Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Кушерецкий приход

Кушерецкий приход Онежского уезда Архангельской епархии

Кушерецкий приход находится в 293 верст. от г. Архангельска, в 61-ой в. от г. Онеги, в 16-ти от Малошуйского прихода и в 30-ти от Унежемского. Расположен он по берегам небольшой речки Куши или, точнее, на острове, образовавшемся при впадении этой речки в Онежский залив. В состав прихода входит одно село Кушерецкое, в коем в 1894 г. было 264 двора, 666 душ муж. п. и 848 ж. п. Прихожане, особенно женщины, в значительной степени заражены расколом, проникшим сюда, вероятно, из Соловецкого монастыря и с берегов р. Выга.

Приходской храм стоит на другом от села берегу и сообщение с ним во время ледоплава затруднительно.

КОгда образовалось Кушерецкое селение и кто были его первые поселенцы, неизвестно. Судя же по грамоте (копия в памятной книге) Афанасия, архиеп[ископа] Холмогорского и Важеского, на имя Соловецкого архимандрита Фирса, келаря Иннокентия и казначея Варсонофия от 7204 (1696) г. об устроении новой Успенской церкви вместо прежней, неизвестно когда построенной и затем сгоревшей, можно полагать, что описываемый приход существовал издавна и был вотчиной Соловецкого монастыря. Ещё и теперь старожилы помнят о монастырских постройках в селении, от которых до настоящего времени не сохранилось, однако, никакого следа. Упомянутая Успнская церковь освящена была Соловецким архимандритом Фирсом с несколькими иеромонахами и иеродиаконами 3 авг. 1700 г. исуществовала до 3 апр. 1811 г., когда сделалась жертвой пожара. Одновременно с первой Успенской церковью, сгоревшей в конце XVII стол., в Кушерецком приходе был другой храм в честь Вознесения Господня, построенный в 1669 г., по всей вероятности, самими прихожанами при пособии со стороны Соловецкого монастыря. Существует предание, что при начале постройки вышел между тогдашними жителями спор о месте, где лучше и удобнее поставить церковь. Не придя ни к какому решению, они спустили первое дерево вниз по реке и порешили строить церковь там, где остановится дерево, последнее же остановилось у того места, где теперь и стоит церковь. Храм этот вначале был холодным, но когда сгорела тёплая Успенская церковь (3 апр. 1811 г.), то в 1826 г. к трапезе Вознесенской церкви были приделаны пристройки с северной и южной сторон и в южной пристройке был помещён придельный алтарь во имя Успения Богородицы, который освящён был 30 декабря 1830 г. Пристройка же с северной стороны служила долгое время церковной кладовой, и только в 1860 г. была приспособлена для придельного храма, каковой и был освящён 15 дек. 1860 г. во имя св. Богоявления Господня тогдашним благочинным Иоанном Поповым при участии священников Александра Васильева, Василия Дмитриева, Михаила Васильевского и Василия Кононова. В верхнем этаже первоначально было два храма: св. прор. Илии и вкмч. Параскевы; алтари стояли рядом один с другим, а средняя часть была малопоместительна. Для увеличения её эти два храма в 1881 г. были соединены в один, причём алтарь помещён в куполе, так что место для молящихся стало значительно просторнее. Таким образом в описываемом храме, бывшем четырёхпрестольном, теперь три престола: в нижнем этаже один в честь Успения, а другой - Богоявления, и в верхнем - в честь пророка Илии и великомученицы Параскевы.

Придельные храмы, увеличив шириу церковного здания, изменили первоначальную форму четырёхугольника, каковой представляла из себя Вознесенская церковь. Алтарь выступает из главного здания четырёхугольником, закрыт он деревянным куполом на два ската; средняя часть храма закрыта также деревянным куполом на 4 ската, увенчанным пятью главами; трапеза же и придельные храмы закрыты простой деревянной крышей на два ската.

Не так давно всё церковное здание обшито тёсом и окрашено белилами; но теперь, вследствие осадки здания, обшивка отстаёт и коробится, а окраска совсем облезла. Крыша над придельными храмами, не будучи окрашена, положительно сгнила и пропускает течь в церковь.

В главном храме, во имя Вознесения Господня, иконостас четырёхярусный, деревянный, простой работы, крашенный, только царские врата, колонны у них, у храмовой иконы, иконы Пресв. Богородицы резные, позолочены на мардан. Стены в алтаре и в средней части храма обтёсаны и оклеены обоями. В придельных храмах иконостасы деревянные, в два става, простой столярной работы, крашены; потолок поддерживается пятью столбами.

В настоящее время описываемая церковь нуждается в безотлагательном ремонте как с внешней стороны, так и с внутренней; средств же к этому нет никаких: ни капиталов,ни каких-либо имений церковь не имеет; единственный источник содержания её - кружечный сбор (до 30 руб.) и прибыль от продажи свеч (3,5 п.); но этих средств с трудом хватает для удовлетворения насущных потребностей (покупка муки, вина, ладана и пр.). Точно так же церковь нуждается как утварью, так и ризницей. Есть церковная и противораскольническая библиотеки, но недостаточны. Из церковной утвари сколько-нибудь достойны внимания по древности: оловянный потир с такими же принадлежностями, сделанный, как видно из надписи на нём, коштом Соловецкой обители архимандрита Геннадия в 1752 г., и напрестольное Евангелие Московской печати 1663 г.; на полях внизу надпись полууставом: "дарю сию книгу св. Евангелие в церковь Николы Чудотворца, старец Силиверст, постриженник Соловецкого монастыря по себе и по родителех".

Отдельно от церкви, с северо-западной стороны от неё, стоит деревянная двухъярусная колокольня, устроенная в 1854 г. и окружённая вместе с зданием храма деревянной оградой, ныне уже полуразрушившейся.

Для поддержания зданий церковных в 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство, располагавшее в 1894 г. 350-ю рублями. Для образования детей 4 ноября 1861 г. открыто сельское одноклассное училище, в коем в 1893/4 учебн. г. обучалось 41 мальчик и 7 девочек. Кроме того, существует мореходный класс для теоретического и практического ознакомления местных жителей с мореходным делом.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, источниками содержания имеет: жалованье от казны в 200 руб., доходы за требоисправления в таковой же приблизительно сумме, и пахотный и сенокосный участок земли в 6 десятин. Священник живёт в общественном доме, устроенном в 1890 г. и ещё не приведённом в порядок, а псаломщик - в наёмной от общества квартире.

Из служивших при церкви священников по памятной книге 1822 г. известны следующие: 1) Епимах Кононов с 1694 по 1738 г., 2) Михаил Кононов с 1738 г. до 1756 г., 3) Василий Кононов с 1756 г. до 1788 г., 4) Иван Кононов с 1788 г. до 1821 г., 5) Василий Кононов с 1821 г. - 1846 г., 6) Михаил Павловский с 1846-1849 г., 7) Василий Кононов (вторично) с 1849-1852 г., 8) Иоанн Плотников с 1852-1855 г., 9) Иоанн Попов, временно исполнявший обязанности священника по ноябрь 1856 г., 10) Алексей Ежев - с конца 1856 г. по апр. 1859 г., 11) Александр Васильев - с 1859 до 1863 г., 12) Пётр Тырыданов с 1863-1866 г., 13) Дмитрий Козмин с 1866 г. до 1870 г., 14) Евгений Синцов - с 1870 г. до 1873 г., 15) Самуил Поликин с 1874-1876 г., 16) Андрей Покровский с 1876 г. до 1882 г.г и 17) Пётр Денежников с 1882 г. до 1892 г.

Ныне священником состоит Авенир Титов, 25 л., студент семинарии, на службе с 1892 г. При нём псаломщик Михаил Титов, 21 г., уволенный из 3 кл. духовного училища, на службе с 8 авг. 1894 г.


Составлено приходским свящ. Авен. Титовым и редактировано свящ. Смирновым.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 20-24.

Смотрите также

Кушерецкий приход