Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Тарногский район

Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги.

Введение

То, что за век борьбы с религией и верой мы потеряли огромный пласт культуры и традиций, очевидно.

И потери эти коснулись как каменного, так и деревянного зодчества: каменные храмы разбирали на кирпич, деревянные распиливали на дрова.

На Русском Севере приходские храмы долгое время были именно деревянными. Деревянные храмы, построенные лучшими зодчими из отборного материала, несли через столетия архитектурные и строительные приемы, играя важную роль в преемственности традиций.

К сожалению, и в настоящий момент мы теряем чудом дошедшие до нас объекты. Так, на территории нынешнего Тарногского района Вологодской области из 22 существовавших в начале ХХ века деревянных храмов (причем 12 из них были шатровые, построенные от XVII до конца XVIII века, что говорит об архаичности традиций в регионе), до настоящего времени в каком-либо виде дошли лишь ТРИ. Еще два деревянных храма построены в наши дни.

К моменту обследования Императорской археологической комиссией в начале ХХ века ряд храмов были уже ветхи. Среди них Ильинская Лондужская, Николаевская Маркушевская, Шебенгская Успенская, Николаевская (Георгиевская) Илезская церкви.

1. Спасский погост

2. Лондужская Ильинская церковь

3. Шебенгский погост

4. Верховский погост

5. Заборский погост

6. Илезский погост

7. Маркушевская Николаевская церковь

8. Долговицкий погост

9. Кокшеньгская Николаевская церковь

10. Село Тарногский Городок

11. Погост Лохта

12. Печенгская Всехсвятская церковь

13. Верх-Кокшеньгская Афанасьевская церковь

14. Зосимо-Савватиевская Тюриберская церковь

15. Ромашевский погост

16. Поцкая Георгиевская церковь

Заключение

На всей территории Вологодской области, пожалуй, именно Тарногский район, (и ещё, в какой-то мере Вытегорский), судя по сохранившимся изображениям, несли максимальное разнообразие традиций и приемов плотницкого мастерства, воплощенное, в том числе, и в культовых зданиях.

1. Спасский погост

Утраты начались еще до революции 1917 года: вспыхнул от молнии деревянный храм Спасского погоста – храм, совершенство архитектурных форм которого, не сговариваясь, воспевают его знаменитые современники. Он присутствует в исследованиях И. Э. Грабаря, в «Очерках по истории древнерусского зодчества» академика архитектуры В. В. Суслова, запечатлен столичным художником И. Я. Билибиным и местным краеведом Ф. М. Вахрушовым. Императорская археологическая комиссия выделила Спасскому храму, построенному в 1683 году, особое место в перечне храмов по уезду.


Билибин И. Я. Спас на реке Кокшеньге, 1904 год.

Билибин И. Я. Спас на реке Кокшеньге, 1904 год.

Суслов В. В. Обмер Спасского храма на Кокшеньге.

Суслов В. В. Обмер Спасского храма на Кокшеньге.

Спасский погост на Кокшеньге

Спасский погост на Кокшеньге, начало ХХ века


В настоящий момент на месте шатрового, с покрытыми бочками и увенчанными главами четырьмя прирубами, видимого на несколько верст исполина, стоит действующий одноэтажный храм, срубленный в наши дни в самых простых формах и не отличающийся по размеру от обычного Тарногского жилого дома.

Второй храм Спасского погоста, каменный Спасопреображенский собор, 1888 года, значительно перестроенный в 1910 году, находится в плачевном состоянии.


Спасский погост на Кокшеньге

Спасский погост на Кокшеньге, 2008 год

2. Лондужская Ильинская церковь

Лондужская церковь, начала XVIII века, находившаяся к северу от Маркушевского монастыря, потрясает простотой и изяществом исполнения: мощные бревна сруба контрастируют с покрытием бочки, изящно выполненным лемехом и декоративным оформлением конька.

Возможно, именно от этого храма сохранился «восьмерик» у дороги в Лондужке, переделанный в часовню и ныне заброшенный.


Лондужская церковь

Лондужская церковь. Из книги Грабаря И. Э. «История Русского искусства». Фото И. О. Дудина.

Алтарь Лондужской церкви

Алтарь Лондужской церкви. Из книги Грабаря И. Э. «История Русского искусства». Фото И. О. Дудина.

«Восьмерик» у дороги в Лондужке

«Восьмерик» у дороги в Лондужке. Фото 2009 года.

3. Шебенгский погост

Шебенгский погост в начале ХХ века состоял из трех храмов.

Шебенгская Успенская церковь (конец XVIII века) - шатровая, двухэтажная, что само по себе редкость, но, кроме того, судя по сохранившемуся изображению, первый этаж алтаря выполнен двумя апсидами. Вход во второй этаж храма осуществлялся из палатки, которую изнутри запечатлел Феодосий Михайлович Вахрушов в 1920 году. Наблюдаем мы данную палатку и на любительских рисунках местных жителей.

Второй деревянный Шебенгский храм - Борисо-Глебский(?), также конца XVIII века - более поздних форм: восьмерик на четверике перекрыт круглым куполом, увенчанным одной главой на барабане. Храм обшит тесом и выкрашен, можно сказать, что общая отделка выполнена «под камень».

На фото начала ХХ века, сохраненном местными жителями и переданном в 2008 году в местный музей, мы видим весь Шебенгский погост, состоявший из одного каменного и двух деревянных храмов, ограду с выразительными воротами и окружающую застройку. Все это потеряно для нас безвозвратно.


Шебенгский погост

Шебенгский погост, начало ХХ века. Фото предоставлено местными жителями в Тарногский музей.

Входная дверь верхней Успенской церкви на Шебенге

Входная дверь верхней Успенской церкви на Шебенге. Рисунок Вахрушова Ф. М., 1920 год.

4. Верховский погост

На Верховском погосте, находившемся на современной западной окраине Тарногского района, было два деревянных и один каменный храм.

Деревянный Зосимо-Савватиевский храм XVII века в Верховье, наряду со Спасом на Кокшеньге, представлен во всех касающихся округи опубликованных материалах. Церковь поражает своеобразием форм – присутствует некоторая вольность трактовки традиций православного храмостроительства, когда над прирубами вместо традиционных глав мы видим четырехгранные башенки. Покрытие прирубов также необычно и представляет собой, вместо традиционной бочки, трехскатное покрытие с небольшим уклоном. Церковь ремонтирована в 1908 году по чертежам Д. В. Милеева.

Второй деревянный храм - Николаевский Верховский, 1889 года постройки - был незаслуженно пропущен исследователями конца XIX - начала ХХ века. Его облик известен по фотографии, опубликованной в книге Е. Ащепкова «Русское деревянное зодчество» (1950 год). Эта же фотография дает нам представление и об ансамбле погоста в целом. Николаевский храм срублен ярусным, в более поздних традициях храмового зодчества, что не характерно для Тарноги. Пирамида из двух восьмериков, поставленных на четверик, увенчана небольшим по размерам кубоватым покрытием и завершается небольшой главкой.

Архитектура каменного храма практически неизвестна. До нашего времени он не сохранился.


Верховский погост

Верховский погост. Фото из книги Е. Ащепкова «Русское деревянное зодчество», 1950 год.

Разрез храма в Верховье

Разрез храма в Верховье. Начало ХХ века. Опубликовано в ИИАК.

Верховье в Кокшеньге, 1904 год.

Билибин И. Я. Верховье в Кокшеньге, 1904 год.


В 1947 году прошла первая паспортизация объектов культурного наследия, нацеленная на оценку разрушений связанных с Великой Отечественной войной. Территория Вологодской области также была обследована. С большой вероятностью можно утверждать, что храмы Верховского погоста утрачены до 1947, так как ближайшие Заборский и Ромашевский погосты отражены в материалах обследования.

5. Заборский погост

На погосте было два храма: деревянный Царе-Константиновскй Заборский, 1748 года и каменный Николаевский, 1876 года.

В конце XIX века храмовая архитектура Тотемского уезда (к которому относился и Тарногский район) не избежала переделок, так называемого «поновления», охватившего всю Россию. Первоначальный вид Царе-Константиновской церкви известен нам по чертежу В. В. Суслова. Шатровый храм с четырьмя прирубами, покрытыми бочками и увенчанными главами, отличается особым изяществом форм. Заслуживает внимания и крыльцо на «два всхода», украшенное резьбой.

На фото начала ХХ века мы видим последствия «поновления»: изящные бочки, крытые лемехом, заменены главками на барабанах, тесовое покрытие – на новомодное железное. Но даже в том, измененном виде, силуэт погоста впечатляет.


Церковь села Заборье

Церковь села Заборье. Чертеж Суслова В. В.

Заборский погост

Заборский погост. Фото начала ХХ века.


В 1947 году деревянного храма уже не существует. На фото мы видим лишь руины каменного.

В настоящий момент на высоком холме над рекой Уфтюгой можно увидеть лишь старое кладбище, заросшее деревьями.


Заборский погост. Каменный храм.

Заборский погост. Каменный храм. Фото 1947 года.

6. Илезский погост

Илезский погост расположен на севере Тарногского района. Вглядываясь в фото начала ХХ века, поражаешься мастерству формирования ансамбля, органично сливающегося с рельефом и окружающей застройкой. Два деревянных и каменный храмы, кажется, выросли из холма над рекой.

Деревянный Николаевский Илезский храм, 1763 года, также присутствует в опубликованных Известиях Императорской археологической комиссии, но по причине сходства их силуэта и размеров возможно их изображения с Поцким Георгиевским в журнале перепутаны. Хотя, как выяснилось, на Поцком погосте был третий деревянный теплый храм.

Илезский храм имел двухскатную кровлю, а не бочку над алтарной частью и крыльцо на выносах. Тому есть подтверждение: фотоматериалы начала ХХ века и рисунки Вахрушова Ф. М. Сходство же с Поцким Георгиевским заключается в том, что оба храма имели шатровое завершение и двойной алтарный прируб.


Илезский погост

Илезский погост. Фото начала ХХ века.

Деревянные храмы на Илезском погосте

Деревянные храмы на Илезском погосте. Рисунок Вахрушова Ф. М., начало ХХ века.

Второй деревянный храм, Флоро-Лаврский Илезский, 1777 года, построен был в иных традициях: восьмерик на четверике. К храму примыкала восьмигранная же колокольня, которая, судя по фотографии начала ХХ века, находилась в аварийном состоянии.

До нашего времени дошел лишь каменный храм, но и тот не избежал утрат: его силуэт значительно изменился с потерей колокольни.

7. Маркушевская Николаевская церковь

Никольская Маркушевская церковь

Никольская Маркушевская церковь. Из книги Грабаря И. Э. «История Русского искусства». Фото И. О. Дудина.

Бывший Маркушевский Агапитов монастырь, основан в 1576 году и упразднен в 1764 году.

Деревянный Никольский храм построен в начале XVIII века. К началу ХХ века храм ветхий, службы в нем не идут, и он отсутствует в официальных списках. Постройка интересна своим формообразованием: она соединила в себе два типа – шатровый и ярусный. На мощном четверике с подклетом расположены два несколько удлиненных восьмерика, в то же время шатер несколько меньше обычного. От древнего прототипа сохранились две стены, некое подобие рубки «по-круглому» в примыкающей с запада палатке покрытой на три ската. Интересно выносное крыльцо, запечатленное на снимках И. Э. Грабаря. Алтарная часть выполнена двумя прирубами, что было распространено в Тарноге (из рассматриваемых 22 объектов предположительно 6 имели подобный алтарь).

Также исследователям начала ХХ века удалось зафиксировать древнюю деревянную монастырскую ограду, рубленную клетями, с двумя воротами – Святыми и Водяными.

Каменный храм на погосте был построен в 1844 году.

На месте Маркушевского монастыря в настоящий момент роща в центре села.


Деревянная стена с воротами Маркушевского монастыря

Деревянная стена с воротами Маркушевского монастыря. Рисунок Вахрушова Ф. М., начало ХХ века.

Чертежи ворот Макрушевского монастыря

Чертежи ворот Макрушевского монастыря, Д. В. Милеев, начало ХХ века.

8. Долговицкий погост

Долговицкий погост был расположен севернее села Тарногский Городок в районе деревни Проневская на берегу реки. Представить вид Долговицкого погоста мы можем по сохранившимся описаниям, рисункам местных жителей и фотографии 1947 года (времен первой паспортизации памятников).

Николаевская Долговицкая деревянная церковь, построенная в 1716 году (по другим данным в 1793 году) была шатровой. Храм выполнен в простых формах: четверик на высоком хозяйственном подклете нёс восьмерик и шатёр, пристроенная с запада трапезная перекрыта двухскатной кровлей. По фото 1947 года мы видим, что первоначальная форма крыльца была изменена: в срубе четко читаются более поздние врубки бревен. Алтарная часть увенчана отдельной главкой. Шатер разобрали в 1930-ые годы, в храме разместили артель по производству валенок. В 1960-70 годах он был распилен на дрова.

Троицкая Долговицкая деревянная церковь, 1793 года (по другим данным 1716 год), судя по помещенной в местной газете «Кокшеньга» (от 1 августа 1996 года) иллюстрации, была ярусной. Восьмерик, поставленный на четверик, завершался пятиглавием, наподобие Кижского храма. С востока примыкала трапезная и открытое крыльцо. Храм сгорел в 1931 году.


Николаевская Долговицкая церковь

Николаевская Долговицкая церковь

Троицкая Долговицкая церковь

Троицкая Долговицкая церковь

Рисунки, выполненные по описаниям местных жителей и помещенные в газете «Кокшеньга» от 1 августа 1996 года.

Кроме того, на погосте в 1901 году был построен Николаевский каменный собор, служивший в годы войны помещением для детского дома и утраченный к настоящему времени.

Каменную ограду погоста запечатлел в своем рисунке Ф. М. Вахрушов в 1920-е годы.

В настоящее время на территории погоста расположены колхозные мастерские.


Угловая башня Долговицкого погоста

Угловая башня Долговицкого погоста. Рисунок Вахрушова Ф. М. 1920-е годы.

Николаевская Долговицкая церковь

Николаевская Долговицкая церковь. Фото 1947 года.

9. Кокшеньгская Николаевская церковь

Множество легенд, связанных с городищем Ивас (расположенном при впадении одноименной реки в реку Кокшеньгу) и окрестностями, живет в народе и по сей день.

Николаевская Кокшеньгская деревянная церковь, построенная ранее XVII века, располагалась непосредственно в центре городища Ивас, валы которого прослеживались еще в начале ХХ века.

Построенный «клетски», одноглавый с высокой двухскатной кровлей Николаевский храм претерпел в середине XIX века переделки: к храму была пристроена колокольня, перенесенная из разобранной Афанасьевской церкви Спасского погоста.

В ХХ веке церковь была утрачена. Городище опустело.


Николаевская Кокшеньгская церковь

Николаевская Кокшеньгская церковь. Рисунок Вахрушова Ф. М., 1920-е годы.

Городище Ивас в наши дни

Городище Ивас в наши дни. Фото 2008 года.

10. Село Тарногский Городок

На Тарногском городище рапологалось две церкви: каменная Богоявленская Шевденицкая, 1888 года и Николаевская Шевденицкая, деревянная 1625 года постройки.

Шевденицкий погост на Городище.

Шевденицкий погост на Городище. Фото начала ХХ века.

Николаевская церковь привлекла внимание И. Э. Грабаря необычной трактовкой традиционных приемов построения шатрового храма: «…В своей нижней части она ничем не отличается от обычной шатровой церкви, крестообразной по плану с восьмериком в центре, рубленым «по-круглому», и только верх ее представляет значительное отступление. Над повалом главного восьмерика введен округлый переход к меньшему восьмерику, увенчанному обычным шатром…» Подобный округлый переход, крытый лемехом, использовался и в архитектуре ближайшего Маркушевского Никольского храма.

Логично предположение, что данная форма появилась при одной из перестроек храма. Однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем: деревянный храм был утрачен, в каменном организована общественная баня, а территория Городища разделена на участки и застроена жильем.

Поблизости от городища построен новый деревянный храм.


Общественная баня в стенах Богоявленской Шевденицкой церкви.

Общественная баня в стенах Богоявленской Шевденицкой церкви. Фото 2008 года.

Новый деревянный храм в Тарноге.

Новый деревянный храм в Тарноге. Фото 2008 года.

11. Погост Лохта

Погост Лохта на одноименной реке включал два храма.

Деревянный храм в Лохте, XVIII века, уже в начале ХХ века был ветхим и в официальных списках не значился. Не отражен он и в материалах Императорской Археологической комиссии.

Запечатлел его на своей акварели Ф. М. Вахрушов: деревянный храм типа «восьмерик на четверике», покрытый полукруглым сводом, увенчанным небольшим восьмериком с главкой.

Кроме того, на погосте расположен сохранившийся до наших дней каменный Происхожденский Лохотский храм, 1869 года постройки. Построен он в достаточно необычных для региона формах: восьмерик храма идет от земли.


Деревянная церковь в Лохте.

Деревянная церковь в Лохте. Рисунок начала ХХ века Вахрушова Ф. М.

Происхожденский Лохотский храм.

Происхожденский Лохотский храм. Фото 1980-х годов.

12. Печенгская Всехсвятская церковь

Всехсвятская Печенгская церковь.

Всехсвятская Печенгская церковь. Фото 1970-х годов.

Всехсвятская Печенгская церковь, 1757 года, в деревне Баклановской.

«Символом Севера» назвал этот храм Александр Кузнецов, известный краевед.

В 1960 году на церковь, как объект культурного наследия, был составлен паспорт: «…церковь рубленая, обшита тесом. В плане восьмерик на четверике, увенчанная небольшим шатриком с главой. Одна апсида пятигранная с бочкой и главой со сводчатым потолком. Шатрик покрыт тесом. Колокольня заканчивается шпилеобразным шатриком с миниатюрной главкой. Над папертью деревянная восьмигранная колокольня. Церковь на подклете…»

О строительстве церкви ходят легенды. Одна гласит, что храм был построен в начале XVII века сбежавшими в глухие северные леса участниками восстания Болотникова. Согласно второй, храм построен из стоявшего здесь ранее на скитских выселках храма. Одно известно точно – на речке Печенге существовал монастырь, основанный в 1621 году старцем Филаретом с «братьею».

Сгорел храм, стоявший в тот момент в опустевшей в начале 1970-ых годов местности, в 1978 году.

13. Верх-Кокшеньгская Афанасьевская церковь

Афанасьевская Верх-Кокшеньгская церковь 1789 года. Ярусный храм с прирубленной с запада трапезной и крыльцом «на выносах». Три восьмерика на четверике. Особое внимание ему уделила и императорская археологическая комиссия. За этими официальными фразами стоит рукотворное чудо.


Афанасьевская Верх-Кокшеньгская церковь.

Афанасьевская Верх-Кокшеньгская церковь. Фото начала ХХ века.

Афанасьевская Верх-Кокшеньгская церковь. Разрез, план и восточный фасад.

Афанасьевская Верх-Кокшеньгская церковь. Разрез, план и восточный фасад. Д. В. Милеев. Начало ХХ века.


Вглядываясь в фото из «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря, поражаешься, насколько органична взмывающая ввысь пирамида восьмериков храма над высоким берегом реки. Пожалуй, из всех Тарногских храмов этот - самый яркий пример умения древних зодчих выбрать место - и, хочется сказать, время - для существования своего творения.

Но нет того чуда. Как нет и всего этого многообразия: не удивляет своими необычными башенками Верховская церковь, не слышно колокола над Городищем Ивас, не замирает дыхание на берегу Кокшеньги от величия Спаса, распаханы древние валы, защищавшие предков, шумят деревья на месте Маркушевского монастыря, и даже башни ограды приняли общую участь…

Нет того величья. Сохранились лишь крупицы былого мастерства.

14. Зосимо-Савватиевская Тюриберская церковь

Зосимо-Савватиевский Тюриберский храм 1909 года. Простенькая деревянная церковь в четыре стены, перекрытая кровлей на четыре ската. С запада пристроена трапезная, в верхней части которой видны остатки четырехгранной колокольни. Обшивка снята. Покрытие на крыше местами прохудилось.

Ничего выдающегося в архитектуре храма нет. Долгие годы использовался он как склад, и память людская стерлась: спросили у местных, есть ли у них храм, и они ответили: «нет». А храм есть. Стоит за изгибом дороги на небольшой полянке и потихоньку рушится.


Зосимо-Савватиевский Тюриберский храм.

Зосимо-Савватиевский Тюриберский храм. Фото 2009 года.

15. Ромашевский погост

Введенский Ромашевский храм, 1767 год, пожалуй, самый интересный в архитектурном отношении из трех дошедших до наших дней деревянных храмов Тарноги.

Храм – собор. Центр округи. Не было тогда еще поселения при Тарногском Городке, и все, что служило символом власти, располагалось именно здесь – на Ромашевском погосте.

Сначала возник вблизи реки Уфтюги и озера Максимовского укрепленный городок (валы которого прослеживаются до настоящего времени), а затем - и храмы.

По ветхости одного из них в 1767 году решено было возвести собор. Двухэтажный вместительный объем венчал шатер. С запада пристроена обширная трапезная. Он, как и многие из деревянных храмов, не избежал «поновления» в конце XIX столетия, с заменой конструкций кровли и обшивкой сруба тесом. Шатер его разобрали в 1930-ых годах, храм перекрыли на четыре ската и приспособили под склад.

В настоящий момент храм гибнет: кровля над четвериком и междуэтажные перекрытия рухнули, страшно подниматься на второй этаж по ветхой лестнице, немым укором высится декоративная бочка над алтарной апсидой, неподвластная времени – мы видим ее и на фото первой паспортизации 1947 года.

Объект уникален. Подобных двухэтажных деревянных храмов существовали единицы, а до наших дней дошло еще меньше.

Можно ли восстановить Введенский Ромашевский храм?

Технически ДА. Основной объем, включая массивный двухэтажный четверик, двухэтажную же алтарную апсиду и трапезную сохранился в удовлетворительном состоянии. Утрачены шатер и восьмерик, следы от которого прослеживаются в верхней части четверика. Требуют дальнейших исследований обнаруженные в западной части четверика врубки первоначальной кровли трапезной. Их расположение и анализ региональных аналогов легли в основу гипотезы реконструкции храма, предполагающей наличие первоначального входа во второй этаж через палатку по подобию Шебенгской Успенской церкви.

Фото погоста начала ХХ века обнаружить пока не удалось. Именно пока. Автор этих строк не обладал и десятой долей иллюстраций при составлении в 1999 году экспозиции выставки «Утраченные храмы Вологодской области», прошедшей под руководством Главного управления архитектуры и градостроительства Вологодской области в январе 2000 года.

Приведенная иллюстрация – гипотеза реконструкции Введенского храма, выполненная на основе подробных обмерных чертежей, изучения архивно-библиографического материала и аналогов в дипломном проекте Ю.В. Мартемьяновой в 2010 году.

На погосте существовал еще каменный Петро-Павловский, 1820 года постройки, храм, ныне утраченный. Местоположение его также следует уточнить.

Нужен ли Введенский Ромашевский храм именно в этом месте?

ДА. Ромашевский погост - жилой населенный пункт, и расположен он в очень интересном, исторически значимом месте. В непосредственной близости от Ромашевского погоста лежит озеро Максимовское, в котором, по преданию, «утонула чудь белоглазая». Место это и до сих пор пользуется особой популярностью у тарножан. Именно здесь проходят народные гуляния, включая зимние праздники.

Восстановление храма необходимо и для возвращения былого силуэта: храм, видимый из большинства окрестных деревень, играл роль доминанты.

НО:

Храм не является объектом культурного наследия.

Не числится в списках выявленных памятников.

Реставрация его со стороны государства в условиях действующего законодательства практически невозможна.

На Тарногской земле не нашелся еще человек, который сможет вернуть былую красоту храму. Местная администрация в условиях оптимизации также не может помочь уникальному объекту.


Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид с запада.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид с запада. Фото 2009 года.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид на алтарную апсиду с юга.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид на алтарную апсиду с юга. Фото 2009 года.


Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид на алтарную апсиду.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид на алтарную апсиду с бочкой с северо-востока. Фото 2009 года.


Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид со второго этажа трапезной.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Вид со второго этажа трапезной на западную стену четверика с сохранившимися врубками. Фото Ю. В. Мартемьяновой. 2009 г.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Интерьер.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Интерьер. Обвалившиеся перекрытия. Фото Ю. В. Мартемьяновой. 2009 г.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Бочка над алтарной апсидой.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Бочка над алтарной апсидой. Фото Ю. В. Мартемьяновой. 2009 г.


Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Интерьер. Небо.

Введенский Ромашевский храм, 1767 год. Интерьер. Небо. Фото Ю. В. Мартемьяновой. 2009 г.


Общий вид Ромашевского Введенского храма. Гипотеза реконструкции на начало XIX века.

Общий вид Ромашевского Введенского храма. Гипотеза реконструкции на начало XIX века.
Дипломный проект Мартемьяновой Ю. В. Руководители: Белоярская И. К., Пьянкова Н. С.

Храм восстанавливается стараниями Александры Пешковой. (прим. редактора)

16. Поцкая Георгиевская церковь

Георгиевская Поцкая церковь, 1700 года, не является «забытым» памятником. Церковь привлекла к себе внимание исследователей в начале ХХ века.

Простой четверик, увенчанный шатром, двойной алтарный прируб с бочкой и небольшой главкой, небольшая трапезная и тесовое крыльцо.

Храм дольше других существовал в первозданном виде и был отмечен у большинства исследователей как начала, так и середины ХХ века.

После падения шатра храм разобрали и перевезли с Поцкого погоста в этнографический музей «Семенково» под Вологду, где он был восстановлен в прежних формах. К сожалению, при восстановлении храма было использовано значительное количество нового материала ввиду плохой сохранности подлинной древесины. Из аналогичных построек до нас дошел только Георгиевский Поцкий храм - Лондужская, Маркушевская, Шебенгская, Илезская церкви утрачены.

На местности от Поцкого погоста сохранилась каменная Ильинская церковь, 1818 года постройки.


Крыльцо церкви на Поче.

Крыльцо церкви на Поче. Открытка начала ХХ века. Фото И. Билибина.

Поцкий погост в середине ХХ века.

Поцкий погост в середине ХХ века. Фото из книги.

Поцкий Ильинский храм.

Поцкий Ильинский храм. Фото 2004 года. Музей Тарногского Городка.


Поцкий Ильинский погост.

Поцкий Ильинский погост. Фото Лебедева. Сентябрь 1962 г.


Восстановление Георгиевского Поцкого храма в этнографическом музее «Семенково» под Вологдой.

Восстановление Георгиевского Поцкого храма в этнографическом музее «Семенково» под Вологдой. Апрель 2008 года.

Смотрите также

Тарногский район