Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Пурнемский приход

Родионов А. В. Материалы по истории Пурнемского прихода Онежского уезда Архангельской губернии.

Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни». В начале XVII в. Никольская церковь, вероятно, была перестроена или отстроена заново – существующая сейчас шатровая церковь Николая Чудотворца освящена в 1618 г. 1 Деревянная, на каменном - из природных валунов - фундаменте. Это старейшее деревянное строение Беломорья. Вторая из существующих (зимняя, теплая) церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя священномученика Власия построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова 2, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.

Церкви Пурнемские стоят на высоком берегу над рекой Пурнемой, в этом месте текущей вдоль моря и от моря отделенной узкой песчаной полосой с сосновым бором на ней – Кендищем. Это верхняя (по течению реки) часть деревни. Смутные воспоминания о спорах, связанных с местом постройки храма сохранились до середины ХХ века. Платонида Алексеевна Рябова (*1911- †1979) рассказывала в 1970 г., что по реке пускали икону – она доплыла до устья реки (место, называемое за характерный профиль береговой линии Горбатиха) и там пристала к берегу. Но ночью исчезала – на следующий день вновь пустили икону – в этот раз она пристала в Верховье, где и стоит сейчас храм.


Церкви Пурнемского прихода

Слева – Никольская церковь, справа - разрушающаяся церковь во имя Рождества Христова.
Фото С.В. Родионова, 2008 г.


По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдaнов-Карбатoвский (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.) описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12 – цит. по: Кольцова Т. М. Онежские иконописцы XVIII в. Богдановы-Карбатовские // III Грабаревские науч. чтения. 28-30 нояб. 1996 г. М., 1995. С. 5-6).

В 1888 г. прихожан было 797 человек. 3 февраля 1889 г. в приходе открыта церковно-приходская школа. В 1894 году в ней обучалось 26 мальчиков и 6 девочек. Учителем в школе была окончившая курс в архангельском епархиальном училище в 1896 г. (и/или архангельской гимназии) дочь священника девица Клавдия Ивановна Иванова (родилась около 1870 г. в Холмогорах).

В декабре 1917 г. в Пурнеме проходил съезд духовенства и мирян - представителей от 2-го благочиния. Был рассмотрен устав Союза, объединяющего духовенство и мирян, и принят, за исключением параграфа 10 (напечатан в №16 Арх. Епарх. Ведомостей за 1917 г.) (АЕВ, 1918, №3).

В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей 3, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»).

«Красная Онега» №20 от 20 мая 1924 г.: «Председатель церковного совета «колдун». Церковному совету с. Пурнема с целью лучшего одурачивания темного народа потребовалось больше авторитета. Поп вместе в богом стали выходить из моды, верующие перестали их бояться. Тогда церковные заправилы решили привлечь на помощь колдуна с чертом и избрали председателем церковного совета человека, который известен всем гражданам как "колдун". Если раньше церковный совет не знал, как найти попу квартиру и как собрать следуемые ему ежемесячно 16 пудов хлеба, то теперь дело обстоит куда лучше. Новый председатель церковного совета держит всех в страхе ("Ведь он колдун"): все бояться, что он "испортит" 4, а потому безо всяких возражений выполняют его приказания. Вот как едут на мужицкой шеи (так в тексте – А.Р.), пользуясь его темнотой, поп в союзе с "колдуном"/ Подпись: "А".»

Не исключено, что в этой заметке ошибка, автор перепутал Андриана Степановича Никитина и Якова Петровича Никитина, о котором как раз шла слава, что он «колдун по коням и людям». Андриан Никитин, насколько известно, славы колдуна не имел. Возможно, в 1924 г. председателем церковного совета был избран не Андриан, а «колдун» Никитин Яков Петрович (*1875 - † после 1945). Очень похоже, что именно он - один из героев заметки "Будьте на чеку", "В Пурнеме подкулачник Никитин в "пасху" собрал колхозников и агитировал "Выходите из колхоза пока не поздно, колхозникам дрова возить будут за деньги, а неколхозникам бесплатно. <...> Больше бдительности, больше классового чутья"- призывает некто Владимиров. ("Онежский ударник" от 1.06.1930). Яков Петрович Никитин вместе с Семеном Михайловичем Фоминым и Михаилом Афанасьевичем Шангиным был арестован 21.11.1930. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела.

18 ноября 1924 г. газета «Красная Онега» опубликовала заметку "Избирательное право дороже церковных должностей": "При перевыборах сельских советов в с. Лямце Харитонов П.П., в селе Пурнеме Бровков Федор Тимофеевич и Никитин Андрей Степанович 5, первые два секретари церковных Советов, третий - председатель, отказались от своих обязанностей, возбудив перед избирательными комиссиями вопрос о нелишении их избирательных прав. Правильно, товарищи. Пользоваться правами при Советской власти должно быть дороже занятий церковных, никому не приносящих пользы кроме должности" Подпись: Рок.

Священик Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г. 6 Увезли его из села на санях. Бровкова Анна Никифоровна (1918 г.р., Пурнема) вспоминала: «У меня свадьба была в среду, а во взавторник священника увезли. Я плакала, а мне говорят: “Дядя тебе теперь поп будет…”. Пять домов раскулачили. Судно имеешь – кулак… Отец Григорий просился: “Давайте я волосы обрею. Все сделаю. Хорошо работать буду!” … В поповском доме потом собирали сходки, спектакли…» 7 .

Богослужения в церквях прекращены в марте 1930 г. 8. Иконы розданы по домам.

19 марта 1930 г.в районной газете «Онежский лесоруб» № 28 от имени жителей села Пурнема был опубликован "Ответ Папе Римскому":

"Заслушав сообщение о крестовом походе, организованном папой римским, мы, граждане села Пурнема (Онежского района), собравшись на собрание в клуб в бывшей церкви, заявляем, что вымышленных папой случаев запрещения правительством празднования пасхи, насильственного закрытия церквей и др. в Советском Союзе не было и нет. Присоединяемся к протестам рабочих и крестьян против наглых выпадов папы Пия против СССР, мы обещаем еще больше сплотиться вокруг ВКП(б) для выполнения пятилетки, за сплошную коллективизацию сельского хозяйства, высказываемся за закрытие всех церквей и организацию ячейки безбожников. Пусть будет наше решение ответом на наглые выпады папы римского и ему подобных против Советского Союза. Подпись: Собрание."

Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней церкви с 1930 г. до конца 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, священнический и дьяка (потом пономаря), сохранились.


Дома притча в Пурнеме – священника (слева) и дьяка (справа). Фото 2005 г.

Дома причта в Пурнеме – священника (слева) и дьяка (справа). Фото 2005 г.


Священники

Иван Упоминается в 1556 г.
Иоанн Васильевич Пасторов (*ок. 1745-6 - †не ранее 1817) Священник Никольской церкви в Пурнеме, Онежского уезда в 1775(?)-1817 гг. Грамоту имел за подписанием Преосвященного Вениамина, епископа Архангельского 9 от июня 1775 г. «В чтении исправен, поёт наслышкой и знает круг церковный» 10.
Выбыл в 1817 г. по указу Архангельской духовной консистории в Николаевский монастырь в число братства. 11.
Жена: Васильева Марфа Михайловна (*1736 - †сентябрь 1814), дочь священика Нижмозерского прихода Михаила Васильева. 12
Василий Иоаннович Пасторов (*22.03.1785 - †8.02.1840)Сын предыдущего священника. Родился в Пурнеме. В училищах не обучался. 18 января 1802 г. определен на пономарское место в Лямецкий приход, в стихарь посвящен 10 марта 1802 г. С 22 марта 1804 переведен в Пурнемский приход на дьяческое место. «В чтении и пении исправен и знает круг церковный». В священики рукоположен 27 апреля 1818 г. в церкви Рождества Христова и исполнял роль духовника по II благочинию. «Читает и поет хорошо, поведения хорошего». «К пьянству не склонен, должность проходит рачительно, по экономии и в земледелии трудолюбив» 13. До 8.02.1840 г. священник Никольской церкви. Умер от горячки внезапно.
Жена: (после 1806 г.): Варвара Семёновна (*ок. 1784/86 - †после 1840).
Георгий Васильевич Пасторов (*ок. 1815/16 - †10.08.1850) Сын предыдущего священника. Закончил курс богословия Архангельской семинарии 14, уволен с аттестатом 2-го разряда. 10 декабря 1839 г. определен священиком Порогского прихода Онежского уезда. В 1840 г. определен на должность благочинного II благочиния. За год говорил 3 проповеди своего сочинения. Поведения довольно хорошего 15. Упоминался 18 января 1841 г. как входящий священник. В 1843 г. определён священиком к Заакакурской Николаевской церкви Мезенского уезда. Причина смерти: утонул.
Жена (с 8.11.1839): Дмитриева Евдокия Петровна (*1820/22 - †после 1887), дочь священика Золотицкого прихода Петра Дмитриева 16.
Дмитрий Фёдоров (*ок. 1780 - †15.05.1850) Служил с 1843 по день смерти. Умер скоропостижно от лихорадки.
Николай Митрофанов Упоминается в 1852 г.
Иоанн Нечаев Служил до 9.03.1859.
Андрей Петрович Дмитриев (*ок. 1826 - †после 1877) Сын священика Золотицкого прихода Петра Дмитриева. Время служения: с 9.03.1859 - после 1877 г.
Жена: Матрена Ильинична († до 1877).
Василий Иоаннович Ивановский (*ок. 1849 - †1913) После окончания духовной семинарии 7 лет был сельским учителем. В 1880 г. рукоположен в сан священника и определён в Пурнемский приход. С 1885 г. - следователь 2-го благочиния Онежского уезда. Служил в Пурнемском приходе в 1880-1894 г.г. Перемещён в Тимоневский приход Шенкурского уезда, затем в Чакольский приход, где и умер в 1913 г. (7.08.1912?) 65-ти лет от роду. Некролог опубликован в АЕВ за 1913 г., №2.
Жена: Таисия Дмитриевна (*ок. 1858).
Николай Васильевич Зуев (*ок. 1873) Родился в с. Церковно Холмогорского уезда. Обучался в Архангельской духовной семинарии. По прошению уволен из VI класса. 28.11.1894 рукоположен в сан священника к Пурнемской церкви. В 1901 за ревностное служение награжден награжден набедренником (АЕВ, 1901, №3). Покинул приход не ранее 1901 г.
Жена: Титова Раиса Павловна (*ок.1872, Лопшеньга),сын Иннокентий (*ок. октября 1896 г.).
Иоанн Васильев Священик Сурского прихода Пинежского уезда. 13.02.1913 перемещен согласно просьбе в Пурнемский приход (АЕВ 1913 №4). 25.07.1913 перемещён в Преображенский приход (АЕВ, 1913 г., №15).
Григорий Александрович Поликин (*9.01.1890) Родился в д.Вазенская Онежского у. Архангельской губ. Сын священика, после окончания семинарии в 1912 г. рукоположен в сан священника. Священник Корельского прихода Онежского уезда Архангельской губернии в 1912-1913 г.г. Переведён в Пурнемский приход 28 августа 1913 г. (АЕВ, 1913 г., №17). В 1916 г. награжден набедренником (АЕВ, 1916 г., №8). В 1917 г. получил архипастырское благословение за труды в кооперативных и потребительских обществах как секретарь Потребительского общества (АЕВ, 1917 г., №6-7). Покинул приход не ранее 1922 г.
В АЕВ, 1913 г., №17 ошибочно поименован Прялухиным (см. АЕВ, 1917, №№6-7).
12 февраля 1930 арестован, 10 марта 1930 г. тройкой при ПП ОГПУ осужден за то, что «препятствовал закрытию приходской церкви. Говорил о гонениях на Церковь и верующих» к 5 годам концлагерей. Дальнейшая судьба неизвестна. 17
Жена: Анастасия Яковлевна (*ок. 1889).

Дьячки

(в копийных книгах XVI в. и метрических книгах XVIII-XIX в.в. часто именуются дьяками)

Семейка Дементьев сын Дьяк Никольский. Упоминается 10.06.1528.
Савва Никитин сын Дьяк Никольский. Упоминается в 1548 г.: в Лямце писал купчую, но Никольская церковь в Пурнеме (РИБ, XIV, 295), в Лямце в это время церкви нет.
Ермола Гаврилов сын Попов Церковный дьячек. Упоминается в 1556 г.
Еремка Анфимов (Онфимов) сын Дьяк Никольский пурнемский. Упоминается 4.05.1563, 1571, 1574 (РИБ, XIV, 297-98). Акты №533.
Еремка Афанасьев сын [вероятно, описка, д.б. Еремка Анфимов - А.Р.] Дьяк Никольский пурнемский. Упоминается в 1563 г. (РИБ, XIV, 297).
Ивашко Федоров сын Злоказ Дьяк церковный Пурнемской волости. Упоминается в 1571-1576 г.г. (Акты №№533, 535, 587, 598, 605).
Павлик Калинников сын Пурнемский волостной и церковный дьячок. Упоминается в 1581 г. (Акты).
Иван Иванович Пасторов (*1738 - †15.03.1801) Время служения: не позднее 1780 г. – 15.03.1801.
Жена: Матрона Степанова, родилась в 1746 г. в Пурнеме. Дочь пурнемского крестьянина Степана Клементьева сына. В 1820 г. - просвирница, «поведения честного» 18. Умерла 7.01.1828 в горячке.
Василий Иванович Пасторов (*22.03.1785 - †8.02.1840) Родился в Пурнеме. Сын священика Иоанна Васильевича Пасторова. В училищах не обучался. 18.01.1802 определён на пономарское место в Лямецкий приход, 10.03.1802 посвящён в стихарь. 22.03.1804 переведён в Пурнемский приход на дьяческое место, но как дьячок в метрических книгах упоминается с весны 1803 г. 27.04.1818 рукоположен в сан священника и оставлен в том же приходе.
Жена: Варвара.
Иван Иванович Пасторов-Дьячков (*2.06.1800 - † между 9.03.1844 и 16.10.1845) Родился в Пурнеме. Сын пономаря Ивана Ивановича Пасторова-Дьячкова. Обучался (уп. 1811 г.) в Онежском Крестном приходском училище. В 1818-1845 г.г. дьячок Никольской церкви.
Жена (с 1.06.1823): Исаина Наталья Егоровна; родилась в 1804 г. в Пурнеме, умерла после 1877 г.
Евлампий Иванович Попов Упоминается как пурнемский дьячок 27.08.1847.
Жена: Матрона Ивановна.
Иван Алексеевич Козмовский (*ок. 1829 - †после 1877) В приходе с 1852 г. Между 1862 г. и 1877 г. определён пономарём Пурнемского прихода.
Жена: Татьяна Матвеевна (*ок. 1829 - †после 1877).

Пономари / Псаломщики

Пономарь Иванко Упоминается в 1556 г.
Пономарь Панфил Упоминается в 1556 г.
Иван Ануфриев (Сысоев ?) Пономарь Иван Ануфриев сын упоминается в Метрической книге 1780 г. по случаю свадьбы. Фамилия его не указана, но поручителем на свадьбе был «брат его родной Малахий Сысоев" (Метрическая книга Пурнемского прихода за 1780 г.)
Иван Иванович Пасторов-Дьячков (*1769 -†после 1827) Сын дьячка Ивана Пасторова. Пономарь. Упоминается в 1788 - 1827-не позже 24.01.1832. Грамоту имел за подписанием Преосвященного Вениамина епископа Архангельского от 1788 г. «В чтении и пении исправен и знает круг церковный» 19.
Жена (с 25.05.1792): Егорова-Заболотная Матрона Ефимовна (*1767 - † 18.12.1827), дочь пурнемского крестьянина Ефима Егоровича Заболотного. Скончалась «в лихорадке».
Алексей Васильевич Пасторов (*17.03.1810)Родился в Пурнеме. Сын священика Василия Ивановича Пасторова. В 1820 г. ученик Крестного приходского училища, ему предоставлено в это время «дьяческое место» 20. Из низшего отделения Архангельской духовной семинарии в 1828 г. определён в Кемский Успенский собор на пономарское место. 27.11.1828 переведён в Пурнемский приход пономарем же. Упоминался в 1832-1841 г.г. 22.06.1830 посвящён в стихарь. «Читает и поет нехудо, катехизиса не знает, поведения худого, под судом не бывал» 21. Но в 1834 г.: «чтение и пенье знает нехудо, а катехизис очень хорошо, поведения скромного» 22.
Жена (с 10.01.1834): Харитонова Екатерина Арсентьевна, родилась в 1811 г. в Лямце, -†), дочь лоцмана из с. Лямца. «Поведения хорошего».
Иван-мл. Никитич Крюков (*25.05.1807 - † после 1858) Церковный сторож (псаломщика в этот момент не было). Упоминается в 1852 г.
Иван Алексеевич Козмовский (*ок. 1829 - †после 1877) Был дьячком этой же церкви. Псаломщиком упоминается в 1877 г.
Жена: Татьяна Матвеевна (*ок. 1829 - †после 1877).
Александр Михайлович Уаров (*ок. 1844) Упоминается в 1887 г.
Жена: Мария Евсеевна (*ок. 1854).
Петр Фёдорович Спасский (*ок. 1876) Родился в Вологодской губ. Обучался в Вологодском духовном училище
Время служения: 12.12.1894 - не раньше февраля 1897 г.
Николай Михайлович Петров Упоминается в 1904 г.
Клавдий Красильников Исполнял дела псаломщика. 20.12.1912 переведён в Печенгский приход Александровского уезда, на Мурман (АЕВ, 1913 г., №2).
Иоаннн Савичев (†7.01.1914)Был за штатом. Псаломщик-дьякон с 13.02.1913 23 по 7.01.1914, день смерти 24.
Иван Гасконский«Бывший воспитанник семинарии». Определён с 17.03.1914 (АЕВ, 1914 г., №7).
Николай Андреевич Людсков (*1880 (1887?)) 25 Родился в д.Левковская Шенкурского у. Архангельской губ. «Бывший псаломщик».17.09.1914 26 допущен исполнять обязанности псаломщика. Упоминался в 1914-1917 г.г. В 1917 г. получил архипастырское благословение за труды в кооперативных и потребительских обществах как секретарь Кредитного общества 27.
Проживал в д.Солза Сюземской волости Архангельского у. Служил священником в Воскресенской церкви.В 1921 г. судим за "присвоение церковного имущества", подробности неизвестны. 19.04.1929 осуждён к 1 году принудительных работ за "вымогательство" - за совершение богослужений, треб получал от прихожан на свое содержание продукты питания, деньги. Дальнейшая судьба неизвестна. 28

Старосты

Егоров Евграф Лукич (*1861 - †между 1897 и 1904 г.г.) Упоминался в 1897 (!) г.
Жена: Андрева Анастасия Николаевна (*1861 - †после 1914).
Крюков Филарет Егорович (*1868 - †после 1914) Упоминался в 1897 (!) г.
Жена 1-я: Андреева Феклиста Николаевна (*1867 - †после 1914).
Жена 2-я: (после 1914): Шангина Матрена Дмитриевна (*1878), в 1-ом браке - за Совершаевым Михаилом (Лямца).
Жена 3-я: Пелагия, в 1-ом браке - за Чухаревым, Онега.
Фомин Семен Михайлович (*1865 - †в 1930-е) Крестьянин-судовладелец. Утвержден 24 января 1905 г. С 21 ноября 1930 г. по 19 июля 1931 г. находился под арестом по статье 58-11 УК РСФСР. Освобожден в связи с прекращением дела. Позже, по воспоминаниям старожилов, раскулачен и сослан.
Жена: Лазарева Анна Ивановна (*1867), во время коллективизации сослана в Коми или на север Архангельской области.
Никитин Андрей (Андриан) Степанович(*1885/6) Председатель церковного совета (о нем статья в "Красной Онеге" №20 от 20 мая 1924 г. "Председатель церковного совета «колдун»"). Он или Я.П. Никитин, избран в 1924 г. Состоял старостой до ноября 1924 г.
Осенью 1924 г. отказался от своих обязанностей и возбудил вопрос перед избирательной комиссией о не лишении его избирательных прав ("Красная Онега", №45 от 18 ноября 1924 г.). Андриан Степанович Никитин был арестован 12 октября 1929 г. и Архангельским окружным судом 9 января 1930 г. по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР осужден к лишению свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества. Полностью реабилитирован 20.09.1992 г.
Жена: Бровкова Павла Матвеевна (*1889).
Никитин Яков Петрович (*1875 - †после 1945) Он или А.С. Никитин, избран в 1924 г. Состоял старостой до ноября 1924 г.
Яков Петрович Никитин вместе с Семеном Михайловичем Фоминым и Михаилом Афанасьевичем Шангиным был арестован 21.11.1930. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела
Жена: Бровкова Екатерина Никифоровна (*1876).
Бровков Федор Тимофеевич (*1887 - †1983) До ноября 1924 г. - секретарь церковного совета, председатель «культа верующих».
Осенью 1924 г. отказался от своих обязанностей секретаря церковного совета и возбудил вопрос перед избирательной комиссией о не лишении его избирательных прав ("Красная Онега" №45 от 18 ноября 1924 г.). Председатель товарищества по обработке земли (в 1920-х годах), затем завхоз в колхозе. Исключен из колхоза в 1930 г. 29. Затем, по данным архивов НКВД, был плотником колхоза «Беломор», имел на иждивении 2 несовершеннолетних детей. 11 ноября 1937 г. арестован и 23 ноября 1937 г. за «антиколхозную агитацию и дискредитацию стахановского движения» лишен свободы сроком на 10 лет. Полностью реабилитирован 31.08.1989 30.
Жена: Афанасьева Марфа Петровна (*1883/84 - †ок. 1940-50). Умерла в Пурнеме. На кресте надпись "здесь похоронено тело Бровковой М.П."

Составил А. В. Родионов.

Литература

Родионов В. А. Пурнемский словарь. 1991.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды Онежский, Кемский и Кольский. - Архангельск, 1896.

Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). - Вологда, 1981. - C. 95-135.

Сокращения

АЕВ - Архангельские епархиальные ведомости

РИБ - Русская историческая библиотека

Примечания

1 В «Переписных книгах Сумского и Кемского острога с усольями и промыслами» (1668) сказано: «Усолье Пурнема, а в нем церковь Николая чудотворца деревянная» («Акты Соловецкого монастыря XVII в.» - Неисполненное издание Археографической комиссии. Листы издания (набор не позднее 1916 г.) хранятся в Рукописном отделе БАН под названием «Соловецкие акты»).

2 Если дата 1860 г. верная. Не может ли быть зимняя церковь 1762 г.?

3 В конце февраля 1922 года ВЦИК издал «Декрет об изъятии церковных ценностей в фонд ПомГола». 4 марта 1922 года президиум Архгубисполкома образовал губернскую комиссию по изъятию ценностей из храмов Архангельской епархии и Соловецкого монастыря. Председателем комиссии стал И. Гагарин, членами — Э. Гурович и Т. Зенкевич.

4 Как, например, могла происходить "порча" рассказывала автору в 1972 г. Людмила Федоровна Шангина. Во время ее свадьбы пришедшего к столу Якова Никитина не заметили и "обнесли вином". Ничего не сказав, тот встал и ушел. А в брачную ночь у жениха с невестой ничего не получилось, хоть плачь. Утром собрали гостинец, пошли к колдуну просить, чтоб снял порчу. Так потом все наладилось".

5 По данным Архангельского Мемориала, имевший на иждивении 5 детей А.С. Никитин был арестован 12 октября 1929 г. и 9 января 1930 г. осужден Архангельским окружным судом по статье 58-10, ч. 1 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества. Полностью реабилитирован 20 сентября 1992 г.

6 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С.422.

7 Матонин В.Н. Разложение традиционного религиозно-культурного уклада в Онежском уезде Архангельской губернии (20-30 гг.XX) // СВЕЧА–2005. ИСТОКИ: Религия и личность в прошлом и настоящем. Материалы международных конференций / Москва-Владимир. 2005. - С. 137-156.

8 В «Онежском ударнике», №41 от 8.05.1930 говорится об имевшем место «еще в марте» собрании «с бесплатным чаем» «бойцов лесозаготовительного фронта», «проведенном в помещении только что закрытой по постановлению самого населения церкви».

9 Епископ Вениамин (Краснопевков-Румовский), назначен 1 апр. 1775 г. с должности епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии с наречением епископом Архангельским и Олонецким. Занимал кафедру по октябрь 1792 г. 1 октября 1792 г. перемещен на Нижегородскую кафедру, где и скончался 16 марта 1811 г. По списку Настольной книги Булгакова 1913 г. 26 окт. 1798 г. переведен на Нижегородскую кафедру.

10 Клировая ведомость за 1806 г. -ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 3. Л. 92об.-93.

11 Ревизская сказка от 4 января 1834 г. - ГААО, Ф. 29. Оп. 31. Д. 291. Л. 198об.-199.

12 Ревизская сказка от 20 марта 1795 г. - Ф. 29. Оп.1. Д. 40. Л. 440-441.

13 Клировая ведомость на 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.

14Основана в 1723 как Славянская школа при кафедре архиепископа в Холмогорах. С 1731 называлась Славяно-латинская школа, в 1739-1740 переименована в семинарию. Переведена в Архангельск в августе 1771. Упразднена по приказу Архгубревкома от 4 марта 1920.

15 ГААО. Ф.29. Оп. 37. Д. 77. Л. 734об.-735.

16 Метрическая книга Золотицкого прихода Онежского уезда за 1839 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 28. Д. 316. Л. 308об.-309.

17 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С.422.

18 Клировая ведомость за 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.

19 Клировая ведомость за 1806 г. - ГААО. Ф. 29. Оп.35. Д. 3. Л. 92об.-93.

20 Клировая ведомость за 1820 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 385об.-386.

21 Клировая ведомость за 1839 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 25. Л. 701об.-702об.

22 Клировая ведомость за 1834 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 35. Д. 19. Л. 109об.-111.

23 АЕВ. - 1913 г., №4; 1914 г., №1

24 АЕВ. - 1914 г. - №3.

25 АЕВ. - 1914 г., №19; 1916 г., №2; 1917 г., №№6-7.

26 АЕВ. - 1914 г. - №18.

27 АЕВ. - 1917 г. - №6-7.

28 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. - С. 303-304.

29 «Онежский ударник», №7 от 18.11.1930: «Кулацкий агент Бровков систематически подрывал работу Пурнемского колхоза «Беломор». (Пурнема, наш корреспондент). Кулацкий агент Бровков Ф.Т., пролезши сначала в сельхозтоварищество, а затем в колхоз «Беломор», систематически вредили колхозному строительству. Будучи руководителем сельхозтоварищества Бровков своим вредительством довел товарищество до развала, а после, в момент коллективизации, с той же целью пролез в колхоз и на низовую хозяйственную работу. Пользуясь доверием колхозников, этот кулацкий агент, вредитель, во время посева на полях сознательно оставлял просевы, а семена таскал домой. Во время молотьбы то же самое – систематически крал от колхозников урожай, унося ячмень с овина домой. Колхозники выгнали кулацкого агента из своей среды и требуют сурового наказания.»

30 Возвращённые имена

Смотрите также

Пурнемский приход