Православные приходы и
монастыри Севера

Приход Ковжский, 7 класса

[История]Сретенская Ковжская церковь с селом находится на устье реки Ковжи, впадающей в Бело-озеро, и все угодия приходских людей, особенно сенные покосы, расположены по реке Ковже. Как приход сначала образовался, какие были замечательные деятели, как в устроении прихода, так и во влиянии своём на дела церкви в первоначальный период её существования, - неизвестно. Верно то, что он существовал до 1761 года, и до того времени был крайне беден и заставлял своих церковнослужителей терпеть всевозможные недостатки. Но сколько времени он бедственно существовал до 1761 года, опять неизвестно. С 1761 года Ковжские церковнослужители, вследствие прошения своего, по указу из Вологодской духовной консистории от 30 мартаза №1986, получили землю, достаточную для пропитания, в количестве 15 десятин. В указе есть намёк на то, что церковнослужители Ковжского прихода получали пропитание от Николаевского монастыря, - по памятникам, от теперешней церкви находящегося в 100 саженях, - а с уничтожением его вынуждены были необходимостью просить у начальства помощи. Далее, до 1780 года, именно в течение 19 лет, судьба прихода Ковжского неизвестна. Архив церковный не имеет никаких метрических, ни росписей исповедных, ни указов тех годов. Только с 1780 года говорится о каменной церкви, с этого времени доныне приход "Ковжа" самостоятельно существует. Мы упомянули несколько о влиянии монастыря Николаевского на жизнь церковнослужителей Ковжского прихода. Это заставляет сказать о монастыре, тем более, что всё, прежде бывшее монастырское, теперь сделалось Сретенским Ковжским достоянием. - Приход Ковжа стоит на месте и на угодьях Николаевского монастыря. Монастырь Николаевский, как можно судить по копии с грамоты 1 царя Михаила Феодоровича, находящейся в архиве Ковжской церкви, основан игуменом Ростовского Борисоглебского монастыря Петром и затворником старцем Иринархом, но время основания его неизвестно. Копия даёт знать, что Борисоглебский Ростовский монастырь имл тархальные царские грамоты, а основании коих имел вотчину свою на берегу Бела-озера к реке Ковже и на реке Ковже, - в тех именно местах, где теперь находится приход Ковжский; имел право производить рыбную ловлю на Беле-озере и свободен был от всякого внешнего насилия и притеснения. Причина, по которой был основан монастырь, можно предполагать, следующая: Ростовскому Борисоглебскому монастырю, по делам земли и рыбной ловли, нужно же было иметь кого-либо постоянно на устье реки Ковжи, кто бы наблюдал за его владениями; для этого построены были братские кельи, и так как монашествующим неприлично было жить без храма, как и вообе подворью известного богатого монастыря, то для этого и выстроен был храм святителя Николая. Об этом храме ничего особенного нельзя сказать, кроме того, что был расположен в нижнем этаже деревянного монастырского храма Воскресения Христова и за ветхостью своею, по резолюции митрополита Серафима, уже после того, как монастырь был обращён в приходскую церковь, уничтожен. Теперь он в совершенном запустении. Храм Воскресения Христова, замечательный как по своей внешности, выстроенный столпообразно, и служащий как бы маяком для плывущих по Белому озеру к устью реки Ковжи, так и по внутренней скромной отделке с древней живописью, освящён был в 1684 году, или 7192 года от сотворения мира 2. И теперь в этом храме хранится настоятельское место, находящееся подле правого клироса церкви. Почему был уничтожен монастырь, когда именно, сколько времени существовал, какова была братия в монастыре, не было ли из числа её замечательных, не имел ли монастырь какого-либо особенного отношения к бывшим тогда князьям Белозерским, в своё время весьма влиятельным на дела своей области, - обо всём этом ничего нельзя сказать определённого. Можно предполагать, что он тогда уничтожился, когда Ростовскому монастырю не было никакой нужды иметь себе подворье на устье реки Ковжи. К церкви Ковжской он окончательно был приписан в 1829 году.

[Благоч. обычаи] До устроения Белозерского канала, - когда судоходство по системе мариинской совершалось чрез бурное Белое озеро, - всё купечество имело особенное почтение к святыне Ковжской, особенно к иконе святителя Николая 3. В этом известном святителе оно старалось видеть своего предстателя и молитвенника, и как бы верного кормчего при переправе судов своих к устью Ковжи по бурным волнам озера. Спокойно переплывя озеро, при вступлении в устье реки Ковжи, каждый считал священным долгом отслужить молебен святителю Николаю. То время было самое замечательное для церкви и жителей прихода. Постоянный наплыв народа в летнее, а иногда и в зимнее, время оживлял место. Теперь остаются только одни воспоминания. Постоянные столконовения с народом чужим, более или менее различным по степени нравственности и по убеждениям религиозным, не изменили духа жителей прихода. Простота в нравах и усердие к церкви Божией остались в прежнем виде. К чести прихода и к доброй памяти бывших священников нужно сказать, что и нелепых бредней раскола не росло не и воспитывалось на почве Ковжской, хотя жителям и приходилось иметь дело с купцами преданными расколу.

[Местность] Приход Ковжа расположен в местности более открытой и низменной. Он находится при впадении реки Ковжи в Белое озеро.

[Р. Ковжа] Река в системе мариинского судоходства имеет немаловажное значение. Она течёт на пространстве 70 вёрст. Ширина её средним размером 15 сажен, а по местам восходит и до 30. Вода бурая пресная; берега ровные и, по местам, отмелые, глубина от 4 до 10 сажен и более Дно большей частью песчаное, местами илистое. Река рыбная. Рыба: лещ, язь, щука, окунь, судак, сиг, стерлядь, осётр и белуга. Последние две породы редко впрочем попадают в сети. На реке есть пороги, для предотвращения вреда от них судоходству устроен шлюз.

[Рыбная ловля] Белое озеро служит единственным источником безбедного существования прихожан ковжских, снабжая их рыбой; рыболовство составляет почти единственную надёжную промышленность жителей прихода Ковжского. Ныне же нельзя похвалиться обилием рыбной ловли.

[Земля] Земля по приходу есть и чернозёмная, и суглинок, и песчаная. Приплод восходит иногда до 10 мер на меру. Сеют рожь и овёс, - жита, пшеницы и ячменя мало. Замечательно, - весь приход почти рыболовы, и на редкость кто сеет коноплю. Для вязки сетей большей частью покупают на стороне.

[Огородничество] Огородничество совершенно в упадке, ему не способствует низменное положение почвы. О садах только воображать можно. Вообще сказать, здесь существует только напольное хозяйство, и оно не таково, чтобы можно было от вещественных продовольствий что-либо продать на сторону.

[Скотоводство] Скотоводство не процветает, даже и у чинов причта имеются только две лошади, 6 коров, 4 овцы.

[Речки] К земле прихожан примыкают речки: Кема и Морьевка, замечательные тем, что по ним с удобностью можно сплавлять строевой лес (по дачам собственно прихода лес не замечателен).

[Промыслы] От этого прихожане промышляют иногда сплавом леса, а иные, особенно семейные, ходят на Белозерский канал и там подряжаются тянуть суда. Других промыслов и ремёсел не водится.

[Селения] Село Ковжа, дворов до 41. Земля чернозёмная, очень плодородна, но большое препятствие плодородию причиняет иногда вода. Все жители православные. Второе селение на ближайшем расстоянии от церкви деревня Орлово, в ней 17 дв., земля суглинистая с той особенностью, что не боится ни засухи, ни мокроты, или мороза без снега. Жители православные и все рыболовы. Дорога к деревне удобная только водой, от церкви в 2-х верстах. Третье и последнее селение от церкви на 12 вёрст по ближайшему водяному пути, деревня Морьево, при реке Морьевке, дв. 17, земля песок, но очень плодородная. Жители очень хорошо заправляют хозяйством и хлебопашеством; им более не на что и надеяться. Они поставлены в такого рода обстановку, что если не обрабатывать земли, то значит и не жить. Жители других селений находятся при воде, стало быть, могут ловить рыбу, и тогда, когда бывает хорош улов, крестьяне почти пренебрегают полевым хозяйством. Всех дворов в приходе 80, жителей мужеска пола 290, женска 370, все православные. Дороги по приходу удобны только водой. Сообщение с городом очень удобно, особенно в летнее время по каналу Белозерскому.

[Границы] Приход Ковжа смежен с Успенским Мегорским и Богородице-Рождественским Шольским. Деревня Морьева даже отстоит от Шолы только на 7 вёрст.


Жителей в приходе:

Белого духовенства 3 муж., 4 жен.

Крестьян государственных 270 муж., 345 жен.

Бессрочно отпускных 1 муж.

Отставных нижних чинов 14 муж., 26 жен.

Римско-католического исповед. 3 муж.

Инородцев 3 муж.

Итого 294 муж., 375 жен.


Число родившихся:

Законнорожденных 17 муж., 12 жен.

Незаконнорожденных 1 муж., 1 жен.

Итого 18 муж., 13 жен.


Число браков:

Православных 6


Число умерших:

Моложе 1 года 4 муж., 1 жен.

включительно от 1 до 5 лет 6 муж., 7 жен.

10 - 15 - 2 жен.

35 - 40 - 3 муж., 1 жен.

50 - 55 - 1 муж., 1 жен.

55 - 60 - 1 жен.

60 - 65 - 1 муж., 1 жен.

70 - 75 - 2 жен.

75 - 80 - 1 муж.

Итого 16 муж., 16 жен.

Примечания

1 Грамота эта дана была Ростовскому монастырю Михаилом Феодоровичем вследствие того, что монастырь, по случаю нахождения литовских людей, утеряв бывшие архивные царские грамоты, дававшие ему право иметь вотчину на Бел-озере, ловит рыбу и имеет монастырь Николая Чудотворца, просил списков с бывших грамот. Копия грамоты 7124 г. от сотворения мира; есть ещё копия с грамот царя Алексея Михайловича 7154 года февраля 3-го, Феодора Алексеевича 7185 г. марта 20, и Петра Алексеевича 7196 октября 3; коими только подтверждаются права Ростовского Борисоглебского монастыря.

2 Между первым и вторым ярусами иконостаса, отделёнными гладким окрашенным бруском, находится надпись следующая: лета 7192 освещена бысть церковь сия Воскресения Господа нашего Иисуса Христа при благочестивейших Государех, Царех и Великих князех Иоанне и Петре Алексеевичах, всея великия и белыя и малыя России самодержцах, при Святейшем Иоакиме, Патриархе Московском и всея России, по благословению Архиепископа Симона Вологодскаго и Белозерскаго, Марта в 7 день.

3 В настоящее время эта икона находится в холодном Ковжском храме - Сретения Господня, - на аналое близ первого клироса, в серебряно-позлащённой ризе и под стеклом. Длина её 10 с половиной вершков, ширина 8 вершков.


Источник

Новгородский сборник. Вып. 1. - Новгород, 1865. - С. 134-140.