою, над церковию, а не над престолом, седьмой предел Петра митрополита, осмой предел Алексея митрополита, девятой предел Ионы митрополита Московских чудотворцов; и три де пределы по нашему благословению освящены: первой предел Пречистые Богородицы Казанские, другой предел Сергия чудотворца, третей предел благовернаго царевича Дмитрея, и наша де грамота на те три пределы дана; а шесть де пределов и по се время не освящены: первой предел в нижном теплом храму Кирила Белозерскаго, другой предел Изосима и Саватей соловецких, да в середнем храму над церковью, а не над олтарем, по правую сторону Пречистые Богородицы Казанские, третей предел Андрея Стратилата; да вверху над Перчистою Богородицею Казанскою над церковью, а не над олтарями, четвертой предел Петра митрополита, пятой предел Алексея митрополита, шестой предел Ионы митрополита Московских чудотворцев. И нам бы благословить велеть те шесть пределов освятить по правилом святых апостол и святых отец, и велеть бы дать нашу благословенную грамоту. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, поп Сергей с братьею, по нашему благословению и по сей нашей грамоте велел взять в Ростове у соборнаго Пречистенскаго протопопа Стефана с братьею на освящение тех пределов наше благословение святые шесть антиминсов, и те шесть пределов освятили и божественную литоргию соборне служили и молили Господа Бога и пречистую Его Матерь и святаго славнаго пророка и Предтечу крестителя Господня Ивана и святых небесных безплотных сил и святых славных и всехвальных апостол и всех святых о благостоянии святых Божиих церквей, о мире и о тишине всего мира и о Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии Самодержца многолетном здравии и о его Государеве благоверной Царице, а нашей Государыне и Великой Княгине Евдокее Лукьяновне многолетном здравии и о его Государевых благородных чадех, а наших Государей, о благоверном и благородном Царевиче и Великом Князе Алексее Михаиловиче многолетном здравии, и о благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михаиловне многолетном здравии, и о благоверной Царевне и Великой Княжне Анне Михаиловне многолетном здравии, и о благоверной Царевне и Великой Княжне Татьяне Михаиловне многолетном здравии, и о великом господине отце нашем святейшем Иосифе патриархе Московском и всеа Русии многолетном здравии и о душевном спасении, и о христолюбивом воинстве и о всенародном православном християнстве, и четыредесятницы б ты, поп Сергей, в тех во всех шти пределах велел попом служить всю шесть недель по вся дни, да и впредь бы ты в тех во шти пределах велел служить по тому же, по преданию и по правилом святых апостол и святых отец якоже достоит не отложно ничтоже. Писан в Ростове лета 7153 г. Генваря во 18 день». Под грамотой красновосковая печать с благословящей рукой. На обороте по склейкам листов написано: «митрополич диак Иван Карпов».

Описанная в этой грамоте церковь существовала без малого сто лет, с 1645 по 1740 год: в этом последнем году она по ветхости была упразднена и сломана. По всей вероятности, при этой церкви, в деревне Брагинской был и дом Строгановых для летнего пребывания и на случай приезда на храмовые праздники церкви; но сведений об этом доме не отыскано.

Источник

Вологодские епархиальные ведомости. 1893 г., №7-8, прибавления, с. 95-99.