Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Юрьевогорский приход

Юрьевогорский приход Онежского уезда Архангельской епархии

Юрьевогорский приход расположен на границе с Пудожским и Повенецким приходами Олонецкой губернии, в 380 верстах от г. Архангельска, в 150 в. от г. Онеги, в 49 в. от Калгачинского прихода. В состав его входят четыре деревни: Батюковская, в коей стоит приходский храм, Носовская - в 3-х верстах от приходского храма, Коркольская в 12 в. и Луздская с приписной в ней церковью в 20-ти. Сообщение с последними тремя деревнями затруднительно весной и осенью. Жителей в них к 1 янв. 1895 г. состояло 257 м. п. и 294 ж. п., дворов 96.

Юрьевогорский приход образовался из упразднённой в 1764 г. Дамиановой пустыни. Основателем же последней был преподобный Дамиан, родившийся в конце XVI ст. от благочестивых родителей - Иерофея и Марии в д. Матвеевке нынешнего городецкого прихода Онежского у. и во св. крещении наречённый Диомидом. пятнадцатилетним юношей, с благословения своих родителей, он удалился в Соловецкую обитель и двадцати лет принял монашество с именем Дамиана от игумена Антония (1605-1612 г.г.). Проходя разные послушания, он нередко удалялся из обители в глубь Соловецкого острова, ради уединения и безмолвия к пустынножителям, из коих более известными в то время были: Ефрем Черный, Никифор Новгородец, Алексей Калужанин, Тихон Московитянин, Феодор Рязанец, Тимофей, Александр, Никифор, Порфирий, Трифон, Севастиан и Андрей, 58 лет, спасавшийся в пещере и питавшийся только былием и водой. Вместе с Дамианом отошёл из обители в пустыню, при игумене Иринархе, необходимый для иноков больничный келарь Кирик. Тогда братия принесла настоятелю жалобу на то, что многие оставляют обитель ради пустынножительства вопреки уставу препод. Зосимы. Вследствие этого многие пустынники и преп. Дамиан в числе их должны были вернуться в монастырь. Через год после этого преп. Дамиан, видя нерасположение к себе со стороны братии и ища пустынножительства, решился оставить Соловецкую обитель и на малой лодочке приплыл к устью р. Онеги. Поднявшись вверх по реке, он желал было поселиться близ Почиозера, у озер Вананских или у Кенозера на Тыр-Наволоке, но, не принятый местными жителями, удалился к горе Юрьевой и тут, на восточной стороне её, близ озера устроил себе келию и водрузил крест. Недолго, впрочем, оставался преп. Дамиан в любимом уединении: молва о нём вскоре же разнеслась по селениям и привлекла к нему многих ревнителей иноческого житья, из коих первым был его ученик Прохор. Тогда препод. Дамиан отправился в Москву и от великой старицы Марфы Иоанновны получил всё нужное для церковного строения, а от Новгородского митрополита Киприана - храмозданную грамоту, антиминс и иеромонаха для священнослужения, и устроил две деревянные церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, другую - в честь Введения во храм Пресв[ятой] Богородицы с приделом во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Так положено было начало Дамиановской Свято-Троицкой пустыни, которая тогда же приписана была к Каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю и затем, при учреждении штатов, была упразднена и обращена в приходскую церковь. Основатель её, преп. Дамиан, прибыв в Каргополь по делам своей обители, почувствовал близость своей кончины и, приняв схиму с именем Диодора, скончался в 1634 г. Тело его, погребённое сначала в Каргополе, чрез два месяца перенесено было его учеником Прохором в основанную им обитель и снова предано земле.

Основанные преп. Диодором Свято-Троицкий и Введенский храмы сгорели от молнии в 1790 г. Вместо них устроена одна деревянная же семиглавая двухэтажная церковь, существующая до настоящего времени. Постройка её начата была в 1792 г. В 1890 г. церковь эта была значительно ремонтирована исключительно старанием бывшего священника о. Пятницкого. В верхнем, холодном, этаже её два, рядом стоящие, престола: Свято-Троицкий и Введенский, освящённые 18 и 19 декабря 1803 г. тогдашним благочинным, священником Ворзогорского прихода Иоанном Димитриевым, а в нижнем этаже один престол Зосимо-Савватиевский, устроенный в 1847 г. Здесь под спудом покоятся мощи преп. Диодора,; над ними деревянная рака и часовня. В одной связи с церковью стоит одновременно с ней устроенная колокольня, обнесённая деревянной оградой, сооружённой на средства (206 р. 50 к.) прихожан в 1892 г.

Утварью и ризницей церковь эта бедна. В пользу церкви имеется небольшой участок покоса на 8-10 возов сена, пожертвованный лет 70 тому назад бывшим священником Захарием Семёновым (его собственной расчистки) и дающий арендной платы до 2-х рублей, и небольшое место, на котором стоит ныне мельница одного крестьянина, вносящая в церковь 50 коп. в год. Капитала на содержание церкви нет, кроме 162 руб., собранных бывшим священником о. Пятницким на устройство металлической раки над мощами преп. Диодора и возросших ныне до 180 руб. Кружечно-кошелькового сбора в 1894 г. поступило 9 руб. 64 коп., свеч продано 2 п. 11 ф. на 141 р. 16 коп., из коих чистой прибыли поступило 66 р. 66 к.

Кроме приходской церкви имеется в приходе приписная Птеропавловская церковь в дер. Луздской, в 20 верстах от приходской, устроенная на казённые средства и освящённая в 1854 г., а в 1884 г. и 1885 г. значительно ремонтированная. Кроме приписной церкви есть ещё две часовни; из них одна в честь преп. Диодора, близ приходской церкви, устроена в 1820 г. приходским диаконом Александром Васильевым на его собственные средства (113 р. 40 к.), а другая - Крестовоздвиженская - бывшим священником о. Петром Пятницким на его средства (72 р. 80 к.) также в 1820 г. на месте биения преп. Диодора монахом Феодосием, в 1 версте от приходского храма.

Для обучения детей 5 окт. 1885 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в собственном удобном и поместительном доме, нарочито для неё устроенном в 1887 г. старанием бывшего священника о. Пятницкого.

Во владение причта, состоящего из священника и диакона, от упразднённой Юрьевогорской пустыни перешли 120 дес. пахотной и сенокосной земли, большая часть которой совсем запущена. Жалованья священник получает 140 руб. и псаломщик 56 руб., доходов за требоисправления на причт от 120 р. до 150 р. Готовая квартира имеется только для священника и помещается в особом доме, выстроенном на средства прихожан в 1888 г. вместе со всеми необходимыми службами. Псаломщик (в сане диакона) живёт в своём собственном доме, устроенном из казённого леса.

Приходским священником ныне состоит Пётр Александров Денежников 49 л., уволенный из средн[его] отделен[ия] арх[ангельской] семинарии, бывший сельским учителем с 1868 г. до 1876 г., а затем поступивший в священники с 28 февр. 1876 г., на занимаемом месте с 1 янв. 1893 г. Диакон на вакансии псаломщика Александр Филиппов Васильев, 43 л., уволен из средн[его] отделен[ия] арх[ангельского] училища, на службе с 20 дек. 1869 г., на занимаемом месте с 18 сент. 1880 г., а в сане диакона с 26 авг. 1886 г.


Извлечено свящ. Смирновым из рапорта бывшего приходского священника Вас. Шангина на имя дух. консистории от 24 ноября 1879 г. и из клировой ведомости за 1894 г.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 27-30.

Смотрите также

Юрьевогорский приход