Библиотека

Метки:

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.

 
<<     Содержание     >>
 
24. Преображенская Сойгинская церковь
Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь упраздненная находилась бывшей Устюжской, а ныне Вологодской епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по реке Вычегде в 75 верстах, на самом берегу, при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в реку Вычегду. Ныне на месте монастыря только церковь Сойгинского погоста.
О начале сего монастыря достоверно известно следующее. Первоначально при устье речки Сойги и в окрестных местах ее, где ныне находятся приходские деревни Сойгинской церкви, был дикий лес.
Лета1 7047 (от Рождества Христова 1539) сентября в 16 день на память святой великомученицы Евфимии Всехвальной, пришел на место, на устье речки Сойги, на плёсо Вычегодское на дикой лес игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский постриженник и ученик Корнилиева, что на Комеле, и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540), а освящена та церковь в лето 7049 (1541) мая в 17 день при архиепископе Ростовском Досифее. Великий князь Иоанн Васильевич дал грамоту, по просьбе игумена Симона, сказавшего, что он построил церковь на земле великого князя на Черном лесу, и пожаловал2 «игумена Симона с братией, или кто по нем иной игумен будет местом тем на речке Сойге по обе стороны и наволочками ее от самого устья от реки Вычегды и до вершины. То место лес дикой черной и не пашет его никто и грамот Великого Князя на тот лес ни у кого нет, на котором лесу игумен с братией поставил церковь Преображения.» Великий князь Иван Васильевич велел игумену Симону с братией «тот лес сетчи и пашню к монастырю устроивати и расселивати, и людей к себе призывати, и кого к себе призовут жити Крестьян, не надобе моя Великого Князя дань, ни ямские деньги и никакие пошлины. Устюжские Тиуны и Усольские прикащики и Вилегодские волостели и Вычегодские казначеи игумена с братией и их слуг и Диаконов и Дьяков и крестьян не судят, а ведает и судит слуг и крестьян и весь причет церковный Игумен с братией или кому прикажут. А кому будет чего на игумене с братией или на крестьянах и на всем причту церковном искати, их сужу Аз Князь Великий или наш Казначей. Тако же Игумена Симона с братией пожаловать Владыки Ростовского всякие пошлинники пошлин на них не емлют, ни посылают к ним ни почто и не судят их ни в чем. В лета ЗNД (1546).» А позади грамоты писано: Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея руссии.
По получении грамоты игумен Симон жил до самой кончины своей при построенном им монастыре; «преставися3 в лето 7070 (1561) ноября в 24 день на память святой великомученицы Екатерины при архиепископе Ростовском Никандре и положен в своем строении, идеже обитель созда во имя Преображения Господня. До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина основателя Николаевского Коряжемского Монастыря в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и нашед упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 верстах от Коряжемы»4 основал на оном свою обитель, в коей и был первым игуменом; а по нем продолжались иногда строители, а иногда иумены. Приписных к Сойгинскому монастырю дворов половничьих и скотьих было 14, а работников служительских и половничьих 126 мужеска пола, земли 60 четвертей в поле, а в двух потому ж, сенокосу на 10200 пуд. Пустынь сия по штатам 1767 года оставлена была на своем пропитании: но в 1791 году по прошению, поданному в Святейший Синод по доверенности экономических крестьян, бывших под Сойгинским монастырем, по веренным от них крестьянином Сойгинская Преображенская пустынь упразднена и церкви обращены в приходские волостные указом Синодским, последовавшим в 1792 году.
Сколько известно из указов, хранящихся в церковной ризнице, в 1700-м году существовали две церкви: 1-я деревянная во имя Преображения Господня, 2-я каменная во имя Рождества Богородицы с приделом святой великомученицы Екатерины, который был на северной стране на ряду с главным престолом. В 1710 году, по прошению купца города Яренска Ивана Семенова Шаньгина и племянника его Стефана, за ветхостью деревянной церкви Преображения Господня, архиепископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал указ построить каменную церковь во имя Преображения Господня.
В Богородицерождественской церкви так как оказалось утеснение в олтаре от предела святой великомученицы Екатерины, бывшего на ряду с главным престолом в том же олтаре, то по прошению Сойгинского монастыря игумена Феодота с братией архиепископ Великоустюжский и Тотемский Гавриил в 1743 году дал указ — каменную палатку, бывшую в монастыре ради монастырских нужд церквами сделать алтарем, и к ней приделать каменную во имя святой великомученицы Екатерины, и из помянутого придела престол и освященный антиминс буде в целости и ничем не повредим перенесть в новостроенную церковь и освятить ту церковь игумену Феодоту с братией.
В 1744-м году тот же Преосвященный Гавриил по прошению Сойгинского монастыря келаря монаха Варсонофия с братией дал указ каменные церкви во имя Рождества Богородицы стены поднять повыше, устроить на той церкви вместо трех прежде бывших глав одну главу, имевшуюся в том монастыре деревянную церковь разобрать и лес употребить на перекрышку помянутой каменной во имя Рождества Пресвятой Богородицы церкви, и на келарской построить новую каменную колокольню.
При обращении Сойгинского монастыря в приходскую церковь Преосвященный Ириней епископ Вологодский и Устюжский определил перевесть к Сойгинской церкви от состоящей в близости двуприходной Пустынской Успенской церкви один клир священника Петра Феодорова с двумя причетниками с дьячком Федором Петровым и пономарем Поликарпом Стефановым.
А в состав прихода вошли: 1) экономические крестьяне бывшие прежде под Сойгинским монастырем и в близости от Сойгинской церкви находящиеся; 2) другие черносошного ведомства крестьяне кои за дальностью от них приходской их Пустынской Успенской церкви пожелали быть в приходе вышеупомянутой новой Сойгинской Преображенской церкви, расстоянием от них находящейся от одной до восьми верст.
Из оставшихся моанстырских зданий ныне находятся в Сойгинском погосте: 1-я, каменная соборная Преображенская церковь холодная; 2-я, каменная Рождества Пресвятой Богородицы теплая церковь в одной связи с каменной колокольней; 3-я, небольшая каменная во имя св. великомученицы Екатерины. Церковь, в коей под спудом почивают и мощи преподобного Симона, основателя Сойгинской Преображенской или Спасской пустыни. Все три церкви одноэтажные.

Примечания:

1 На полях приписано: Смот. Российской Иерархии часть VI стр. 170.
2 Это выписано из копии Государевой грамоты.
3 На полях приписано: Смот. Российской Иерархии часть VI стр. 170 (Синодской Типографии 1815 года).
4 По нынешней мере почтовой дорогой от Коряжемы до Сойгинской церкви считается 67 верст.

Источник:

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 48 об.-51.
 
<<     Содержание     >>
 

Информация

Новости