Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Кяндский приход

Родионов А. В. Материалы по истории Кяндского прихода Онежского уезда Архангельской губернии.

Первое упоминание кяндской церкви Петра и Павла находим в сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова (1556 г.): «В той же волостке в Кянде погост, а в нем церков Петр и Павел» 1. Кяндская церковь во имя Богоявления Господня упоминается в Переписных книгах 7154-7155 гг (1646-47) («Погост на реке на Кянде, что была прежде деревня Михайловская. На погосте церков Богоявления, один двор пономарский…» 2). В списке древних церквей Архангельской епархии датой построения Кяндской Богоявленской церкви указан 1668 г. 3 Самостоятельный приход открыт 16 июня 1897 года. В приходе было две церкви: летняя, построенная во второй половине XVII в., с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя апостолов Петра и Павла (1668 г. 4); вторая - зимняя, построенная в 1883 г. петербургским купцом Николаем Полежаевым при участии прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В зимней церкви было 5 престолов: главный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя Благовещения, левый - во имя вмч. Георгия, и два в трапезе - во имя Николая Чудотворца и во имя св. Александра Невского.

По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдaнов-Карбатoвский (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.) описывали в Ворзогорском приходе тёплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» 5.

Приписная церковь: в посёлке Солозеро (в 1901 г. - 14 дворов), где сначала существовала часовня во имя апостолов Петра и Павла. Эта часовня была заменена новой, более обширной, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, поставленной на берегу озера. В 1888-1889 г.г. к часовне были пристроены алтарь, паперть с колокольней над ней, и часовню обратили в церковь. Освящена она была в 1891 г. Средства для устройства церкви в 1886 г. вызвался собрать крестьянин с. Кянда Михаил Мосеев. Получив разрешение на это, он отправился в Петербург с Тихвинской иконой Богоматери и в течение 5 лет трудился по сбору пожертвований. Храмовая икона считалась явленной и чтилась как чудотворная. 23 апреля 1900 г. Солозерская церковь пострадала от пожара 6.

В приходе состояли село Кянда, выселок Кяндозеро и дер. Солозеро; в 1888 г. - 1001 прихожанин.

Священники

Евгений Иосифович Синцов Служил в 1873-1888 г.г.
Андрей Прокопьевич Иванов (*ок. 1852) Окончил курс Архангельской духовной семинарии. В сане священника с 14.09.1876. Служил с 15.10.1887. Упоминается в 1896 г.
Александр Гасконский Служил до 2 декабря 1912 г. Со 2 декабря 1912 г. исключен из списков священиков Кяндского прихода за смертью 7.
Михаил Лысков 8 Служил до 6.10.1917.
Леонид Вaсильевич Ивaновский (*1882) Родился в с. Пурнемa Онежского у. Aрхaнгельской губ. Сын священникa Пурнемского прихода Василия Иоанновича Ивановского (*ок. 1849 - †7.08.1912 9). В 1903 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. 1 год трудился учителем в Чaкольской сельской школе Пинежского у. Aрхaнгельской губ., в 1904 г. рукоположен в сан священника 10. С 1904 по 24 ноября 1922 г. священник Кяндского прихода, благочинный в 1917-1923 гг. 11 В 1923 г. награжден скуфьей 12. В августе 1923 г. осужден выездной сессией Архгубсуда к 5 годам тюремного заключения со строгой изоляцией («срок наполовину сокращён по октябрьской амнистии») и к 2 годам высылки из Онежского уезда по отбытии наказания 13. Дальнейшая судьба неизвестна.

Диаконы

Василий Андреевич Ивановский С 1888 по 18197 и вновь 1912 учитель пения в Кяндской церковно-приходской школе.

Пономари / Псаломщики

Иван Егорович Пасторов (*ок. 1839-41 - †после 1922) Уволен из высшего отделения Архангельского духовного училища. Затем в псаломщик в Лямце. В Кяндском приходе с ноября 1869. Упоминался в 1887, 1888, 1895 г.г. В 1913-14 г.г. - за штатом. В 1885 г. просил о вспомоществовании в связи с неурожаем 1884 г., в 1913-1914 г. за штатом, проживал в Кянде, пенсия 44 р. 10 коп. 14 В 1922 г. жил в Пурнеме
Жена: Стефанида Иосифовна (*ок. 1843-46).
Алексей Денежков (Денежников) 15Служил в Кяндском приходе с 25.04.1912 16 до 11.09.1914. Согласно просьбе от службы отставлен.
Михаил Петрович ПотошинРодился 29 сентября 1897 г. в д.Химаново Шенкурского у. Архангельской губ. Сын священника. По настоянию родителей с 1912 по 1914 г. был послушником в Соловецком монастыре. В Кяндскои приходе с 11.09.1914 17. В 1914-1919 г.г. - псаломщик Шеговарского прихода, Шенкурский у., в 1919 г. мобилизован в Красную армию, в 1921 г. возвратился в свой приход. В 1926 г. рукоположен в дьяконы и в том же году в священники. В 1926-1928 г.г. – священик Нижмозерского прихода. 18 июня 1928 г. арестован в с. Нижмозеро. 7 сентября тройкой ОГПУ за контрреволюционную агитацию осуждён на 3 года. Скончался 31 марта 1930 г. в заключении в г. Кемь. 18
Александр Дмитриев Был псаломщиком в Лямецком приходе. В Кяндском приходе с 4.08.1916 19.

Старосты

Федор Михеевич Ануфриев 20 Крестьянин. Утверждён 11 февраля 1915 г. Ушёл с должности не ранее 1917 г.

Составил А. В. Родионов.

Сокращения

АЕВ - Архангельские епархиальные ведомости

Примечания

1 Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Ред. П.А. Колесников. - Вологда, 1981.

2 Богословский М. Земское самоуправление на Русском Севере. - 1909. - Т. 1. - С. 19.

3 АЕВ. - 1889. - №1.

4 Список церквей и приходов Архангельской епархии. – АЕВ. - 1889. - №1.

5 ГААО. - Ф. 29. - Оп. 4. - Ед. хр. 2433. - Л. 12 – Цит. по: Кольцова Т. М. Онежские иконописцы XVIII в. Богдановы-Карбатовские // III Грабаревские науч. чтения. 28-30 нояб. 1996 г. - М., 1995. - С. 5-6.

6 АЕВ. - 1901. - №17.

7 АЕВ. - 1913. - №1.

8 АЕВ. - 1917. - №№6-7, 21.

9 АЕВ. - 1913.- №8.

10 Зa веру Христову: Духовенство, монaшествующие и миряне Русской Прaвослaвной Церкви, репрессировaнные в Северном крaе (1918-1951). Биогрaфический спрaвочник/ Сост.: С.В. Суворовa. - Aрхaнгельск, 2006. - С. 193.

11 Как благочинный упоминался в АЕВ, 1918, №3 от 15 февраля 1918 г. и в «Красной Онеге» от 12 августа 1923 г. В последней в статье «Отрыжка тихоновщины» описывается суд над отцом Леонидом Ивановским: «На скамье подсудимых Кяндский благочинный Ивановский – типичная иллюстрация к «божественным» стихам Демьяна Бедного. Длинные волосы, жидкая бородка и речь в церковном стиле. Обвиняется в контрреволюционной агитации с амвона. <…> Весной прошлого года в проповедях Ивановский внушал пастве:

1). Карлы Марксы, Энгельсы, Ренана (так в газете! - А.Р.), Штраусы, Гегели и прочие безбожники купно с теперешними вождями Советской России сойдут оплёванные под хохот толпы со сцены и наступит царство истинных служителей бога (проповедь в Кянде).

2). Большевики-антихристы, гонители веры и грабители. Они ограбили церкви под видом помощи голодным, но, вот увидите, они всё загребут в собственный карман. Верующих в Лямце Ивановский обругал дураками за то, что они отдали в Помгол церковные ценности.

3). Продналог вносить не следует, потому, что он непосилен, а главное, поддерживает у власти большевиков (проповедь в Кянде и в Нижмозере). <…>

На суде он очуствовался и стал доказывать <…>

- Ни при царе, ни в эпоху смятения (т.е. после октябрьской революции) не занимаюсь политикой. Я ни на одном сходе, ни на одном собрании не был. Бога призываю в свидетели – не был. Своими малыми силами я служил только церкви.

Ивановский был искренен. Да, он не занимался политикой и служил только церкви, но в том то и суть, что дело православной церкви было подменено у него черносотенством и монархизмом, которым он и служил. <…>

Выступай на суде главными свидетелями обвинения коммунисты, поза Ивановского, по крайней мере в глазах верующих, была бы выигрышной. Оклеветали, мол, гонители, они же судят. Но тут почти что свои «зарезали». Решающее значение для суда, как это основательно подчеркнул помпрокурора Сурский, явились показания почтенного кооператора, члена культа верующих и любителя церковного пенья Ф. Кубачина и не менее почтенного и религиозно настроенного бывшего учителя в Кянде Н. Бубнова.

Ни личных счетов, ни идейного раздражения суд не мог усмотреть у этих свидетелей. Особенно четки и убийственны были показания Бубнова, не оставлявшие сомнения в контрреволюционной работе Ивановского.

Другой учитель из Кянды Симаков,явный благожелатель Ивановского, всё время предупреждавший его «о слежке и грозящей опасности», хотел было подорвать значение показаний Бубнова, но безнадежно влип. Он заявил, что Бубнов давал свои показания на предварительном следствии под нажимом и будто-бы жаловался ему Симакову и другим лицам на это обстоятельство.

Бубнов отверг выдумку, заявив, что он свободно, без всяких стеснений и понуждений давал показания следователю. По поводу показаний Симакова будет возбуждено особое дело.

Защитник Ивановского Я. Моторин, не будучи профессионалом, юристом, прекрасно вел защиту. Он старался свести всё дело к борьбе идеологий христианской и материалистической, естественно исключающих друг друга. Уж если стоит судить Ивановского, говорил он, то разве по 73-й статье, предусматривающей разглашение ложных и непроверенных слухов. Такими ложными слухами, по конструкции речи защитника, являются непроверенные наукой сведенья в евангельях Матвея, Марка, Луки и Иоанна, т.е. идеология христианства. Невольно получилась очередная шутка из «Крокодила». Но что же мог поделать защитник в своем «крокодильском» положении, когда контрреволюционность Ивановского доказали не противники, а идейные сторонники.

Речь обвинителя была короткой, сжатой и строго основанной на фактах, от которых нельзя было отыграться «неправильными сведеньями». Сведенья оказались точными: батюшка играл на христианскую контрреволюцию.

Отзвук этого сказался и в его последнем слове.

-Если вы оправдаете меня, то народ будет думать, что у нас есть праведный суд, а если осудите, он будет думать, что нет праведного суда. А я, коли меня осудят, скажу; «Блаженны вы есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мне ради».

По объявлении приговора многочисленная публика могла бы продолжить приведенный Ивановским текст:

«Радуйтеся и веселитеся яко мзда ваша многа на небеси», а здесь пожалуйте в тюрьму за контрреволюцию для размышлений.

Суд приговорил Ивановского к 5 годам тюремного заключения со строгой изоляцией (срок наполовину сокращён по октябрьской амнистии) и к 2 годам высылки из Онежского уезда по отбытии наказания. Подпись: Крюк.

12 АЕВ. - 1913. - №8.

13 «Красная Онега», №30 (84) от 12 августа 1923 г.

14 АЕВ. - 1913. - N21. -С. 155.

15 АЕВ. - 1914. - №19.

16 АЕВ. - 1913. - №2.

17 АЕВ. - 1914. - №19.

18 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск. - 2006. - С.453.

19 АЕВ. - 1916. - №8.

20 АЕВ. - 1917. - №5.

Смотрите также

Кяндский приход