Библиотека

Метки:
 

Пластинин А. Н. Записки по истории церквей.

 
<<     Содержание     >>
 
Истоки распространения христианства
Расселение восточно-славянских народов по северу шло двумя путями: первый, новгородский, промышленно завоевательский шел по Заонежью в пределы Архангельской губернии до крайнего востока; второй, ростово-суздальский, религиозно - завоевательский дробился в пределах Вологодской губернии. Раздельной чертой этих, иногда враждебных между собой направлений была река Сухона.
Ранняя новгородская колонизация Заволочья (земли, расположенные за волоком) началась, по-видимому, в VIII веке и продолжалась ряд веков (VIII – XV). В Заволочье входили местности, занимаемые бывшими уездами: Вологодским, Кадниковским, Устюжским, Вельским, Тотемским и Никольским. На территории этих уездов обитала так называемая «заволочская чудь». Славяне, занимая новые, дальние места, были вынуждены строить городки - крепости, чтобы удержаться на захваченных территориях. К числу древнейших поселений принадлежит Вельск (Вель) на реке Ваге, упоминающийся в 1147 году в уставе церковной дани в пользу Новгородского владыки. В этом же году упоминается город Вологда.
В XII – XIII вв. бассейны рек Сухоны и Юга оказались в орбите Ростова. Ростово - Суздальские князья активно строили новые города и погосты с христианскими церквами. В их числе в 1178 г. была основана в устье Юга крепость Гледень, а вскоре рядом с ней – город Устюг, бывший одним из самых деятельных центров распространения христианства в крае. Уже в XII веке Гледень был украшен многими церквами. Движение колонизации по реке Юг в этот период было и движением христианства. Таким образом, на р. Юг в 27 верстах от Никольска, при впадении речки Молоковицы, построена была первая часовня во имя великомученика Георгия, на левой стороне Юга против самих жилищ «чуди». Прочное утверждение христианской церкви здесь относится уже к периоду обладания краем московскими князьями.
 
<<     Содержание     >>
 

Избранное

Пустыни

Информация

Новости