Православные приходы и
монастыри Севера

Кедровский Н. Сведения об иконе Божией Матери всех скорбящих Радости, находящейся в церкви тюремного замка г. Вологды и о самой сей церкви

К числу св. икон, особенно чтимых жителями Вологды, принадлежит одна из древнейших между ними, почитаемая чудотворной, икона Божией Матери всех скорбящих Радости, находящаяся в церкви Вологодского тюремного замка. Привлекая многочисленных богомольцев в сию церковь, она весьма часто, особенно в летние месяцы, переносится для молебствий в самые домы граждан, всегда сопровождаемая, вперед и обратно, толпой благоговейных поклонников её святыни. - По своему происхождению, икона сия прилично занимает место в храме, назначенном для узников.

Из предания известно, что икона эта принадлежала благоверному Князю Иоанну Андреевичу, в монашестве Игнатию, вологодскому чудотворцу, которого мощи почивают в Спасоприлуцком монастыре. В ранней юности1 лишённый свободы дядей своим, Великим князем Московским Иоанном III Васильевичем, вместе с отцем своим князем Угличским Андреем Васильевичем и младшим братом Димитрием, сей князь всю остальную жизнь свою провел в темницах - сперва Переяславской, потом Белоезерской и наконец в Вологодской. С ним не разлучена была св. икона - единственное наследие и благословение родительское. Пред сею-то иконою доблестный узник тридцать два года своего темничного заключения подвизался в непрестанной молитве, терпении и посте, и, ходатайством Преблагословенныя Девы, вместо утраченных благ мирских, стяжал высшее всех земных сокровищ - благодать Божию, которая укрепила, очистила и освятила его страданием и явила в нем миру праведника и чудотворца. Не дивно, если и самую икону сию, бывшую свидетельницею богоугодных подвигов её обладателя, благодать Божия избрала особенным орудием, чрез которое чудодейственно подавалась и подаётся небесная помощь и радость всем с верою притекающим к ней, паче же скорбящим и озлобленным.

Приняв перед смертию пострижение в монашество и схиму с именем Игнатия, князь Иоанн преставился в 1522 году, Мая 19 дня; св. мощи его, немедленно по преставлении, были перенесены в Спасоприлуцкую обитель и погребены близ мощей основателя ея, Преп. Димитрия; а св. икона его, как драгоценное наследие узников, оставлена в темнице вологодской, в которой с тех пор и пребывает постоянно, хотя темница сия несколько раз переменяла свое место.

Предание не сохранило более никаких сведений о сей иконе; письменных свидетельств о бывших от неё чудотворениях нет; но за особенную, присущую ей, благодатную силу ручается древнее, и доселе не оскудевающее ни мало, народное верование2.

Неизвестно также, как помещалась сия икона при древних наших тюрьмах (при которых церквей, как известно, не было), чтобы быть доступной для посторонних поклонников и вместе оставаться темничной. По всей вероятности, она помещалась в часовне, устроявшейся не внутри самой ограды тюремной, а на черте сей ограды. По крайней мере, перед временем устройства первой тюремной в Вологде церкви так точно и было.

В 1821 году, т.е. почти ровно триста лет после блаженной кончины Преп. Игнатия, прибывший в Вологду гражданский губернатор Никол. Петр. Брусилов нашел что упомянутая св. икона помещалась тогда в часовне при остроге, устроенной для сторонних богомольцев и не имевшей прямого сообщения с зданием, в котором содержались арестанты. Он нашел также, что икона сия, пользуясь глубоким чествованием вологжан, привлекала множество поклонников, которых ежегодные приношения были так обильны, что можно было бы устроить при остроге домовую церковь. Сообщив о сих обстоятельствах тогдашнему вологодскому Преосвященному Онисифору, начальник губернии просил Владыку ходатайствовать пред Св. Синодом о разрешении устроить при остроге храм во имя Божией Матери всех скорбящих Радости. Св. Синод соизволил на ходатайство Преосвященного3, и в следующем 1822 г. была устроена при остроге домовая церковь; а богослужение в ней, молебствия и нравственное назидание узников поручено было исправлять священноцерковнослужителям градской Афанасиевской церкви4.

Этому первому тюремному в Вологде храму суждено было существовать не долго. К прибытию в Вологду ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА Благословенного предположено было устроить новое здание острога; вследствие чего в 1824 году, вместе с построением нынешнего тюремного замка, устроен был в нём и храм во имя Божией Матери. Главный виновник устроения его Н. П. Брусилов был первым его старостой; отправление же Богослужения и исполнение пастырских обязанностей в отношении к заключенным было поручено клиру Петропавловской, ближайшей к замку, церкви, что и продолжалось до 1851 года, в котором, по представленному тюремным комитетом штату, был утвержден при сей церкви самостоятельный причт.

Новый храм скоро оказался тесным для множества богомольцев, приходивших, особенно весною и летом, на поклонение наследию Преп. Игнатия, как из местных жителей, так и из соседних городов и деревень. Богомольцы часто не помещались в храме, имевшем 6 саж. длины и столько же ширины; занимали самый вход, лестницу, даже часть двора. Это обстоятельство побудило Преосвященнейшего Христофора, епископа вологодского, принять деятельные меры к распространению сего храма, что в 1859 и 1860 годах было исполнено5 и самый храм, при неоскудных пожертвованиях в дом Божией Матери и неусыпном попечении настоящего ктитора его, волог. купца А. Д. Девяткова, получил новое, более приличное, благолепие6.

Но распространённый храм на первых порах оставался почти пустым. По некоторым обстоятельствам был возбранён свободный дотоле вход в него сторонним лицам7. Тогда во всей силе открылось, как глубока была вера вологжан в благодатную силу св. иконы и как велико их усердие к ней. Надобно было слышать непритворные, прямо от сердца исходившие, жалобы их, чтобы убедиться, как сильна всеобщая привязанность жителей к св. иконе и как живо они чувствовали тогда своё сиротство... Но здесь бодрствовала Сама Матерь Божия; не для того прославила Она Свою икону, чтобы быть ей недоступной для поклонения. Вологодский попечительный о тюрьмах комитет, по предложению своего Председательствующего вице-президента, Преоосвященнейшего Христофора, при искреннем содействии г. начальника губернии, Станисл. Фадд. Хоминского, положил ходатайствовать перед г. Президентом Попечительного о тюрьмах Общества о свободном впуске сторонних богомольцев в тюремный храм, сколько в видах доставления оному средств к самостоятельному существованию, столько же, и еще более, в видах удовлетворения общей благочестивой потребности. Вследствие сего ходатайства, Его Высокопревосходительством, г. Президентом, разрешён был свободный вход в тюремный храм в воскресные и высокоторжественные дни от половины 10-го до 12 часа по полночи8.

_____________________________

В заключение, сообщаем описание самой иконы Божией Матери. Она имеет 1 арш. 4 вершка длины и 15 1/2 верш. ширины.

Божия Матерь изображена стоящей, в сиянии, облечённой в царские одежды, с короной на главе; в деснице Её ветвь, похожая на скипетр; на левой руке Предвечный Младенец, также в царских одеждах, с короной на главе, правой рукой благословляющий, в левой имеющий державу. Над главой Божией Матери Господь Саваоф, обеими руками благословляющий; над Ним, в виде голубя, Дух Святый. По обеим сторонам главы Богоматери, кроме обыкновенных надписей МР. ΘΥ. и - ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ, находится еще двустишие:


"Мати с Сыном о том беседует,

Да всякий в небе царство наследует".


По обеим сторонам лика Богоматери изображены разного рода несчастные, с надписями против них, помещенными на полях иконы, а именно, с правой стороны:


1. Темница с узниками, закованными в цепях, и надпись:

"Вси, иже в гонениих, темницах и заточениих, услыши, Милостивая."

2, 3 и 4 разные несчастные и при них ангел, подающий требующим нужное. Надписи:

"Обидимым Заступнице, услыши, Милостивая."

"Алчущих Питательнице."

"Жаждущих напаяеши."


С левой стороны изображены:


1. Корабль, обуреваемый волнами и на нём взывающие о помощи к Божией Матери. Надпись:

"Обуреваемым тихое пристанище

даруй Дево Богородице."

2, 3 и 4 разные несчастные и при них три ангела. Надписи:

"Странным утешение даруй Богородице Дево."

"Нищим одеяние."

"Больным изцеление."


Под стопами Богоматери, в круге, изображён человек, поднимающий обеими руками другого изнемогающего от недуга. Надпись:


"Смирившагося из нездравия в здравие претворяеши."9


Риза на св. иконе серебряная, позолоченная, 84 пробы, весом 8 фун. 12 золотн. Корона на Божией Матери украшена стразами и аметистами. Когда и кем устроена риза на иконе, неизвестно, но это та самая, которая значится в церковной описи 1827 года, подписанной, кроме причта, старостой церковным Н. П. Брусиловым. Едва ли не жертва сего последнего есть значащаяся в той же описи, серебряная лампада пред иконой Божией Матери, в виде корабля, весом 8 фунт. 76 золотников.

Свящ. Н. Кедровский.

Примечания

1 Не более тринадцати лет от роду.

2 Верование это и усердие к иконе могли начаться с самой кончины Преп. Игнатия. В житии его записано несколько чудес, совершившихся от мощей его в самый день перенесения их в Прилуцкий монастырь. Притекая ко гробу чудотворца, благочестивые поклонники стали, без сомнения, посещать и оставшуюся после него св. икону.

3 Указ Св. Синода от 11 Ноября 1821 года, за №4451.

4 Тогдашний острог находился на месте нынешнего дома первой части городской полиции.

5 Освящён сей храм в 1860 г. Октября 27 дня, т.е. в первый после 24 Октября воскресный день, в который обыкновенно бывает каждогодно торжественное в тюремном храме архиерейское служение, в присутствии г.г. вице-президентов и директоров тюремнаго комитета.

6 Распространённый храм имеет 12 саж. длины и 6 саж. ширины; высота от пола до потолка 3 саж.1/2 арш. Кроме чудотворной св. иконы других достопримечательностей в сем храме ни между иконами, ни между утварями, нет. Нынешний иконостас перенесён в тюремную церковь в 1861 году из Благовещенской церкви г. Вологды.

7 Вход дозволен был не иначе, как по билетам, получавшимся в канцелярии г. Начальника губернии.

8 Предпис. Комитету от 23 Декабря, 1862 г., за №738.

9 Стиль письма иконы древний; была ли она подновляема, неизвестно, но краски еще довольно хорошо сохранились. Надписи сделаны полууставными буквами; некоторыя слова под титлами.

Источник

Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. - 1864. - №5. - C. 128-135.