Православные приходы и
монастыри Севера

Обнорская О. В. Священник Владимир Обнорский.

Владимир Александрович Обнорский родился 24 июля (по старому стилю 11 июля) 1892 г. в семье диакона Николаевской Устьрецкой церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии Александра Алексеевича Обнорского и Апполинарии Николаевны (дев. Головковой), дочери диакона Устьрецкой церкви. Он был вторым ребенком в семье – первый брат Николай умер вскоре после рождения. Род Обнорских происходит от священнослужителей Ильинской церкви, что на реке Обноре, Грязовецкого уезда. Там еще в начале XVIII века служили диаконами предки В. А. Обнорского, а в начале XIX века их род получил фамилию Обнорских.

У Владимира Обнорского было два брата и сестра Мария. Семья рано осиротела, его отец Александр Алексеевич умер в возрасте 35 лет, и воспитанием детей занималась мать Апполинария Николаевна и ее родные - Головковы: мать, отец и братья.

Брат Владимира - Павел Александрович Обнорский - после окончания духовного училища и 1-го класса духовной семинарии с 1913 г. по 1933 г. служил псаломщиком в Николаевской Устьрецкой церкви, вплоть до ее закрытия. Другой брат - Петр – окончил Вологодское духовное училище, учился на медика, работал врачом. Сестра Мария окончила епархиальное женское Вологодское училище, затем работала учителем в школе.

Владимир Обнорский окончил Вологодское духовное училище и 1 класс Вологодской духовной семинарии в 1909 г., после чего был определен псаломщиком Крестовой церкви Архиерейского Дома, отправлял обязанности чтеца и певца. Указом епископа Никона о назначении псаломщика Владимира Обнорского в Софийский кафедральный собор 10 марта 1911 г. определен на должность иподьякона. Исполнял также должность писца Епархиального попечительства. Вот что писали настоятель Вологодского кафедрального собора протоиерей Николай Якубов и ключарь собора священник Иоанн Белков в Почтительнейшем представлении: «...известно нам, что он Обнорский, в Крестовой церкви одобрительно и похвально исполнял обязанности чтеца и певца, видим, что и в Кафедральном соборе второй год служит в том же положении весьма рачительно, с безукоризненной исправностью. Порядок и устав церковного богослужения он знает весьма хорошо, в поведении и образа жизни также безукоризнен. От 28 октября 1912 г.»

Владимир Обнорский женился на дочери мещанина Ольге Николаевне Захаровой, которая окончила Епархиальное женское училище со званием домашней учительницы. Венчание происходило 14 января 1913 г. в Вологодской Зосимо–Савватиевской церкви. Таинство совершали настоятель Софийского кафедрального собора протоиерей Николай Якубов и протодиакон Михаил Попов. За годы совместной жизни в г. Вологде у них родились девочка, которая умерла спустя два года, и два мальчика - Александр и Георгий, которых крестили во Владимирской церкви.

В том же 1913 г. Владимир Обнорский был рукоположен в сан диакона. Во время служения в Софийском кафедральном соборе был учителем в трех городских школах. В 1917 г. при Вологодском кафедральном соборе на штатных должностях находились: настоятель протоиерей Николай Якубов, ключарь - священник Павел Бесединский, священники Тихон Шаламов и Михаил Попов, иподьяконы Сергей Бельтяевский и Владимир Обнорский, псаломщики Михаил Удальцов и Александр Розов.

17 декабря 1917 г. иерей Тихон Шаламов перемещен к Николаевской церкви при фабрике «Сокол» Вологодского уезда на священническую вакансию, а на псаломщескую вакансию - иподиакон Владимир Обнорский.

Приход при фабрике открыт по просьбе рабочих в ноябре 1917 г., сразу после окончания постройки храма. Храм в приходе деревянный, шатрового типа, в духе северных русских церквей – одноглавый, с одним главным и двумя запасными ходами. Храм на каменном фундаменте со звонницей на западной стороне и с приподнятыми хорами посреди церкви. При церкви находилось кладбище.

Сохранился документ - опись имущества церкви от 18 декабря 1919 г., написанная рукой В. Обнорского. Подписи под документом поставил причт Сокольской Николаевской церкви: священник Тихон Шаламов, диакон Владимир Обнорский, председатель церковно–приходского совета В. Сурков. В 1919 г. Приходской совет Сокольской Николаевской церкви, а также прихожане, написали ходатайство об освобождении от воинской службы местного приходского диакона Владимира Александровича Обнорского Вологодскому уездному военному Комиссариату: «Приходской Совет считает необходимым сообщить, что так как наш фабричный приход имеет в своем составе до 4500 записавшихся прихожан православной церкви, а причт состоит лишь из одного священника и диакона, совмещающего и должность псаломщика и, ввиду развивающейся эпидемии тифа, исполняющего до 250 всевозможных треб в месяц, не считая обычных церковных служб, преподавая уроки Закона Божия для 400 детей по желанию их родителей и уроки светского и духовного пения в количестве 16 в неделю, а равно и одновременно выполнял обязанности секретаря Приходского Совета, диакон В. А. Обнорский является безусловно незаменимым общественным работником на пользу фабричного трудящегося населения и единственным членом церкви, с уходом которого и частой болезнью в следствии переутомления священника, приход наш может остаться без обслуживающего духовные нужды трудящегося населения персонала, и многие в настоящее время больные и умирающие должны оставаться без удовлетворения своих последних духовных нужд. В виду вышеизложенного, Приходской Совет в заседании своем сего числа, постановил: ходатайствовать перед Уездвоенкомом об оставлении диакона В. А. Обнорского при нашем приходе, как незаменимого общественного работника на почве просвещения детей, на пользу Советской республики.»

За время служения в Николаевской Сокольской церкви в семье Владимира Обнорского родились сын Борис - 1918 г. (ум. 1920 г.), дочь Ксения – 1921 г. (мама О. В. Обнорской, ум. 1981 г.). После ухода священника Тихона Шаламова, Владимир Обнорский служит священником в Сокольской церкви. В 1923 г. при церкви образуется новая община - обновленческая, церковь получает новое посвящение в честь св. благов. кн. Александра Невского. Владимир Обнорский переходит в другой приход - Николо–Турундаевской общины Вологодского уезда.

В 1923 г. причт Николаевской Турундаевской церкви составляли: священник Владимир Обнорский – 30 лет, проживает в селе Турундаеве; псаломщик Павлов Алексей Николаевич. Обнорский служил при Турундаевской церкви с 1923 г. по 1926 г. Здесь в 1924 г. в семье Обнорских родился еще один сын - Сократ (пропал без вести в 1941 г.).

24 декабря 1926 г. священник Владимир Обнорский назначается настоятелем Устьянской Воскресенской церкви Кадниковского уезда. Второй священник той же цркви - Попов Николай Васильевич, 1869 г.р., диакон - Попов Петр Дмитриевич, 1855 г.р. В Устье семья Обнорских снимала квартиру в деревянном доме. В 1927 г. родился сын Вениамин (ум. 1985 г.), в 1929 г. - дочь Елена (ум. 1997 г.).

23 октября 1928 г. В. Обнорский арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 19 ноября 1928 г. из–под стражи освобожден в связи с прекращением уголовного дела. После освобождения проживал в д. Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. 23 марта 1934 г. снова арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как участник «контрреволюционной группировки духовенства и церковников». Участвовал в тайных богослужениях. «Придерживался ориентации митрополита Иосифа (Петровых)». На допросах виновным себя не признавал. По постановлению тройки ПП Северного края от 5 апреля 1934 г. осужден по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР (проведение антисоветской агитации в составе контрреволюционной организации) к 5 годам лишения свободы и заключению в концлагерь. 9 мая 1934 г. по постановлению тройки ПП ОГПУ концлагерь заменен на ИТЛ. По делу проходил также священник Богородской Лысогорской церкви Тюрнин Константин Николаевич. Владимир Обнорский реабилитирован полностью 5 апреля 1971 г. президиумом Вологодского областного суда.

В 1934 г. после ареста Владимира Обнорского его семья переехала в Сокол. На работу было сложно устроится, так как членов семьи осужденного священника боялись брать на работу, перебивались редкими заработками. Жили голодно, в 1936 г. умерла жена Владимира Обнорского Ольга Николаевна, от воспаления легких. Осталось 6 сирот. Старший сын Александр умер в том же году от тифа. Младших детей забрали в детский дом в г. Кадников. Дочь Ксению сначала взяли в няньки, потом фотограф Обнорский устроил ретушером в фотоателье и велел ей говорить, что она его племянница. Старший сын Георгий пошел служить в Красную армию, в 1940 г. был убит во время финской войны.

5 октября 1938 г. В. Обнорский освобожден по отбытии срока наказания из Бамлага Амурской области. Из лагерей Владимир Обнорский вернулся больной, особенно страдал болезнью ног. Остался без дома и семьи. Старался собрать своих детей. Работал на ветеринарной станции. В годы войны копал окопы, работал в Вологодской железнодорожной больнице, затем на пасеке. В 1943–1944 г.г. служил священником в Стефанской церкви близ г. Череповца. В 1946 г. служил в Ильинской кладбищенской церкви г. Архангельска, служил священником в Стретенской церкви Заостровского сельсовета Исагорского района г. Архангельска.

23 января 1947 г. резолюцией Архангельского епископа Леонтия назначен священником в Свято–Николаевский храм г. Мурманска. Владимир Обнорский вместе с дочерями Ксенией и Еленой выехал в г. Мурманск. Его сын Вениамин в это время служил в армии, близ г. Мурманска на станции Кола. В живых осталось только трое детей. Семья жила в землянке на улице Рабочей, так как Мурманск после войны стоял еще в руинах. Землянка находилась недалеко от церкви, которая открылась в 1946 г. Под церковь был приспособлен деревянный барак.


Священники Николаевской Мурманской церкви.

В центре священник Никольской Мурманской церкви Владимир Жохов, справа Владимир Обнорский.
г. Мурманск, Никольская церковь (молельный дом).


9 сентября 1947 г. Владимир Обнорский назначен настоятелем старинного Благовещенского храма в селе Коле. Вместе с ним до его смерти проживали его дочь Ксения и внучка Ольга. В 1957 г. Святейший Патриарх Алексий I наградил протоиерея Владимира Обнорского крестом с украшениями. После продолжительной болезни 25 апреля 1958 г. настоятель Благовещенского храма протоиерей Владимир Александрович Обнорский умер. Похоронен на старом Кольском кладбище.

В Журнале Московской патриархии сообщалось: «27 апреля 1958 г. в неделю Св. Жен Мироносиц в древнем храме Колы, Архангельской епархии, было совершено погребение бывшего настоятеля храма протоиерея о. Владимира Обнорского. Отпевание совершено местным благочинным протоиереем о. Порфирием Казанским в служении пяти священников и при большом стечении богомольцев. Слово, посвященное памяти покойного, произнес благочинный г. Кировска протоиерей о. Иоаннн Шастов.»


Священники Мурманской епархии. 28 июля 1953 г. Г. Кола.

В нижнем ряду священники (слева направо): Никольской Мурманской церкви - Николай Корякин, Порфирий Казанский, Благовещенской Кольской церкви - Владимир Обнорский, Никольской Мурманской церкви - Сергей Кузнецов.
В верхнем ряду: правнучка священника Кольского собора Георгия Кирилловича Терентиева Александра Павлиновна Терентиева, в замужестве Шерешкова (на фото она в белом платочке), Ольга Васильевна Обнорская, псаломщик Антон Фурманов.
28 июля 1953 г. Г. Кола.


Составитель О. В. Обнорская.

Из воспоминаний Ольги Васильевны Обнорской

В семидесятые и восьмидесятые годы наша семья часто в летний период приезжала по приглашению местной жительницы Фигуркиной Павлы Алексеевны в п. Устье–Кубинское. Мы жили рядом у реки Кубины, в старом доме, который сохранился и в наши дни. Мы очень любили проводить время на реке – купались, загорали, катались на лодке, посещали остров, на котором стоял Спасо-Каменный монастырь. Мои дети до сих пор вспоминают с любовью с. Устье.

В 1985 году произошло одно событие, о котором я всегда буду помнить. Появилась одна пожилая женщина, которая узнала, что приехали родные о. Владимира Обнорского, и решила встретиться с нами. Она приехала из Вологды, к сожалению, я уже не помню ее имя. И вот эта женщина повела нас на экскурсию по Устью, показывая и рассказывая нам о местах и событиях 30-тых годов. Она показала церковь (здание, гялдя на которое и не скажешь, что это церковь – без куполов, на крыше росли деревья, находилась в полуразрушенном состоянии), в которой служил мой дед – Владимир Обнорский, показала школу, где она училась и дом, где в одной половине жила семья Обнорских, а в другой - жила она со своим дядей – диаконом.

И вот что она нам поведала: в тридцать четвертом году, в марте, священника Обнорского предупредили, что его арестуют, и что он, имея большую семью, мог бы скрыться, уехать от ареста, но он не согласился. И 23 марта его арестовали. Арестовали еще много людей, их собрали всех в церкви и закрыли. Моей бабушке Обнорской Ольге Николаевне было сказано, чтобы она с детьми в 24 часа выехала из Устья. Ее с детьми – 6 человек, на первое время, на свой страх и риск, жители приютили на окраине села, в бане, как говорила наша гостья – дети спали на полу, даже без простыни, все забрали.

Всех арестованных этапом отправили в г. Архангельск, где они находились в тюрьме. Арестована оказалась и наша гостья – совсем еще молоденькая девушка. В тюремном дворике она раз на прогулке увидела о. Владимира, который попрощался с ней и старался ее успокоить. 5 апреля всех арестованных стали распределять кого куда, одних погрузили на баржу, для отправки в Соловецкий монастырь – тюрьму, но не довезли, баржу потопили. Нашу гостью, молоденькую девушку, отпустили, а Владимира Обнорского отправили на 5 лет в концлагеря. Я очень благодарна этой женщине за ее рассказ.

Фигуркина Павла Алексеевна, которая к нам относилась как к своим родным, оказалась старостой церкви, в которой служил Владимир Обнорский в с. Устье. Об этом я узнала позже, из документов, которые находятся в ФСБ Вологодской области, про делу Владимира Обнорского.

Источники

Личное дело В. Обнорского. ГАВО, ф. 496, оп. 2, д.846, 859, ф. 528, оп. 1, д. 124-а.

ГАВО, ф. 53, оп. 2, д. 105.

ГАВО, ф. 1041, оп.1, д. 757 – 20 листов. Начато 17 декабря 1919 г., окончено 3 января 1920 г.

ГАВО, ф. 53, оп. 2, д. 481.

ГАВО, ф. 53, оп.2, д. 168.

ФСБ Вологодской области. АУД П-11892.

За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). - 2006. - С 377.

Журнал Московской патриархии, 1958 г., №7.

Вологодские епархиальные ведомости за 1918 г.