Смотрите также
Родионов А. В. Материалы по истории Пурнемского прихода Онежского уезда Архангельской губернии.
Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни». В начале XVII в. Никольская церковь, вероятно, была перестроена или отстроена заново – существующая сейчас шатровая церковь Николая Чудотворца освящена в 1618 г. 1 Деревянная, на каменном - из природных валунов - фундаменте. Это старейшее деревянное строение Беломорья. Вторая из существующих (зимняя, теплая) церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя священномученика Власия построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова 2, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.
Церкви Пурнемские стоят на высоком берегу над рекой Пурнемой, в этом месте текущей вдоль моря и от моря отделенной узкой песчаной полосой с сосновым бором на ней – Кендищем. Это верхняя (по течению реки) часть деревни. Смутные воспоминания о спорах, связанных с местом постройки храма сохранились до середины ХХ века. Платонида Алексеевна Рябова (*1911- †1979) рассказывала в 1970 г., что по реке пускали икону – она доплыла до устья реки (место, называемое за характерный профиль береговой линии Горбатиха) и там пристала к берегу. Но ночью исчезала – на следующий день вновь пустили икону – в этот раз она пристала в Верховье, где и стоит сейчас храм.
Слева – Никольская церковь, справа - разрушающаяся церковь во имя Рождества Христова.
Фото С.В. Родионова, 2008 г.
По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдaнов-Карбатoвский (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.) описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12 – цит. по: Кольцова Т. М. Онежские иконописцы XVIII в. Богдановы-Карбатовские // III Грабаревские науч. чтения. 28-30 нояб. 1996 г. М., 1995. С. 5-6).
В 1888 г. прихожан было 797 человек. 3 февраля 1889 г. в приходе открыта церковно-приходская школа. В 1894 году в ней обучалось 26 мальчиков и 6 девочек. Учителем в школе была окончившая курс в архангельском епархиальном училище в 1896 г. (и/или архангельской гимназии) дочь священника девица Клавдия Ивановна Иванова (родилась около 1870 г. в Холмогорах).
В декабре 1917 г. в Пурнеме проходил съезд духовенства и мирян - представителей от 2-го благочиния. Был рассмотрен устав Союза, объединяющего духовенство и мирян, и принят, за исключением параграфа 10 (напечатан в №16 Арх. Епарх. Ведомостей за 1917 г.) (АЕВ, 1918, №3).
В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей 3, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»).
«Красная Онега» №20 от 20 мая 1924 г.: «Председатель церковного совета «колдун». Церковному совету с. Пурнема с целью лучшего одурачивания темного народа потребовалось больше авторитета. Поп вместе в богом стали выходить из моды, верующие перестали их бояться. Тогда церковные заправилы решили привлечь на помощь колдуна с чертом и избрали председателем церковного совета человека, который известен всем гражданам как "колдун". Если раньше церковный совет не знал, как найти попу квартиру и как собрать следуемые ему ежемесячно 16 пудов хлеба, то теперь дело обстоит куда лучше. Новый председатель церковного совета держит всех в страхе ("Ведь он колдун"): все бояться, что он "испортит" 4, а потому безо всяких возражений выполняют его приказания. Вот как едут на мужицкой шеи (так в тексте – А.Р.), пользуясь его темнотой, поп в союзе с "колдуном"/ Подпись: "А".»
Не исключено, что в этой заметке ошибка, автор перепутал Андриана Степановича Никитина и Якова Петровича Никитина, о котором как раз шла слава, что он «колдун по коням и людям». Андриан Никитин, насколько известно, славы колдуна не имел. Возможно, в 1924 г. председателем церковного совета был избран не Андриан, а «колдун» Никитин Яков Петрович (*1875 - † после 1945). Очень похоже, что именно он - один из героев заметки "Будьте на чеку", "В Пурнеме подкулачник Никитин в "пасху" собрал колхозников и агитировал "Выходите из колхоза пока не поздно, колхозникам дрова возить будут за деньги, а неколхозникам бесплатно. <...> Больше бдительности, больше классового чутья"- призывает некто Владимиров. ("Онежский ударник" от 1.06.1930). Яков Петрович Никитин вместе с Семеном Михайловичем Фоминым и Михаилом Афанасьевичем Шангиным был арестован 21.11.1930. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела.
18 ноября 1924 г. газета «Красная Онега» опубликовала заметку "Избирательное право дороже церковных должностей": "При перевыборах сельских советов в с. Лямце Харитонов П.П., в селе Пурнеме Бровков Федор Тимофеевич и Никитин Андрей Степанович 5, первые два секретари церковных Советов, третий - председатель, отказались от своих обязанностей, возбудив перед избирательными комиссиями вопрос о нелишении их избирательных прав. Правильно, товарищи. Пользоваться правами при Советской власти должно быть дороже занятий церковных, никому не приносящих пользы кроме должности" Подпись: Рок.
Священик Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г. 6 Увезли его из села на санях. Бровкова Анна Никифоровна (1918 г.р., Пурнема) вспоминала: «У меня свадьба была в среду, а во взавторник священника увезли. Я плакала, а мне говорят: “Дядя тебе теперь поп будет…”. Пять домов раскулачили. Судно имеешь – кулак… Отец Григорий просился: “Давайте я волосы обрею. Все сделаю. Хорошо работать буду!” … В поповском доме потом собирали сходки, спектакли…» 7 .
Богослужения в церквях прекращены в марте 1930 г. 8. Иконы розданы по домам.
19 марта 1930 г.в районной газете «Онежский лесоруб» № 28 от имени жителей села Пурнема был опубликован "Ответ Папе Римскому":
"Заслушав сообщение о крестовом походе, организованном папой римским, мы, граждане села Пурнема (Онежского района), собравшись на собрание в клуб в бывшей церкви, заявляем, что вымышленных папой случаев запрещения правительством празднования пасхи, насильственного закрытия церквей и др. в Советском Союзе не было и нет. Присоединяемся к протестам рабочих и крестьян против наглых выпадов папы Пия против СССР, мы обещаем еще больше сплотиться вокруг ВКП(б) для выполнения пятилетки, за сплошную коллективизацию сельского хозяйства, высказываемся за закрытие всех церквей и организацию ячейки безбожников. Пусть будет наше решение ответом на наглые выпады папы римского и ему подобных против Советского Союза. Подпись: Собрание."
Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней церкви с 1930 г. до конца 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, священнический и дьяка (потом пономаря), сохранились.
Дома причта в Пурнеме – священника (слева) и дьяка (справа). Фото 2005 г.
Священники
Иван | Упоминается в 1556 г. |
Иоанн Васильевич Пасторов (*ок. 1745-6 - †не ранее 1817) | Священник Никольской церкви в Пурнеме, Онежского уезда в 1775(?)-1817 гг. Грамоту имел за подписанием Преосвященного Вениамина, епископа Архангельского 9 от июня 1775 г. «В чтении исправен, поёт наслышкой и знает круг церковный» 10. Выбыл в 1817 г. по указу Архангельской духовной консистории в Николаевский монастырь в число братства. 11. Жена: Васильева Марфа Михайловна (*1736 - †сентябрь 1814), дочь священика Нижмозерского прихода Михаила Васильева. 12 |
Василий Иоаннович Пасторов (*22.03.1785 - †8.02.1840) | Сын предыдущего священника. Родился в Пурнеме. В училищах не обучался. 18 января 1802 г. определен на пономарское место в Лямецкий приход, в стихарь посвящен 10 марта 1802 г. С 22 марта 1804 переведен в Пурнемский приход на дьяческое место. «В чтении и пении исправен и знает круг церковный». В священики рукоположен 27 апреля 1818 г. в церкви Рождества Христова и исполнял роль духовника по II благочинию. «Читает и поет хорошо, поведения хорошего». «К пьянству не склонен, должность проходит рачительно, по экономии и в земледелии трудолюбив» 13. До 8.02.1840 г. священник Никольской церкви. Умер от горячки внезапно. Жена: (после 1806 г.): Варвара Семёновна (*ок. 1784/86 - †после 1840). |
Георгий Васильевич Пасторов (*ок. 1815/16 - †10.08.1850) | Сын предыдущего священника. Закончил курс богословия Архангельской семинарии 14, уволен с аттестатом 2-го разряда. 10 декабря 1839 г. определен священиком Порогского прихода Онежского уезда. В 1840 г. определен на должность благочинного II благочиния. За год говорил 3 проповеди своего сочинения. Поведения довольно хорошего 15. Упоминался 18 января 1841 г. как входящий священник. В 1843 г. определён священиком к Заакакурской Николаевской церкви Мезенского уезда. Причина смерти: утонул. Жена (с 8.11.1839): Дмитриева Евдокия Петровна (*1820/22 - †после 1887), дочь священика Золотицкого прихода Петра Дмитриева 16. |
Дмитрий Фёдоров (*ок. 1780 - †15.05.1850) | Служил с 1843 по день смерти. Умер скоропостижно от лихорадки. |
Николай Митрофанов | Упоминается в 1852 г. |
Иоанн Нечаев | Служил до 9.03.1859. |
Андрей Петрович Дмитриев (*ок. 1826 - †после 1877) | Сын священика Золотицкого прихода Петра Дмитриева. Время служения: с 9.03.1859 - после 1877 г. Жена: Матрена Ильинична († до 1877). |
Василий Иоаннович Ивановский (*ок. 1849 - †1913) | После окончания духовной семинарии 7 лет был сельским учителем. В 1880 г. рукоположен в сан священника и определён в Пурнемский приход. С 1885 г. - следователь 2-го благочиния Онежского уезда. Служил в Пурнемском приходе в 1880-1894 г.г. Перемещён в Тимоневский приход Шенкурского уезда, затем в Чакольский приход, где и умер в 1913 г. (7.08.1912?) 65-ти лет от роду. Некролог опубликован в АЕВ за 1913 г., №2. Жена: Таисия Дмитриевна (*ок. 1858). |
Николай Васильевич Зуев (*ок. 1873) | Родился в с. Церковно Холмогорского уезда. Обучался в Архангельской духовной семинарии. По прошению уволен из VI класса. 28.11.1894 рукоположен в сан священника к Пурнемской церкви. В 1901 за ревностное служение награжден награжден набедренником (АЕВ, 1901, №3). Покинул приход не ранее 1901 г. Жена: Титова Раиса Павловна (*ок.1872, Лопшеньга),сын Иннокентий (*ок. октября 1896 г.). |
Иоанн Васильев | Священик Сурского прихода Пинежского уезда. 13.02.1913 перемещен согласно просьбе в Пурнемский приход (АЕВ 1913 №4). 25.07.1913 перемещён в Преображенский приход (АЕВ, 1913 г., №15). |
Григорий Александрович Поликин (*9.01.1890) | Родился в д.Вазенская Онежского у. Архангельской губ. Сын священика, после окончания семинарии в 1912 г. рукоположен в сан священника. Священник Корельского прихода Онежского уезда Архангельской губернии в 1912-1913 г.г. Переведён в Пурнемский приход 28 августа 1913 г. (АЕВ, 1913 г., №17). В 1916 г. награжден набедренником (АЕВ, 1916 г., №8). В 1917 г. получил архипастырское благословение за труды в кооперативных и потребительских обществах как секретарь Потребительского общества (АЕВ, 1917 г., №6-7). Покинул приход не ранее 1922 г. В АЕВ, 1913 г., №17 ошибочно поименован Прялухиным (см. АЕВ, 1917, №№6-7). 12 февраля 1930 арестован, 10 марта 1930 г. тройкой при ПП ОГПУ осужден за то, что «препятствовал закрытию приходской церкви. Говорил о гонениях на Церковь и верующих» к 5 годам концлагерей. Дальнейшая судьба неизвестна. 17 Жена: Анастасия Яковлевна (*ок. 1889). |
Дьячки
(в копийных книгах XVI в. и метрических книгах XVIII-XIX в.в. часто именуются дьяками)
Семейка Дементьев сын | Дьяк Никольский. Упоминается 10.06.1528. |
Савва Никитин сын | Дьяк Никольский. Упоминается в 1548 г.: в Лямце писал купчую, но Никольская церковь в Пурнеме (РИБ, XIV, 295), в Лямце в это время церкви нет. |
Ермола Гаврилов сын Попов | Церковный дьячек. Упоминается в 1556 г. |
Еремка Анфимов (Онфимов) сын | Дьяк Никольский пурнемский. Упоминается 4.05.1563, 1571, 1574 (РИБ, XIV, 297-98). Акты №533. |
Еремка Афанасьев сын [вероятно, описка, д.б. Еремка Анфимов - А.Р.] | Дьяк Никольский пурнемский. Упоминается в 1563 г. (РИБ, XIV, 297). |
Ивашко Федоров сын Злоказ | Дьяк церковный Пурнемской волости. Упоминается в 1571-1576 г.г. (Акты №№533, 535, 587, 598, 605). |
Павлик Калинников сын | Пурнемский волостной и церковный дьячок. Упоминается в 1581 г. (Акты). |
Иван Иванович Пасторов (*1738 - †15.03.1801) | Время служения: не позднее 1780 г. – 15.03.1801. Жена: Матрона Степанова, родилась в 1746 г. в Пурнеме. Дочь пурнемского крестьянина Степана Клементьева сына. В 1820 г. - просвирница, «поведения честного» 18. Умерла 7.01.1828 в горячке. |
Василий Иванович Пасторов (*22.03.1785 - †8.02.1840) | Родился в Пурнеме. Сын священика Иоанна Васильевича Пасторова. В училищах не обучался. 18.01.1802 определён на пономарское место в Лямецкий приход, 10.03.1802 посвящён в стихарь. 22.03.1804 переведён в Пурнемский приход на дьяческое место, но как дьячок в метрических книгах упоминается с весны 1803 г. 27.04.1818 рукоположен в сан священника и оставлен в том же приходе. Жена: Варвара. |
Иван Иванович Пасторов-Дьячков (*2.06.1800 - † между 9.03.1844 и 16.10.1845) | Родился в Пурнеме. Сын пономаря Ивана Ивановича Пасторова-Дьячкова. Обучался (уп. 1811 г.) в Онежском Крестном приходском училище. В 1818-1845 г.г. дьячок Никольской церкви. Жена (с 1.06.1823): Исаина Наталья Егоровна; родилась в 1804 г. в Пурнеме, умерла после 1877 г. |
Евлампий Иванович Попов | Упоминается как пурнемский дьячок 27.08.1847. Жена: Матрона Ивановна. |
Иван Алексеевич Козмовский (*ок. 1829 - †после 1877) | В приходе с 1852 г. Между 1862 г. и 1877 г. определён пономарём Пурнемского прихода. Жена: Татьяна Матвеевна (*ок. 1829 - †после 1877). |
Пономари / Псаломщики
Пономарь Иванко | Упоминается в 1556 г. |
Пономарь Панфил | Упоминается в 1556 г. |
Иван Ануфриев (Сысоев ?) | Пономарь Иван Ануфриев сын упоминается в Метрической книге 1780 г. по случаю свадьбы. Фамилия его не указана, но поручителем на свадьбе был «брат его родной Малахий Сысоев" (Метрическая книга Пурнемского прихода за 1780 г.) |
Иван Иванович Пасторов-Дьячков (*1769 -†после 1827) | Сын дьячка Ивана Пасторова. Пономарь. Упоминается в 1788 - 1827-не позже 24.01.1832. Грамоту имел за подписанием Преосвященного Вениамина епископа Архангельского от 1788 г. «В чтении и пении исправен и знает круг церковный» 19. Жена (с 25.05.1792): Егорова-Заболотная Матрона Ефимовна (*1767 - † 18.12.1827), дочь пурнемского крестьянина Ефима Егоровича Заболотного. Скончалась «в лихорадке». |
Алексей Васильевич Пасторов (*17.03.1810) | Родился в Пурнеме. Сын священика Василия Ивановича Пасторова. В 1820 г. ученик Крестного приходского училища, ему предоставлено в это время «дьяческое место» 20. Из низшего отделения Архангельской духовной семинарии в 1828 г. определён в Кемский Успенский собор на пономарское место. 27.11.1828 переведён в Пурнемский приход пономарем же. Упоминался в 1832-1841 г.г. 22.06.1830 посвящён в стихарь. «Читает и поет нехудо, катехизиса не знает, поведения худого, под судом не бывал» 21. Но в 1834 г.: «чтение и пенье знает нехудо, а катехизис очень хорошо, поведения скромного» 22. Жена (с 10.01.1834): Харитонова Екатерина Арсентьевна, родилась в 1811 г. в Лямце, -†), дочь лоцмана из с. Лямца. «Поведения хорошего». |
Иван-мл. Никитич Крюков (*25.05.1807 - † после 1858) | Церковный сторож (псаломщика в этот момент не было). Упоминается в 1852 г. |
Иван Алексеевич Козмовский (*ок. 1829 - †после 1877) | Был дьячком этой же церкви. Псаломщиком упоминается в 1877 г. Жена: Татьяна Матвеевна (*ок. 1829 - †после 1877). |
Александр Михайлович Уаров (*ок. 1844) | Упоминается в 1887 г. Жена: Мария Евсеевна (*ок. 1854). |
Петр Фёдорович Спасский (*ок. 1876) | Родился в Вологодской губ. Обучался в Вологодском духовном училище Время служения: 12.12.1894 - не раньше февраля 1897 г. |
Николай Михайлович Петров | Упоминается в 1904 г. |
Клавдий Красильников | Исполнял дела псаломщика. 20.12.1912 переведён в Печенгский приход Александровского уезда, на Мурман (АЕВ, 1913 г., №2). |
Иоаннн Савичев (†7.01.1914) | Был за штатом. Псаломщик-дьякон с 13.02.1913 23 по 7.01.1914, день смерти 24. |
Иван Гасконский | «Бывший воспитанник семинарии». Определён с 17.03.1914 (АЕВ, 1914 г., №7). |
Николай Андреевич Людсков (*1880 (1887?)) 25 | Родился в д.Левковская Шенкурского у. Архангельской губ. «Бывший псаломщик».17.09.1914 26 допущен исполнять обязанности псаломщика. Упоминался в 1914-1917 г.г. В 1917 г. получил архипастырское благословение за труды в кооперативных и потребительских обществах как секретарь Кредитного общества 27. Проживал в д.Солза Сюземской волости Архангельского у. Служил священником в Воскресенской церкви.В 1921 г. судим за "присвоение церковного имущества", подробности неизвестны. 19.04.1929 осуждён к 1 году принудительных работ за "вымогательство" - за совершение богослужений, треб получал от прихожан на свое содержание продукты питания, деньги. Дальнейшая судьба неизвестна. 28 |
Старосты
Егоров Евграф Лукич (*1861 - †между 1897 и 1904 г.г.) | Упоминался в 1897 (!) г. Жена: Андрева Анастасия Николаевна (*1861 - †после 1914). |
Крюков Филарет Егорович (*1868 - †после 1914) | Упоминался в 1897 (!) г. Жена 1-я: Андреева Феклиста Николаевна (*1867 - †после 1914). Жена 2-я: (после 1914): Шангина Матрена Дмитриевна (*1878), в 1-ом браке - за Совершаевым Михаилом (Лямца). Жена 3-я: Пелагия, в 1-ом браке - за Чухаревым, Онега. |
Фомин Семен Михайлович (*1865 - †в 1930-е) | Крестьянин-судовладелец. Утвержден 24 января 1905 г. С 21 ноября 1930 г. по 19 июля 1931 г. находился под арестом по статье 58-11 УК РСФСР. Освобожден в связи с прекращением дела. Позже, по воспоминаниям старожилов, раскулачен и сослан. Жена: Лазарева Анна Ивановна (*1867), во время коллективизации сослана в Коми или на север Архангельской области. |
Никитин Андрей (Андриан) Степанович(*1885/6) | Председатель церковного совета (о нем статья в "Красной Онеге" №20 от 20 мая 1924 г. "Председатель церковного совета «колдун»"). Он или Я.П. Никитин, избран в 1924 г. Состоял старостой до ноября 1924 г. Осенью 1924 г. отказался от своих обязанностей и возбудил вопрос перед избирательной комиссией о не лишении его избирательных прав ("Красная Онега", №45 от 18 ноября 1924 г.). Андриан Степанович Никитин был арестован 12 октября 1929 г. и Архангельским окружным судом 9 января 1930 г. по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР осужден к лишению свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества. Полностью реабилитирован 20.09.1992 г. Жена: Бровкова Павла Матвеевна (*1889). |
Никитин Яков Петрович (*1875 - †после 1945) | Он или А.С. Никитин, избран в 1924 г. Состоял старостой до ноября 1924 г. Яков Петрович Никитин вместе с Семеном Михайловичем Фоминым и Михаилом Афанасьевичем Шангиным был арестован 21.11.1930. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела Жена: Бровкова Екатерина Никифоровна (*1876). |
Бровков Федор Тимофеевич (*1887 - †1983) | До ноября 1924 г. - секретарь церковного совета, председатель «культа верующих». Осенью 1924 г. отказался от своих обязанностей секретаря церковного совета и возбудил вопрос перед избирательной комиссией о не лишении его избирательных прав ("Красная Онега" №45 от 18 ноября 1924 г.). Председатель товарищества по обработке земли (в 1920-х годах), затем завхоз в колхозе. Исключен из колхоза в 1930 г. 29. Затем, по данным архивов НКВД, был плотником колхоза «Беломор», имел на иждивении 2 несовершеннолетних детей. 11 ноября 1937 г. арестован и 23 ноября 1937 г. за «антиколхозную агитацию и дискредитацию стахановского движения» лишен свободы сроком на 10 лет. Полностью реабилитирован 31.08.1989 30. Жена: Афанасьева Марфа Петровна (*1883/84 - †ок. 1940-50). Умерла в Пурнеме. На кресте надпись "здесь похоронено тело Бровковой М.П." |
Составил А. В. Родионов.
Литература
Родионов В. А. Пурнемский словарь. 1991.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды Онежский, Кемский и Кольский. - Архангельск, 1896.
Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). - Вологда, 1981. - C. 95-135.
Сокращения
АЕВ - Архангельские епархиальные ведомости
РИБ - Русская историческая библиотека
Примечания
1 В «Переписных книгах Сумского и Кемского острога с усольями и промыслами» (1668) сказано: «Усолье Пурнема, а в нем церковь Николая чудотворца деревянная» («Акты Соловецкого монастыря XVII в.» - Неисполненное издание Археографической комиссии. Листы издания (набор не позднее 1916 г.) хранятся в Рукописном отделе БАН под названием «Соловецкие акты»).
2 Если дата 1860 г. верная. Не может ли быть зимняя церковь 1762 г.?
3 В конце февраля 1922 года ВЦИК издал «Декрет об изъятии церковных ценностей в фонд ПомГола». 4 марта 1922 года президиум Архгубисполкома образовал губернскую комиссию по изъятию ценностей из храмов Архангельской епархии и Соловецкого монастыря. Председателем комиссии стал И. Гагарин, членами — Э. Гурович и Т. Зенкевич.
4 Как, например, могла происходить "порча" рассказывала автору в 1972 г. Людмила Федоровна Шангина. Во время ее свадьбы пришедшего к столу Якова Никитина не заметили и "обнесли вином". Ничего не сказав, тот встал и ушел. А в брачную ночь у жениха с невестой ничего не получилось, хоть плачь. Утром собрали гостинец, пошли к колдуну просить, чтоб снял порчу. Так потом все наладилось".
5 По данным Архангельского Мемориала, имевший на иждивении 5 детей А.С. Никитин был арестован 12 октября 1929 г. и 9 января 1930 г. осужден Архангельским окружным судом по статье 58-10, ч. 1 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества. Полностью реабилитирован 20 сентября 1992 г.
6 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С.422.
7 Матонин В.Н. Разложение традиционного религиозно-культурного уклада в Онежском уезде Архангельской губернии (20-30 гг.XX) // СВЕЧА–2005. ИСТОКИ: Религия и личность в прошлом и настоящем. Материалы международных конференций / Москва-Владимир. 2005. - С. 137-156.
8 В «Онежском ударнике», №41 от 8.05.1930 говорится об имевшем место «еще в марте» собрании «с бесплатным чаем» «бойцов лесозаготовительного фронта», «проведенном в помещении только что закрытой по постановлению самого населения церкви».
9 Епископ Вениамин (Краснопевков-Румовский), назначен 1 апр. 1775 г. с должности епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии с наречением епископом Архангельским и Олонецким. Занимал кафедру по октябрь 1792 г. 1 октября 1792 г. перемещен на Нижегородскую кафедру, где и скончался 16 марта 1811 г. По списку Настольной книги Булгакова 1913 г. 26 окт. 1798 г. переведен на Нижегородскую кафедру.
10 Клировая ведомость за 1806 г. -ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 3. Л. 92об.-93.
11 Ревизская сказка от 4 января 1834 г. - ГААО, Ф. 29. Оп. 31. Д. 291. Л. 198об.-199.
12 Ревизская сказка от 20 марта 1795 г. - Ф. 29. Оп.1. Д. 40. Л. 440-441.
13 Клировая ведомость на 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.
14Основана в 1723 как Славянская школа при кафедре архиепископа в Холмогорах. С 1731 называлась Славяно-латинская школа, в 1739-1740 переименована в семинарию. Переведена в Архангельск в августе 1771. Упразднена по приказу Архгубревкома от 4 марта 1920.
15 ГААО. Ф.29. Оп. 37. Д. 77. Л. 734об.-735.
16 Метрическая книга Золотицкого прихода Онежского уезда за 1839 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 28. Д. 316. Л. 308об.-309.
17 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С.422.
18 Клировая ведомость за 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.
19 Клировая ведомость за 1806 г. - ГААО. Ф. 29. Оп.35. Д. 3. Л. 92об.-93.
20 Клировая ведомость за 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.
21 Клировая ведомость за 1839 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 25. Л. 701об.-702об.
22 Клировая ведомость за 1834 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 19. Л. 109об.-111.
23 АЕВ. - 1913 г., №4; 1914 г., №1
24 АЕВ. - 1914 г. - №3.
25 АЕВ. - 1914 г., №19; 1916 г., №2; 1917 г., №№6-7.
26 АЕВ. - 1914 г. - №18.
27 АЕВ. - 1917 г. - №6-7.
28 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С. 303-304.
29 «Онежский ударник», №7 от 18.11.1930: «Кулацкий агент Бровков систематически подрывал работу Пурнемского колхоза «Беломор». (Пурнема, наш корреспондент). Кулацкий агент Бровков Ф.Т., пролезши сначала в сельхозтоварищество, а затем в колхоз «Беломор», систематически вредили колхозному строительству. Будучи руководителем сельхозтоварищества Бровков своим вредительством довел товарищество до развала, а после, в момент коллективизации, с той же целью пролез в колхоз и на низовую хозяйственную работу. Пользуясь доверием колхозников, этот кулацкий агент, вредитель, во время посева на полях сознательно оставлял просевы, а семена таскал домой. Во время молотьбы то же самое – систематически крал от колхозников урожай, унося ячмень с овина домой. Колхозники выгнали кулацкого агента из своей среды и требуют сурового наказания.»