Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Белослудская Богородская церковьВерхне-Уфтюжская Троицкая церковьВерхнетоемская Троицкая церковьВерхолальская Михаило-Архангельская церковьВершинская Ильинская церковьВершинская Николаевская церковьВешкурская Христорождественская церковьВилегодская Богоявленская церковьВилегодская Ильинская церковьВилегодская Николаевская церковьВилегодская Покровская церковьВилегодская Пречистенская Богородская церковьВилегодская Спасо-Преображенская церковьВыйская Ильинская церковьГородищенская Иоанно-Предтеченская церковьДроковановская Николаевская церковьЕвдская Вознесенская церковьЕдомская Введенская церковьЕргусская Сергиевская церковьЕрогодская Покровская церковьКивокурская Вознесенская церковьКозминская Спасская церковьКрасноборская Спасская церковьЛябельская Преображенская церковьМалопинежская Спасо-Преображенская церковьНижне-Уфтюжская Троицкая церковьНижнетоемская Знаменская церковьНимендская Николаевская церковьНововыставочная Вознесенская церковьНюбская Николаевская церковьПачеозерская Михаило-Архангельская церковьПермогорская Воскресенская церковьПесчанская Троицкая церковьПогостская Николаевская церковьПоршенская Спасская церковьПучужская Петро-Павловская церковьПырская Преображенская церковьРакульская Успенская церковьСелянская Николаевская церковьСефтринская Спасопреображенская церковьСойгинская Преображенская церковьСреднепогостская Христорождественская церковьУрдомская Воскресенская церковьУстьевская Троицкая церковьХристофоровская Богородская церковьЦивозерская Флоро-Лаврская церковьЧакульская Преображенская церковьЧеревковская Успенская церковьШалимовская Михаило-Архангельская церковьШеломянская Николаевская церковьЮмишская Николаевская церковьЮрьевонаволоцкая Николаевская церковьЯгрышская Николаевская церковьЯмская Воскресенская церковь

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.

 
<<     Содержание     >>
 

29. Черевковская Успенская церковь

Черевковская трехклирная Успенская церковь находится к северу в 106 верстах от города Сольвычегодска и лежит на левом берегу реки Северной Двины.
Существование свое восприяла она ранее семнадцатого столетия. Около половины XVII века уже были в Черевкове две церкви: холодная во имя Николая Мирликийского Чудотворца, - и теплая во имя Афанасия Великого и Кирилла, и приходских людей было уже восемьсот четыре человека, как свидетельствует писцовая книга. Обе эти церкви истреблены пожарами. Церковь Николая Чудотворца сгорела в 1657 году, в времени сгорения теплой церкви неизвестно. Вместо их построена была церковь во имя Пророка Илии, которая также сгорела, неизвестно когда. После этой 1691-го года построена и освящена, ныне существующая, холодная деревянная Успенская церковь. Она замечательна по своей древности, величественности и приличному благолепию, без поправки продолжающемуся до сего времени и по особенному благоговению к ней здешних жителей.
Каменная холодная построена 1734 года и освящена тогда же, а вторично, при новом устройстве, 1802-го года. При ней два теплые придела каменные построены 1763 года, а освящены в 1768-м году и колокольня каменная же в связи с церковью.
Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостав величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы. Где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий.
В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконоставом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостав золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока1 и звон богатый.

О угоднике иерее Петре

Драгоценнейшая святыня сего храма есть нетленные мощи угодника Божия иерея Петра, почивающего в часовне деревянной близ каменной церкви с правой стороны. Часовня сия построена около 1658-го года как видно из чудес угодника сего2. Внутри оной часовни иконостав очень приличной, а со внешней стороны обита тесом и раскрашена.
Жития сего святого мужа письменно не находится, а жители и почитатели сего угодника все повествуют одинаково. Он был священник Черевковской Успенской церкви. Отличительное свойство сего угодника - бескорыстие, любовь к нищим, а в особенности глубокое смирение, которое являет он и после блаженной кончины своей - сокрытием святых мощей своих. Предание говорит, что многие покушались открыть оные, но возбраняемы были чудесной силой. - Деревянная залоченораскрашенная рака с изображением на ней почивающего угодника Божия, и висящая над ней сень с живописью указывают только место его. И что сей угодник по совершении Божественной литургии, как верный страж святыни и имения церковного захвачен был непросвещенной чудью [литовцами, см. след. примечание - ред.], которая около тех времен производила разбой и грабеж на реке Двине, привязан к конскому хвосту и влачим по улицам, где и скончался мученической смертью. Коль скоро эта чудь удалена была, то любящие сего мужа похоронили при той же церкви с подобающей честью. Сколько лет житие его было и когда именно скончался - неизвестно3. А по смерти сего богоугодного мужа любовь у прихожан и окрестных людей не только не уменьшилась к нему, напротив, такую возымела веру в святость его, что решились со всем причтом церковным совершать панихидное пение в славу Божию и в честь угодника сего 7163 [1654] года ноября 20 дня. И в то же время пришедшая старица именем Анастасия по отправлении панихиды сему угоднику рассказала всем вслух, что она молитвами иерея Петра исцелилась от неизлечимой болезни, ибо одержима была долгое время бесом, который бросал ее на землю каждый день и мучил подолгу. Но угодник явился ей в светлом виде и заповедал молиться у гроба новоявленного Петра Чудотворца4.

Явление гроба

1656-го года по правую сторону церкви деревянной Николая Чудотворца (ныне на том месте каменная) Божиим изволением вышел поверх земли гроб и угодник многим людям являлся, повелевая священникам пение совершати, и многим с верой приходящим различные подавая исцеления. А когда по Божию изволению эта церковь 1657-го года июня месяца сгорела, и правая стена, объятая плменем, пала на гроб сей, - стена сгорела, а гроб остался цел и невредим. И той же ночи над сим гробом видим был столб огненный на долгое время. Что еще более засвидетельствовало святость сего угодника. Память его Святая Церковь совершает 9-го июля в воспоминание дня мученической кончины.
Сверх сего каждый воскресный день чередным священником отправляется панихида, а затем и от поклонников, коих усердие увеличивается год от году более и более.

Обычай церкви

Со времени построения каменной церкви имеют священно и церковнослужители обычай с крестным ходом посещать Успенский храм в в каждый воскресный и праздничный день в продолжение Великого Поста. Где отправляется, при многочисленном стечении народа соборне молебствие ко Пресвятой Богородице.

Примечания:

1 Около 30 сажен со шпилем.
2 Чудеса сии писаны в разные времена и были представляемы епархиальному начальству, а тепрь хранятся при церкви.
3 Надобно полагать, что он скончался около 1619 года. Ибо литовцы, коими он замучен, опустошали Вологодскую губернию около 1618-19 годов.
4 Из чудес Петра Иерея.

Источник:

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 58-61.
 
<<     Содержание     >>
 

Смотрите также

Белослудская Богородская церковьВерхне-Уфтюжская Троицкая церковьВерхнетоемская Троицкая церковьВерхолальская Михаило-Архангельская церковьВершинская Ильинская церковьВершинская Николаевская церковьВешкурская Христорождественская церковьВилегодская Богоявленская церковьВилегодская Ильинская церковьВилегодская Николаевская церковьВилегодская Покровская церковьВилегодская Пречистенская Богородская церковьВилегодская Спасо-Преображенская церковьВыйская Ильинская церковьГородищенская Иоанно-Предтеченская церковьДроковановская Николаевская церковьЕвдская Вознесенская церковьЕдомская Введенская церковьЕргусская Сергиевская церковьЕрогодская Покровская церковьКивокурская Вознесенская церковьКозминская Спасская церковьКрасноборская Спасская церковьЛябельская Преображенская церковьМалопинежская Спасо-Преображенская церковьНижне-Уфтюжская Троицкая церковьНижнетоемская Знаменская церковьНимендская Николаевская церковьНововыставочная Вознесенская церковьНюбская Николаевская церковьПачеозерская Михаило-Архангельская церковьПермогорская Воскресенская церковьПесчанская Троицкая церковьПогостская Николаевская церковьПоршенская Спасская церковьПучужская Петро-Павловская церковьПырская Преображенская церковьРакульская Успенская церковьСелянская Николаевская церковьСефтринская Спасопреображенская церковьСойгинская Преображенская церковьСреднепогостская Христорождественская церковьУрдомская Воскресенская церковьУстьевская Троицкая церковьХристофоровская Богородская церковьЦивозерская Флоро-Лаврская церковьЧакульская Преображенская церковьЧеревковская Успенская церковьШалимовская Михаило-Архангельская церковьШеломянская Николаевская церковьЮмишская Николаевская церковьЮрьевонаволоцкая Николаевская церковьЯгрышская Николаевская церковьЯмская Воскресенская церковь