Библиотека

Метки:

Пластинин А. Н. Записки по истории церквей.

 
<<     Содержание     
 
Очаги культуры и просвещения
Простота мышления, открытое хамство – вот средства, при помощи которых формировалось общественное мнение о религии, грубое ее осквернение, без прониконовения в глубину христианской философии. Об этом свидетельствуют примеры из документов 20 – 30-х годов, ярко отражающие нелепость периода нашей истории.
Государственная политика борьбы с религией, проводимая с первых лет советской власти, привела к не восполненным утратам культурного наследия народа. Соприкасаясь с достоверными источниками информации тех лет, понимаешь масштабность этой борьбы и неразборчивость в выборе средств для уничтожения вековых традиций духовной жизни.
Церкви – очаги культуры и просвещения, сформировавшиеся к началу века в благодатно действующую систему воспитания народа, способствовали и экономическому развитию «медвежьих углов». Преждевременная трансформация религии в обществе, попытка замены ее на поверхностную культурно-массовую пропаганду, неподкрепленную глубинными традициями, привели к очерствению души, к массовому проявлению ханжества, неуважения друг к другу, преступности.
Из приведенных в первом выпуске «Записок» документов по истории церквей нам, насильно оторванным от исторических корней, становится ясно, какую роль играла религия в обществе. Особенно в средние века, когда «духовенство было не только служителем религии, руководителем душевного спасения, но педагогом и ученым, путешественником и колонистом, адвокатом и нотариусом, агрономом и промышленником». Первостепенное место отводилось деятельности духовенства в народном образовании, а в нашей местности, удаленной от главных центров культуры – больших городов, служители причта были самой многочисленной деятельной группой образованных наставников ратовавших за процветание края.
- Духовенство, говорится в докладе Никольской управы, - на первых порах с жаром увлеклось предметом народного образования, но, не встретив в течении нескольких лет ни благодарности за труд, ни каких-то учебных пособий, новольно охладело в этом деле. Неудовлетворительное состояние школ середины 19 века ответственные лица относят к апатии сельского населения и бездеятельности волостного начальника, не принимавшего никаких мер в "заганиванию учеников в школы".
В начале 70-х годов прошлого века активно включилось в сферу образования земство, что в какой-то мере снизило число школ духовного ведомства. В 1884 году положением о церковных школах духовенство вновь было призвано к делу народного образования на религиозно-нравственных началах. С этого времени начинается возрождение школ духовного ведомства. В 1890 году школы грамоты и церковно-приходские школы занимают 88 процентов от общего количества школ вообще. Кроме того, во всех начальных школах, независимо от принадлежности (министерские, земские), преподавался Закон Божий.
Общее количество школ в Подосиновской, Щеткинской, Утмановской, Плесовской волостях на 1917 год достигло сорока (мнистерских - 3, земских - 30, церковно-приходских - 7). Состояло в школах учащихся к январю 1918 года в волостях: Подосиновской - 1089 человек (698 мальчиков и 391 девочка), в Щеткинской - 656 (487 мальчиков и 169 девочек), в Плесовской - 571 (368 мальчиков и 203 девочки), в Утмановской - 513 (286 мальчиков и 227 девочек).
Всего в четырех волостях, расположенных на территории современного Подосиновского района, насчитывалось 2829 учащихся, а общая численность населения в одиннадцати приходах, вошедших в состав района - 41 тысяча 139 жителей
Религия и воспитание детей неразрывно связаны, их связь бесконечна, пока продолжается род человеческий, нуждающийся в духовном учителе.
Слова, написанные на стене у входа в Яхреньгской Богоявленской церкви: "да будет вхождение твое с верою, надеждою и любовью. Да будет исхождение твое со страхом Божьим" указывают на то, с чем человек должен идти к Богу, с чего начать. От слепой веры через страх наказания к потребности следовать божественным законам - законам мироздания, к их пониманию и достижению божьей благодати - гармонии мыслей и действий, гармонии внутреннего мира с внешним, такой смысл заложен в этих двух строках.
 
<<     Содержание     
 

Информация

Новости