Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Унежемский приход

Унежемский приход Онежского уезда Архангельской епархии

Унежемский приход находится в 80 верстах от г. Онеги, 30 верстах от Кушерецкого прихода и 31 версте от Нюхотского прихода Кемского уезда и стоит на берегу Онежского залива. Приход состоит всего лишь из 80 дворов и жителей к 1896 г. насчитывается 259 м. п. и 295 ж. п.

Время образования прихода неизвестно, так как документов об этом никаких нет, вероятно, они сгорели при пожаре церкви в 1812 г. Сколько лет существовала сгоревшая церковь и были ли ещё ранее её другие, неизвестно, известно только то, что церковь эта была во имя Николая Чудотворца. В 1813 г. прихожанами на месте сгоревшей церкви построена была часовня также во имя св. Николая, а в 1826 г. к ней пристроен алтарь, и часовня обращена в церковь, которая и освящена 3 дек. того же 1826 г. От пожара 1812 г. уцелела колокольня, которая существует и ныне. Как церковь, так и колокольня деревянные, обшиты тёсом и окрашены жёлтой краской. Церковь однопрестольная (во имя Николая Чудотворца) имеет вид корабля, одноглавая. Из утвари церковной есть только самое необходимое. Самостоятельным Унежемский приход считается с 1848 г., а до того времени заведывали им священники Кушерецкого прихода. По рассказам старожилов до времени утверждения самостоятельного прихода, в Унежемском селе, на том месте, где ныне стоят причтовые дома, были постройки Соловецкого монастыря; в них жили иноки и занимались солеварением, а также принимали пожертвования, которые по большей части состояли из домашних животных, и в известное время эти жертвования препровождали в Соловецкую обитель. Около 60-х годов солеварением занимались и местные крестьяне, но по малодоходности это занятие оставили и утремились на морские промыслы, на Мурманский берег; промысл этот и служит главным пропитанием и занятием.

Летом 1890 года усердием крестьян вокруг церкви устроена деревянная решётчатая ограда. Для поддержания церкви и причтовых домов в 1888 г. открыто церковно-приходское попечительство.

В полуверсте от церкви, на высокой каменной горе под названием "Вараки" находится деревянная часовня во имя Николая Чудотворца. Часовня эта устроена местным крестьянином Никоном Акиловым, который, как рассказывает сын его, во время своей болезни услышал голос: "если построишь часовню, то выздоровеешь". Акилов дал обещание, после чего стал быстро поправляться. Часовня была выстроена в 1823 г.; до 1890 г. ею заведывали строители её, а с этого года она перешла в ведение приходской церкви.

Для обучения детей в приходе открыта церковно-приходская школа в 1887 г. и до 1894 г. она помещалась в наёмных квартирах, а с этого года имеет собственное помещение, устроенное на средства попечительства и о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, от которого поступило 400 руб. Дом этот двухэтажный, в верхнем этаже его помещается священник, а внизу школа. (Для псаломщика есть особый старый дом). Для учительницы также устроено помещение, состоящее из одной комнаты и кухни. До 1894 г. обучением занимался священник, а с 1894 г. учит детей учительница, священническая дочь Анисия Поликина, кончившая курс в епархиальн[ом] женском училище, с жалованьем в 120 руб. из училищного совета. Закону Б[ожьему] и церковному пению обучает местный священник безмездно; (с 15 янв. настоящего года пение взял на себя псаломщик). На содержание школы местными прихожанами ежегодно ассигнуется 53 рубля.

Земли во владении причта около 2,5 десятин, из этого количества земли под хлебопашеством только на 3 пуда, остальное сенокос. Для содержания причта с 1895 г. положено жалованье от казны: священнику 300 р. и псаломщику 100 р. Доходов за требоисправления в год получается около 120 руб. Причтовых капиталов нет, а в церкви есть 150 руб. Церковь содержится на прибыль от свечей, которых в год продаётся до 2,5 пуд.

С основания прихода священники были следующие: 1) Феодор Иванов Васильев с 1848 г. до 18 сент. 1849 г., 2) Афанасий Евфимов жил 2 недели и умер на своей родине в Тамице, 3) Иоанн Иванов Ульяновский с 1 июня 1850 г. до 1852 г., 4) Иоанн Григорьев Плотников 1852 г. и в том же году выбыл в Кушерецкий соседний приход, 5) Василий Иванов Кононов, переведён в 1852 г. из Кушерецкого прихода, 6) Карп Дмитриев Васильев жил в Унежемском приходе до 1868 г., 7) Григорий Дьячков, 8) Аникита Попов, 9) Михаил Федоров, 10) Иаков Макаров - жили в промежуток времени 1868-1874 г.г., 11) Павел Михайлов Васильевский с 6 дек. 1874 г. по 15 июля 1876, 12) Самуил Фёдоров Поликин с 1 окт. 1876 г. до смерти 10 окт. 1877 г., 13) Александр Петров Поликин с 1876 г. до 1887 г., 14) Флегонт Васильев Печенгский с 1887 г. по 1894 г. - переведён в Колежемский приход Кемского уезда.

Нынешний состав причта: священник Василий Лукин Соколов, 25 л., кончивший курс в двухклассном приходском уилище; на епархиальной службе с 1888 г., на настоящем месте с 1895 г. 17 янв. Псаломщик Виталий Фёдоров Синцов, 30 л., кончивший курс духовн. училища, в настоящем приходе с 1884 года.


Составлено местным священником В. Соколовым.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 24-26.

Смотрите также

Унежемский приход