Православные приходы и
монастыри Севера

Священник Кольского собора о. Георгий Кириллович Терентьев. Некролог.

12 сентября с. г. скончался в Коле, после продолжительной болезни, от старческой дряхлости заштатный священник Кольского собора о. Георгий Кириллович Терентьев.

По получении известия о смерти к умершему о. Георгию прибыл заштатный протоиерей Кольского собора Александр Попов и совместно со священником Кильдинского прихода Александром Голубковым «опрятали тело» по чину и облекли в священнические одежды белого глазета, заготовленные самим почившим. Для совершения первой панихиды прибыл местный настоятель собора с причтом, которую совершили соборне при стечении большого числа колян. По окончании панихиды настоятель собора начал чтение Евангелия над умершим, продолженное о.о. Поповым, Голубковым. В следующие дни были совершены панихиды, привлекавшие многих жителей г. Колы, так как почти все они знали и уважали покойного о. Георгия, который около 5 лет священствовал в Коле – с 1871 года по 1875 год.

Память о почившем о. Георгии должна быть почтена за его более полувековое служение церкви Божией преимущественно в северных окраинах нашей епархии – Печорском и Александровском уездах, при самых в то время суровых и тяжелых условиях существования. Живущие ныне не могут себе и представить тех условий жизни, при каких проходил служение почивший во вверяемых ему приходах. Ныне почти все приходы и селения Печорского и Александровского уездов связаны как с г. Архангельском, так и между собою удобством путей сообщения – срочными рейсами пароходов, чего лет 30-40 не было и в помине. Не говорю про Печорский край, мало знакомый, но знаю, что в прежнее время только зимним путем и можно было проехать туда на приход. Служба – же в Александровском уезде и ныне не представляет никаких удобств для служащих в нем, кроме лишений, почему правительство привлекает и поощряет на службе гражданских чинов разными льготами и привилегиями от полуторного жалования до обучения детей и отправки даже на казенный счёт в учебные заведения. Покойный – же как и всё духовенство, безропотно нёс службу без всяких льгот и привилегий. К служению почившего можно отчасти применить слова Апостола Павла: "Он много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях в пустыне (в тундрах Лапландии), на море, в труде и изнурений, в голоде, жажде, на стуже"… и о многих трудах мог бы рассказать почивший, если - бы любил хвалиться ими. Достаточно взглянуть на его послужной список, чтобы видеть в каких неприютных приходах он проходил своё многотрудное служение, усугублённое ещё положением вдовца.

Отец Георгий, сын чтеца, обучался в Архангельском духовном училище и семинарии, дошел до философского класса, откуда и вышел, поступив на службу псаломщиком в 1845 году в Онежский уезд; в 1851 году посвящён в сан диакона к Мезенскому собору, а в следующем году в сан священника в самый дальний – Куйский приход Мезенского (ныне Печорского) уезда, где прожил 8 лет, следующие два года священствовал в Архангельском и Пинежском уездах, и в 1861 году перемещается в Нотозерский приход, Кольского (ныне Александровского) уезда, и в этом неприветливом крае Лапландии он, о. Георгий, безвыездно прожил более 40 лет, пребывал почти во всех приходах благочиния. Кроме приходских обязанностей, он исполнял службу духовника, следователя, благочинного, командировался на Мурманский берег для исполнения треб у рыбопромышленников и колонистов, а 1855 году был в ополчении по защите запечорского края. За свою свыше полувековую службу от был удостоен духовных наград от набедренника до наперсного креста и – ордена св. Анны 2-й степени. Так же он имел крест, украшенный камнями, от духовенства и почитателей по случаю 50-летию юбилея в священном сане. Все, с кем приходилось ему сталкиваться на жизненном пути, его любили и уважали за простоту и незлобие.

На вынос тела и отпев собралось много народа, и все со вниманием и умилением слушали трогательный чин погребения, совершенный настоятелем собора прот. А. Шиловым в сослужении заштатного протоиерея А. Попова и священника Кильдинского прихода А. Голубкова.

При этом были произнесены надгробные слова настоятелем собора о. А. Шиловым и прот. А. Поповым.

Источник

Архангельские епархиальные ведомости, 1904 г., №23, декабрь.